Урок математики по теме: "Систематизация текстовых задач и пути их решения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Систематизировать простые текстовые задачи, обозначить пути их решения, использовать деятельностный метод для повышения мотивации учащихся.

Ход урока

1. Организационные моменты

2. Постановка проблемы

- Как решить текстовую задачу?

Тема урока: (на доске) “Компас решения текстовых задач”.

- Сегодня на уроке мы будем искать пути решения различных задач.

3. Систематизация имеющихся знаний

- Какую задачу решить проще: в 1 действие или в несколько действий?

- Как называются задачи в 1 действие?

(запись в тетради, на доске таблица) “Простые задачи”

- Какие виды простых задач существуют?

а) на сложение и вычитание части и целого (оформляется в тетради и на доске схемой)
б) на умножение и деление (на взаимосвязь величин по формулам, оформляется таблицей)
в) на разностное сравнение
г) на кратное сравнение

В итоге на доске и в тетради появляется следующее:

Вывод: простые задачи делятся на 4 типа:

4. Фронтальное закрепление на практике полученных выводов.

- Определите тип задачи и решите ее (устно)

1) В 1-й день машина проходит 30 км, во 2-й – 10. Сколько км проехала машина за 2 дня?

Ответ: 40 км.

2) Во дворе стоят 12 автомобилей. Сколько легковых машин, если грузовых 4?

Ответ: 8.

3) Глубина оврага 3 м. Это на 15 м меньше, чем глубина колодца. Какова глубина колодца?

Ответ: 18 м.

4) У собаки 42 зуба, а у кошки 30 зубов. На сколько больше зубов у собаки, чем у кошки?

Ответ: на 12.

5) Длина прямоугольника 8 см, ширина 7 см. Найдите площадь прямоугольника. Ответ: 56.

6) Лодка проплыла 28 км со скоростью 7 км/ч. Какое время она была в пути?

Ответ: 4 ч.

7) Мама купила 3 кг муки по цене 15 руб. за 1 кг. Сколько денег мама потратила? Ответ: 45 руб.

8) Ученик решил 20 примеров за 4 минуты. С какой производительностью он занимался?

Ответ: 5 примеров в минуту.

9) Отцу 32 года, а сыну 8 лет. Во сколько раз отец старше сына?

Ответ: в 4 раза.

- Как решить простую задачу, остались вопросы?

- Как решить составную задачу? Вслушайтесь в название: составная, значит ее из чего-то составили. Как вы думаете, из чего?

5. Выход из проблемы

Составная задача – это цепочка простых задач.

на доске и в тетради:

Нужно разбить составную задачу на несколько простых и по очереди их решить. Решение последней простой задачи и будет ответом составной задачи.

6. Практическое закрепление в самостоятельной работе полученных выводов

Детям предлагаются на выбор карточки разных уровней сложности, по три задачи в каждой. Самостоятельно на месте выполняют решение. Первые три ученика, справившиеся с работой, отвечают у доски по одной задаче (по выбору) и становятся консультантами для других детей. Они проходят по классу и оценивают (зеленой ручкой) работы учеников.

Дифференцированные разноуровневые задачи для самостоятельной работы.

Уровень А.

Карточка 1.

1. Туристы шли до привала 4 часа со скоростью 5 км/ч. После привала они шли еще 3 часа. Какова была их скорость после привала, если весь путь равен 32 км?

2. Два мальчика купили 5 коробок пластилина по одинаковой цене. Один заплатил за коробки16 руб, а другой 24 руб. Сколько коробок пластилина купил каждый мальчик ?

3. Рыбаки поймали 64 форели, а сазанов на 48 меньше. Во сколько раз меньше поймали сазанов, чем форели?

Карточка 2.

1. Катер прошел 96 км за 3 часа. За какое время он пройдет тот же путь, если его скорость уменьшится на 8 км/ч?

2. Купили 7 красных рыбок по 3 руб. и еще 4 желтых рыбки. За всю покупку заплатили 29 руб. Сколько стоит одна желтая рыбка?

3. Костюм стоит 120 рублей, а платье в три раза дешевле. На сколько костюм дороже платья?

Карточка 3.

1. Самолет пролетел за 4 часа 1280 км, а автомобиль проехал за пять часов 400 км. Во сколько раз скорость автомобиля меньше скорости самолета?

2. Одна ложка стоит 3 рубля, а вилка 4 рубля. На сколько дороже 5 вилок, чем 4 ложки?

3. На 3 грузовиках привезли 180 мешков муки. Сколько потребуется грузовиков, чтобы доставить 420 таких же мешков муки?

Карточка 4.

1. Расстояние до стадиона 1200 метров мальчик прошел за 15 минут. На обратный путь он потратил на 15 минут больше. С какой скоростью мальчик шел обратно?

2. Купили 6 стульев и 4 табуретки по одинаковой цене. За стулья заплатили 54 рубля. Сколько стоят табуретки?

3. Хозяйка засолила несколько банок помидоров, по 3кг в каждой банке. После того, как съели 12 кг помидоров, осталось 18 кг. Сколько банок помидоров засолила хозяйка?

Уровень В

Карточка 1.

1. Ворона летела 3 часа со скоростью 50 км/ч. Скворец такое же расстояние пролетит за 2 ч. С какой скоростью летит скворец?

2. Для ремонта купили 2 куска голубых обоев по 7 руб. и столько же сиреневых по 8 руб. Сколько денег заплатили?

3. 5 ящиков с апельсинами весят 40 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой, чем ящик с апельсинами?

Карточка 2.

1. Мотоциклист ехал 2 часа со скоростью 80 км/ч и три часа со скоростью 70км/ч. Какой путь проехал мотоциклист?

2. У Сережи 14 рублей, а у Вити 13 рублей. Сколько наклеек они смогут купить, если одна наклейка стоит 3 рубля?

3. В ведре 8 л воды, что в 8 раз меньше, чем в бочке. Сколько литров воды в ведре и в бочке?

Итог урока: Справились мы с проблемой “Как решить задачу”?

- Кому помог в этом составленный “компас решения задач”?

- Кто из вас почувствовал себя увереннее после сегодняшнего урока?

Д/з. Составьте и решите составную задачу на разностное сравнение с использованием формулы стоимости.

Список литературы

  1. Математика 3 класс. Л. Г. Петерсон
  2. 2500 задач по математике О. В. Узорова, Е. А. Нефедова