Урок русского языка по теме: "Сопоставление окончаний имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже с использованием интерактивных методов обучения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: совершенствование умений в правописании окончаний прилагательных женского и среднего рода в Именительном падеже через их сопоставление.

Задачи:

1.Формировать представление о необходимости проверки безударных окончаний имён прилагательных в Именительном падеже женского и среднего рода и способов их проверки в связи с несовпадением их произношения и написания.

2. Развивать образное, ассоциативное, творческое мышление, устную, диалогическую речь, внимание. Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, умение доказывать, рефлексивные способности.

3. Воспитывать чувство ответственности за товарищей, умение подчиняться правилам группового общения, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь.

Оборудование:

  • карточки с заданиями, сигнальные карточки “снежинки” и окончания прилагательных ж. р и ср. р, “каждый учит каждого” – слова на доске, опорные таблицы, зимняя картина (любого художника), карточка – раскладушка (тест)

Дети работают в группах по шесть человек и в парах внутри группы.

1. Орг. момент.

Игра – приветствие. Говорят хором слова.

– Желаю успеха большого всегда и везде, (дети поворачиваются друг другу парами, здороваются пальцами рук поочерёдно от мизинца к большому).

– Здравствуйте (хлопок в ладоши).

– Удачи тебе на уроке (берут друг друга за руки).

– Сегодня мы с вами будем работать под девизом: “Каждый учит каждого” и нам поможет снежинка, которая лежит у вас на парте, с её помощью вы сможете оценить свою работу и работу своих товарищей.

(Сигнальные карточки в виде снежинок на парте у каждого ученика, слова “каждый учит каждого на доске)

– Какую часть речи мы с вами изучаем уже на протяжении нескольких уроков?

(Имя прилагательное)

– Как вы думаете, всё ли мы с вами знаем об имени прилагательном или вы можете узнать ещё, что-то новое?

– Так ли это, вы скажете мне уже в конце урока.

2. Работа над пройденным материалом.

Проверка домашнего задания.

– Сверьте падеж и окончание имён прилагательных с образцом (образец на доске).

Зимнего леса — Р.п., -его
в дремучем лесу — П.п., -ем
пушистым снегом — Т.п., -ым
по голубому небу — Д.п., -ому
в белоснежном январе — П.п., -ом
храбрым зайцем — Т.п, -ым
в зимний лес — В.п.,- ий

– Как определили падеж прилагательного? (ответы детей)

– Как проверить безударное окончание прилагательных? (ответы детей)

– Нарисуйте снежинку в тетради на полях те, кто выполнил задание правильно. (Самопроверка)

3. Работа над новым материалом.

3) Выделение темы и цели урока.

– Кто внимательный? Прилагательных в каком падеже нет среди слов в задании, которое вы выполняли дома? (прилагательных в Именительном падеже).

– Какое окончание вы напишете у данных прилагательных в Именительном падеже? (словосочетания написаны на доске)

И.п. Снежн… зима зимн… пора
Снежн… поле зимн… утро

– Определите род прилагательных в первой строке (ж. р.).

Во второй строке.(ср. р.).

– Какое окончание напишем у прилагательных в первом столбике? (-ая, -ое)

– Как проверить? (по вопросу)

– Давайте, сравним, как слышим мы эти окончания? Сходны ли они по звучанию? (сходны)

– А как мы их пишем, одинаково или по-разному? (по-разному).

– Что нам помогает в том, чтобы мы не ошиблись в написании окончаний в этих словах? (вопрос)

– Посмотрите на слова во втором столбике. Какие окончания мы напишем в этих прилагательных? (-яя, -ее)

– Как проверить? (поставить вопрос)

– Давайте произнесём эти слова. Какие окончания вы слышите? (сходные по звучанию)

– А какие окончания нужно писать? (разные)

Что нам поможет в написании окончаний? (Вопрос, знание рода прилагательного и существительного)

– А теперь догадайтесь, чему мы должны научиться на уроке?

(Правильно писать окончания прилагательных в И.п. женского и среднего рода).

– Итак тема нашего урока – “Сопоставление окончаний имен прилагательных ж.и ср. рода в И.п.”

– Какие окончания мы пишем у прилагательных ж. р. и ср. р. в И.п.? Что нам помогает? (вопрос)

Вывешивается таблица:

И.п.
ж. р. ср. р.
-ая -ое
-яя -ее

2) Работа в тетрадях.

Минута чистописания: ая яя ое ее

(Круговая тетрадь – пишет лучший ученик прошлого урока)

– Оцените свою работу, нарисуйте снежинку на полях. (Самопроверка)

3) Самостоятельная работа

– Спишите предложения. Вставьте окончания, докажите правильность своего решения. (Четверостишие на доске)

Лёгк.. снежинка падает кружась,
В поле белоснежное мягко улеглась.
Солнце золотист.. плечи ей ласкает,
В прозрачную слезинку её преображает.

(Один ученик объясняет вслух написание окончаний и доказывает своё решение, остальные сигналят сигнальными картами)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. (взаимопроверка)

– Нарисуйте снежинку на полях, если работа выполнена правильно.

4) Работа в группах

– Что вы представляете себе. когда слышите слово – снежинка?

(снежинка – зима, снег, мороз, сосулька, небо, солнце) – слова на доске.

– Выберите среди данных слов слова женского рода. (Зима, сосулька, снежинка)

– Назовите слова среднего рода (солнце, небо)

– Сейчас с помощью прилагательных опишите снежинку, зиму, солнце и небо. В каждой группе выберите человека, который будет отвечать

(Дети работают в группах. Один человек от группы отвечает и доказывает решение группы, другие группы показывают сигнальную карточку, если согласны)

– Нарисуйте снежинку на полях, если все окончания прилагательных вы написали правильно.

4. Минута отдыха.

Вот пурга гулять пустилась,
Сюда снежинка опустилась. (Показываю на кончик указки)

– Вот она порхает, кружиться. Следите за ней глазками. Если снежинка опустится на какой-то “предмет” на картине, вы должны определить род существительного и подобрать к нему прилагательное, назвать его окончание.

(Работа по картине. Указываю на предмет женского или среднего рода, дети называют прилагательное и окончание)

5. Продолжение работы по теме урока.

5) Работа с сигнальными картами (окончания прилагательных).

– Покажите окончания, которые вы напишете в прилагательных.

морозное утро
серебристое одеяло
голубое небо
зимняя дорога
холодная погода
белая снежинка
сильная метель
блестящая перина
снежная поляна
зимняя сказка

6) Взаимотренаж.

Дети получают карточки. В каждой группе четыре (можно больше) вариантов карточек. Учащиеся делятся в группах на пары и проверяют друг друга. Одному ученику достаётся карточка с уже вписанными окончаниями, другому та, в которой окончания необходимо вставить. Один проверяет другого, затем пары меняются карточками и работают с другими словами.

– Итак, вы проверили друг друга. Что нужно сделать для того, чтобы не ошибиться в написании окончаний у прилагательных ж. и ср. рода в И. п.

(Определить род существительного к которому относится прилагательное и вспомнить какое окончание пишется у прилагательных в И. п., ж. р. и ср. р., задать вопрос к прилагательному от существительного)

7) Работа с учебником. (самостоятельно)

Упр. 322 с. 23 ( учебник Русского языка Рамзаева Т. Г.)

(Проверка сигнальные карты – “снежинки”. 1 группа объясняет первое предложение, 2 – второе, 3 – третье)

– Снежинка оказывается волшебная. Она помогала нам в течение всего урока контролировать себя, “каждому учить каждого”. Если у вас выполнено всё правильно, нарисуйте снежинку на полях. Количество снежинок, которые вы нарисовали у себя на полях, соответствует вашей оценке за урок.

8) Тестирование.

– А сейчас последнее задание, которое мы должны с вами выполнить и узнать всё ли вы запомнили и всему ли вы научились на уроке. Сейчас мы выполним небольшой тест, который покажет уровень ваших знаний полученных за урок. Возьмите складную карточку и ответьте на вопросы в ней.

(В столбце №1 подчёркнуты правильные варианты ответов, но он закрыт. Столбик № 1 а выполняют учащиеся. Карточка свёрнута в три раза так, что дети не могут увидеть ответы прежде, чем не выполнят задание.)

№ 1

1.Какие окончания у имён прилагательных женского рода?

а) –ой, -ый, -ий

б) –ая,-яя

в) –ое, -ее

2. Если имя прилагательное имеет окончание –ое, -ее, то какого оно рода?

а) мужского рода

б) женского рода

в) среднего рода

3.В каких именах прилагательных нужно писать окончание -яя?

а) домашнее животное

б) домашняя работа

в) утреннее небо

г) синяя блузка

4.Соедини окончания с именами прилагательными.

№ 1 а

1.Какие окончания у имён прилагательных женского рода?

а) –ой, -ый, -ий

б) –ая,-яя

в) –ое, -ее

2. Если имя прилагательное имеет окончание –ое, -ее, то какого оно рода?

а) мужского рода

б) женского рода

в) среднего рода

3.В каких именах прилагательных нужно писать окончание -яя?

а) домашн… животное

б) домашн… работа

в) утренн… небо

г) синя… блузка

4.Соедини окончания с именами прилагательными.

-ее 1) горяч… молоко

-ая 2) горяч… лепёшка

-яя 3) син… блузка

4) зимн… утро

 

(выполняют самостоятельно)

– А теперь разверните и сверьте с образцом. Те кто выполнил всё, поставят себе 5, если есть одна ошибка – 4, две ошибки – 3. Я соберу карточки и посмотрю, насколько верно вы умеете оценивать себя.

– Поднимите руки те, кто получил 5. Молодцы!

6. Итог урока. Рефлексия.

– Итак, ребята, действительно ли написание окончаний у прилагательных женского и среднего рода трудная орфограмма?

– Почему?

– Как можно проверить написание окончаний прилагательных в И.п. женского и среднего рода?

– Кто этому научился?

– Какой вид работы с товарищами вам понравился, в парах или всем вместе?

– Интересно работать в группах?

– Кто бы ещё хотел работать в группах?