Тема урока: Разложение чисел на простые множители.
Тип урока: “Открытие” нового знания.
Ход урока.
Учитель: Добрый день, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите дату, “Классная работа”.
А для того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, давайте вспомним, чему мы научились на прошлом уроке?
Ученик : Мы научились раскладывать числа на простые множители.
На доске записи:
Учитель: Что интересного записано на доске?
Ученик: Числа разложены на простые множители.
Учитель: Все с этим согласны?
Ученик: Нет.
Учитель: С чем не согласны? Почему?
Ученик: Числа 660 и 35 не разложены на простые множители, так как в их разложении присутствуют 4 и 1. Число 4 – составное, число 1 не является ни простым, ни составным.
Учитель: Хорошо. А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Ученик: Разложением чисел на простые множители.
Учитель: А для чего нам это нужно?
Ученик: Может быть это пригодится для решения каких–то задач?
Учитель: Давайте посмотрим.
На доске записи:
Учитель: Что записано на доске?
Ученик: Буквенное выражение и разложение чисел на простые множители..
Учитель: Давайте вместе придумаем задание, которое попытаемся выполнить. ( Учащиеся предлагают различные задания ).
Учитель: Мне понравилось задание, где необходимо найти значение буквенного выражения, подставив значения букв. Давайте его выполним за 3 минуты с полным оформлением. (Учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях,1 сильный ученик – с обратной стороны доски и учитель – с обратной стороны доски).
Учитель: Кто выполнил задание? Я уже готова дать результат. А почему вы не успели?
Ученик: Не хватило времени : сначала умножаем, потом находим частное.
Учитель: А почему я успела сделать?
Ученик: Наверное нашли более быстрый способ.
Учитель: А вам интересно как я это сделала быстро? Какую цель поставим перед собой?
Ученик: Найти быстрый способ нахождения частного с использованием разложения чисел на простые множители.
Учитель: Давайте посмотрим ваш вариант решения. ( Проверяем задание, выполненное учеником с обратной стороны доски Вариант записи: а = 5*7*3 = 105, с = 5*3 = 15. Если а=105, с=15, то а : с = 105 : 15 = 7 ).
Учитель: А теперь давайте обсудим мой способ решения. ( Учитель открывает свою половину доски, где находится запись:
Учитель: Чей способ вам показался удобней? Почему?
Ученик : Тот способ, где меньше надо выполнять действий. ( Можно выслушать разные варианты ответов учащихся ).
Учитель: Давайте выполним аналогичные задания, но поменяем значения букв.
На доске записи:
(Учащиеся по одному у доски выполняют с объяснением. )
Учитель: Кому понятен способ решения?
Учитель: Давайте себя проверим, выполнив задания из учебника : № 623 ( 1, 5), стр.131.
Определи, делится ли число а на число с, и если делится, найди частное:
1) а = 2*2*2*5*11 , с = 2*2*11
5) а = 2*2*2*3*3*5*11*13 , с = 1000
(Можно организовать работу с копиркой, можно заранее заготовить верные ответы (эталон), можно попросить двух учащихся поработать с закрытой частью доски. Затем дети сами проверяют результаты, находят ошибки ).
Эталон.
1) а : с = ( 2*2*2*5*11 ) : ( 2*2*11 ) = 2*5 = 10
5) с = 1000 = 2*2*2*5*5*5
а : с = ( 2*2*2*3*3*5*11*13 ) : ( 2*2*2*5*5*5 )
Учитель: Молодцы. Вы сейчас сами поработали и давайте посмотрим, у кого не допущено ни одной ошибки. ( Дети поднимают руки ). Поставьте себе “5”. У кого допущена одна ошибка? Поставьте себе “4”.
Учитель: А теперь давайте вернёмся к началу урока, к нашим числам. Определите, на какие из них делится число к и запишите в тетрадях числа вместе с буквой. (Учащиеся выполняют работу самостоятельно в тетрадях).
Учитель: Какие числа вы выписали?
Ученик : 20, 10, 63, 35, 6, 70, 18, 36.
Учитель: Расположите числа в порядке убывания и скажите, кем вы были сегодня на уроке?
Учитель: Давайте подведем небольшой итог. Какова была цель урока? Мы её достигли? Кто считает, что всё понял? Кто еще над чем должен поработать?
Учитель: А сейчас запишем домашнее задание:
п.1,стр.130-131; №640(2), №642, №643(1,2,3).
Учитель: Молодцы. Спасибо за работу на уроке.