Игра является неотъемлемым элементом культуры любого общества и сопровождает человека всю жизнь. Мы начинаем играть, будучи детьми, и не перестаем этим заниматься, становясь взрослыми. Независимо от возраста, происхождения, национальности, вероисповедания или социального статуса, мы продолжаем играть в самые разные игры, которые просто по-другому называются, но их суть практически не меняется. Поэтому очень важно помочь ребятам разобраться в том, что представляет собой игра, какие потребности она удовлетворяет, в чем ее отличительные особенности, а также показать разнообразие форм игровой деятельности в современном обществе.
Предлагаемый материал рассчитан, в первую очередь, на учащихся старшей школы и может быть использован при проведении факультативного занятия, классного часа, индивидуальной беседы с учащимися, общешкольного мероприятия и даже родительского собрания.
Занятие состоит из четырех этапов. На первом этапе в ходе эвристической беседы выясняются следующие вопросы:
- что такое игра (это действие, которое протекает в определенных рамках места и времени, по определенно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости);
- какие потребности она удовлетворяет (выход избыточной энергии, отдых и разрядка, предварительная тренировка перед серьезным испытанием, приобретение каких-то умений, удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний и т.д.);
- каковы ее основные признаки (см. первый столбик таблицы).
Далее целесообразно подвести ребят к пониманию того факта, что игровые моменты присутствуют во всех сферах нашей жизни. Чертится сводная таблица, которая так и называется “Что наша жизнь? Игра…”, и в первый столбик заносятся основные признаки игровой деятельности.
Сферы деятельности | Учеба |
Наука |
Спорт |
Бизнес |
Избирательная кампания |
Судебный процесс |
Война |
Признаки игры | |||||||
1. Свободная деятельность | |||||||
2. Ограничения: |
|||||||
а) период времени |
|||||||
б) пространство |
|||||||
в) правила |
|||||||
3. Обособленность играющих | |||||||
4. Состязательность, элемент напряжения | |||||||
5. Непредсказуемость, переменчивость успеха |
На втором этапе занятия класс делится на 7 групп по 3-4 человека. Каждая группа получает задание - конкретизировать все признаки игры применительно к одной из сфер. На обсуждение ребятам дается 5-7 минут. Сферы деятельности могут быть распределены самим учителем с учетом желания групп либо путем жеребьевки. На третьем этапе занятия каждая группа поочередно представляет “свою” сферу деятельности. По ходу ответов ребят учащихся постепенно заполняется таблица. Ответы могут уточняться и дополняться как самим педагогом, так и учениками. Одновременно обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения или разногласия у членов группы. На четвертом, заключительном этапе занятия материал можно обобщить на теоретическом уровне, раскрыть его практическую и ценностную значимость.
В ходе обсуждения результатов работы групп и заполнения таблицы важно обратить внимание ребят на ряд моментов.
- В таблице представлены некоторые сферы жизни, с которыми учащиеся пока еще не имеют непосредственного прямого контакта. Например, часто возникает вопрос о состязательности в науке. Ребятам следует объяснить, что это различные точки зрения по одной и той же проблеме, различные трактовки одного и того же события, различные (и, порой, противоборствующие) научные направления и даже целые научные школы. Все это желательно подкрепить реальными историческими примерами.
- Говоря о правилах “игр”, стоит показать на конкретных примерах, что достаточно часто эти правила нарушаются. Например, в спорте это использование допинговых препаратов, нечестное судейство; в бизнесе – мошенничество, рэкет; в ходе проведения избирательной кампании – открытые выступления против своих политических противников, подтасовки бланков, “уотергейтское дело” и т.д.
- Заполненная целиком таблица позволяет продемонстрировать единство и многообразие игровой деятельности в современном обществе. Единство проявляется в наличии у всех “игр” общих признаков, которые выступают в качестве формы, в качестве основы любой игры. Многообразие проявляется в том, что эта форма наполняется разным содержанием, благодаря которому каждая сфера деятельности, каждая “игра” становится своеобразной и, в какой-то степени, уникальной, неповторимой. Раскрытие принципа “Единство - в многообразии” выводит учащихся на более высокий, философский уровень осмысления изучаемого материала.
В чем практическая ценность данного занятия?
Во-первых, материал помогает ребятам увидеть и оценить жизненные стратегии, используемые в различных “играх”. Например, можно обсудить способы ведения бизнеса, то есть выйти на проблемы предпринимательской этики. В связи с этим целесообразно поработать с девизом русских купцов: “Капитал превыше всего, но честь превыше капитала”. Можно вспомнить различные стратегии ведения войны и привести примеры из истории: маневр Фемистокла, заманившего персидский флот в Саламинскую бухту во время одной из греко-персидских войн; тактику ведения боевых действий А.В.Суворовым, который действовал в нарушение всех правил своего времени, но достигал нужных ему результатов; оставление русской армией Москвы и ее отступление к Тарутину во время Отечественной войны 1812 года и другие. Кстати, упомянутые ранее нарушения правил – это тоже определенные стратегии игры.
Во-вторых, данная тема позволяет ребятам оценить свой собственный потенциал. Как правило, ребенок ведет себя в любой игре определенным образом. В ходе обсуждения он может увидеть другие модели поведения, выявить их достоинства и недостатки. Не исключен вариант, что в следующий раз в сходной “игре” он рискнет попробовать вести себя по-другому. Также учащимся можно предложить проанализировать текст одной из песен (см. ниже), найти представленные там стратегии (они подчеркнуты), а также помочь им определить приемлемые и неприемлемые лично для них стратегии поведения в различных жизненных ситуациях.
Две капли блеснут, блеснут на дне,
Эфес о ладонь согреешь,
Но жизнь хороша, и хороша вдвойне,
Коль ей рисковать умеешь.
Хитри, отступай, играй, кружи,
Сживая врагов со света…
Но что же такое жизнь? А жизнь -
Простая дуэль со смертью.
В кромешном дыму не виден рай,
Но к пеклу привыкло тело.
И если решать – тогда решай,
А если решил – за дело!
(Песня из к/ф “Три мушкетера”)
В-третьих, очень важно обратить внимание ребят на те умения и навыки, которые можно приобрести в ходе этих жизненных “игр”:
- умение принимать решение;
- умение четко ставить цель, определять сроки и методы ее достижения;
- умение работать в группе, команде (если это групповая “игра”, например, бизнес, спортивные командные игры, избирательная компания и т.д.);
- умение проигрывать и т.д.
В-четвертых, материал данной темы позволяет вывести учащихся на вопросы мировоззренческого и философского характера. Здесь речь идет об убеждениях, об индивидуальных ценностных установках старшеклассников. Например, ребята выяснили, что игра – это свободная деятельность, однако в некоторых случаях кто-то оказывается втянутым в нее помимо собственной воли (например, солдаты на войне, участники судебного процесса). Особый интерес вызывает вопрос об учебе – это деятельность по принуждению или нет? Обычно здесь наблюдается широкий диапазон мнений в зависимости от тех целей, которые стоят перед старшеклассниками. Многие из них признают, что эта “игра” началась в свое время по принуждению, но с возрастом осознается ее практическая полезность. Таким образом, учащиеся видят, что с течением времени жизненные ценности и установки могут изменяться.
После окончательного заполнения таблицы ребята сами приходят к выводу, что вся наша жизнь - это большая игра. И здесь необходимо подчеркнуть ценность той работы, которая была проделана на занятии. Для чего нужно было заполнять таблицу? А для того, чтобы старшеклассники, вступая в любую жизненную “игру” знали, что есть определенные правила, что есть элемент непредсказуемости, что успех переменчив. Задача педагога - помочь ребятам осознать позицию игрока в жизни, убедить их в том, что невозможно всегда побеждать, что нужно учиться (и этому действительно нужно учиться!) проигрывать. Любое поражение – это возможность увидеть свои просчеты, извлечь из этого опыта уроки, сделать конструктивные выводы, чтобы больше не повторять этих ошибок. Педагогу стоит заострить внимание на том, что отрицательный опыт иногда учит гораздо лучше, чем положительный. Можно предложить ребятам подтвердить известную фразу “На ошибках учатся” конкретными примерами из собственного жизненного опыта. Разумеется, следует быть готовым к тому, что не каждый отважится публично признаться в совершенных ошибках.
Также очень важно показать переменчивость успеха в любой игре. Обсуждение этого вопроса способствует формированию позитивного отношения к жизни – у ребят снимается как “комплекс отличника”, не умеющего проигрывать, так и “комплекс неудачника”, не умеющего выигрывать. Старшеклассники начинают осознавать, что выиграть может любой, и все, что от них требуется – это играть, не боясь рисковать и не боясь проигрывать.
Работа с таблицей “жизненных игр” предоставляет учащимся великолепную возможность увидеть и осознать глубинные пласты игровой деятельности. Она позволяет вывести ребят на качественно новый уровень осмысления роли игры как в современном обществе в целом, так и в жизни отдельного человека в частности.
Если позволяет время, желательно продолжить изучение этой темы, чтобы раскрыть другие аспекты игры. Учитывая предметные интересы и увлечения ребят, можно предложить им выполнить домашнее задание творческого характера – подготовить индивидуальные или групповые сообщения по различным темам, так или иначе связанным с игрой, например:
Предмет |
Возможные задания и темы для сообщений |
История |
|
Литература |
1. Подобрать русские народные пословицы и поговорки об игре. 2. Вспомнить литературные произведения, в которых упоминаются или описываются различные игр, зачитать описания этих игр. |
Иностранный язык |
1. Подобрать зарубежные пословицы и поговорки об игре 2. Найти в русском языке слова, заимствованные из зарубежных игр, и объяснить (при необходимости) их значение. |
География |
|
Экономика |
Рассказать об игре на фондовой бирже. |
Математика |
Математические игры. |
Информатика |
Опасности виртуальных игр. |
Физика |
Игры света (звука, воды и т.д.). |
Химия |
Игры веществ (с демонстрацией самых интересных опытов) |
Биология |
Игры животных. |
ОБЖ |
Игры со смертью (рассказать о самых опасных профессиях, связанных с риском для жизни). |
Физическая культура |
|
Изобразительное искусство |
Подобрать репродукции картин, на которых изображена игра. |
Музыка |
Вспомнить песни, посвященные играм. |
Разумеется, указанная тематика сообщений является примерной, и будет варьироваться в зависимости от специализации учителя, интересов ребят и т.д. На основе этих сообщений можно провести “Фестиваль игр” как в рамках одного класса, так и на уровне параллели и даже целой школы.