Тема урока: Стихотворение Н.М.Рубцова “Тихая моя родина”.
Цели урока:
- познакомить учащихся с произведением Н.Рубцова “Тихая моя родина”, продолжить формирование навыка выразительного чтения вслух, словесного рисования;
- развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, своему краю, патриотизм.
Оборудование:
- учебник “Родная речь” книга 3, часть 2, автор М.В. Голованова;
- рисунки учащихся к стихотворению;
- портрет Н.М.Рубцова;
- иллюстрации к стихотворению;
- аудиозапись музыки Вангелиса.
План урока
1. Оргначало. Сообщение темы урока.
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения.
Иллюстрации.
Чтение стихотворения наизусть.
3. Работа над новым материалом.
Доклад.
Беседа.
Сообщение о Руси.
Чтение стихотворения учителем.
Чтение стихотворения учащимися.
Словесное рисование.
Выборочное чтение и графическое рисование.
Словарная работа.
4. Физкультминутка.
5. Продолжение работы над новым материалом.
Подготовка к выразительному чтению.
Чтение стихотворения учащимися.
Беседа.
Слушание музыки.
Выразительное чтение стихотворения.
Обобщение.
Чтение учителем стихотворения “Улетели листья с
тополей”.
6. Домашнее задание
7. Итог урока.
Ход урока
Оргначало
(Звучит музыка)
Что вы услышали в музыке? (Что-то грустное, нежное)
Что вы почувствовали? Что представили себе?
Вы, конечно, догадались, что я совсем не случайно поставила сегодня эту запись.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательных русских поэтов, которые писали о природе, о родных краях, любимой реке – словом – о родине.
А начнем мы с проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Кто желает выразительно прочитать стихотворение Анатолия Жигулина?
Кто нарисовал иллюстрацию и подобрал строки из этого стихотворения? Покажите товарищам.
У кого появилось желание выучить стихотворение наизусть? Пожалуйста, прочтите.
Хорошо. Молодцы.
Работа над новым материалом
Тему родной природы, родных и близких сердцу человека мест воспевали в своих стихах Иван Саввич Никитин, Сергей Есенин, Анатолий Жигулин, в том числе и Николай Михайлович Рубцов. Сегодня мы продолжим наблюдение за тем, как и с помощью каких средств поэты создают картины природы.
Послушайте выступлении ученика о жизни и творчестве Рубцова.
1. Доклад ученика (Приложение 1).
2. Беседа.
Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке.
Можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в этом стихотворении? (Да)
О чем? (О родине)
Что вы представляете, когда слышите слово “родина”? (Ответы детей)
Назовите слова-синонимы к слову “родина”. (Россия, Отчизна, Отечество, родная земля)
Как в древности называлась наша родина? (Русь)
Объясните значение этого слова.
3. Сообщение о Руси.
Послушайте отрывок из рассказа Сергея Романовского “Русь” (Приложение 2)
Как автор объясняет значение слова “Русь”?
Вот мы и поработаем на уроке над этими понятиями – родина, Русь.
4. Чтение стихотворения учителем.
Послушайте стихотворение Н.Рубцова “Тихая моя родина”.
Понравилось вам стихотворение?
Какое настроение вызвало оно у вас?
Это стихотворение Рубцов посвятил своему другу Василию Белову, который тоже писал о родине, родных местах. Каждый из них хотел провести диалог между читателем и писателем и донести до нас своё видение и понимание слова “родина”.
5. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися с заданием.
Прочитайте это стихотворение вполголоса и приготовьтесь рассказать, какие картины возникли у вас в воображении при чтении.
6. Словесное рисование.
Какие картины вы представили? (Ответы детей)
Автор делится своими воспоминаниями о доме, о родных местах с другом, с вами, читателями. Ему хочется передать свою нежность и печаль о прошлом, он хочет донести до вас, что воспоминания эти были светлыми и радостными.
7. Выборочное чтение и графическое рисование.
Найдите в тексте строки, которые подошли бы к этим картинам. (Вывешиваются картины на доску.)
Тихая моя родина // Ивы, река, соловьи…
Тина теперь и болота // Там, где купаться любил…
Там, где я плавал за рыбами // Сено гребут в сеновал…
Новый забор перед школою // Тот же зеленый простор..
8. Словарная работа.
А какие устаревшие слова встретились вам в этом стихотворении?
Кто знает значение этого слова?
Где можно найти лексическое значение незнакомых слов? (В “Толковом словаре”)
Погост – сельское кладбище. (В старину церковь с прилегающим участком и кладбище)
Обоз – повозки, едущие друг за другом.
Обитель – то же, что и монастырь – храм, церковь.
Физкультминутка
Сделаем физкультминутку для глаз.
Продолжение работы над новым материалом.
1. Подготовка к выразительному чтению.
Будем учиться читать выразительно это произведение. Попробуем проникнуть в настроение автора, выяснить, чем оно вызвано и с помощью каких приемов показано.
Посмотрите на знаки препинания в конце первой строки. (Это восклицательный знак)
С какой интонацией надо прочитать эти слова? (с восторгом, с любовью, с восхищением) (Тихая моя родина!)
Что стоит в конце второй строки? (Многоточие)
Этот литературный прием называется умалчивание.
Как надо прочитать эту строку? (С паузами, не спеша, с многозначительностью)
Потому, что автор, используя этот прием, заставляет задуматься, а как вы представляете себе свою родину.
С какой интонацией надо читать следующие две строки? (С сожалением, грустью)
На какие слова вы бы сделали логические ударения? (Мать, в детские годы)
Какие слова говорят о том, что автор давно здесь не бывал? (Где же погост)
Теряется физический контакт с родиной, редко приезжаем, мало молодежи остается в селе, ветшают и разрушаются здания. А село продолжает жить своей жизнью.
Какие слова повторяются вновь и вновь? Прочитайте. (Тихо, тихо, тихо)
А этот литературный прием называется повтор.
И его автор использует, чтобы показать неспешность, размеренность сельской жизни, а также доверительность и проникновенность своего внутреннего состояния.
Какие еще приметы старого ищет поэт в своем селе? (Место, где плавал за рыбами, место, где купался, школу)
Как надо прочитать эти строки? (С грустью о прошлом)
Да, изменилось село, но человека тянет вернуться к родным местам, туда, где сохранилась память о своих родных, соседях, одноклассниках.
Вновь хочется почувствовать себя мальчишкой.
Какое же желание осталось у автора? Найдите строки о речке. Как называется этот прием? (Олицетворение) (Речка за мною туманная // Будет бежать и бежать.)
Этот литературный прием нам показывает, что жизнь сравнивается с рекой.
Почему речка туманная? (Неизвестно, как сложится жизнь, какая она будет – легкая или тяжелая).
Найдите повтор. (Бежать и бежать)
Да, этот прием показывает, что все меняется, и жизнь меняется, но память остается навеки привязанной к тем местам, которые были дороги.
Какие слова, говорят об этой привязанности? (Чувствую самую жгучую, // Саму. Смертную связь). Это эпитеты.
Какие чувства надо передать слушателям? (Тихую грусть, любовь к родным местам)
Какие же слова особенно подчеркивают это? (Тихая моя родина // я ничего не забыл)
Попробуйте теперь поставить логические ударения, выделить паузы, как всегда вы привыкли делать.
Подумайте, какой темп надо выбрать, постарайтесь передать настроение автора.
2. Чтение стихотворения 2-3 учащимися.
3. Беседа.
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Чувство грусти, тоски)
А вы испытывали чувство тоски по родине, родным? (Да)
Когда это было? (Когда уезжаем надолго)
Вспомните, что вы чувствовали, возвращаясь домой? Не показалось ли вам, что дома и небо выше, и трава зеленее, и вода в реке теплее?
Как вы думаете, почему это так?
Что является для вас малой родиной? (Сердобск)
Это чувство родины, родного места, где все привычно, все свое.
Поэт написал стихотворение и передал в нем свои чувства, поделился самым сокровенным с вами читателями. (Нарисовать картину, написать музыку)
4. Слушание музыки.
Какую музыку вы сочинили бы к этому стихотворению? (тихую, грустную, нежную, спокойную – лирическую)
Послушайте музыку Вангелиса.
Сравните настроение и чувства, вызванные стихами и музыкой. (Они схожи, чувство тоски по родине)
5. Выразительное чтение стихотворения.
6. Обобщение.
В чем мудрость, главная мысль этого стихотворения? (Надо любить и беречь свою родину, родные места, людей, с которыми общаешься и ценить это общение).
Вот такие замечательные стихи написал о своей малой родине Николай Рубцов.
7. Чтение учителем стихотворения “Улетели листья с тополей”.
Понравилось вам стихотворение?
Это тоже стихи Рубцова.
Домашнее задание
Сегодня домашнее задание состоит из трех частей.
Обязательная часть. Научиться читать стихотворение Н.Рубцова “Тихая моя родина” выразительно, передавая чувства и мысли поэта.
Творческая часть нарисовать иллюстрации к любому отрывку из этого стихотворения.
По желанию. В школьной библиотеке найдите и прочитайте другие стихи Рубцова.
Итого урока
Спасибо за активную работу на уроке. Урок окончен.