Урок чтения по теме: «Н. Рубцов. "Тихая моя родина"». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема урока: Стихотворение Н.М.Рубцова “Тихая моя родина”.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с произведением Н.Рубцова “Тихая моя родина”, продолжить формирование навыка выразительного чтения вслух, словесного рисования;
  • развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, своему краю, патриотизм.

Оборудование:

  • учебник “Родная речь” книга 3, часть 2, автор М.В. Голованова;
  • рисунки учащихся к стихотворению;
  • портрет Н.М.Рубцова;
  • иллюстрации к стихотворению;
  • аудиозапись музыки Вангелиса.

План урока

1. Оргначало. Сообщение темы урока.

2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения.
Иллюстрации.
Чтение стихотворения наизусть.

3. Работа над новым материалом.
Доклад.
Беседа.
Сообщение о Руси.
Чтение стихотворения учителем.
Чтение стихотворения учащимися.
Словесное рисование.
Выборочное чтение и графическое рисование.
Словарная работа.

4. Физкультминутка.

5. Продолжение работы над новым материалом.
Подготовка к выразительному чтению.
Чтение стихотворения учащимися.
Беседа.
Слушание музыки.
Выразительное чтение стихотворения.
Обобщение.
Чтение учителем стихотворения “Улетели листья с тополей”.

6. Домашнее задание

7. Итог урока.

Ход урока

Оргначало

(Звучит музыка)

Что вы услышали в музыке? (Что-то грустное, нежное)

Что вы почувствовали? Что представили себе?

Вы, конечно, догадались, что я совсем не случайно поставила сегодня эту запись.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательных русских поэтов, которые писали о природе, о родных краях, любимой реке – словом – о родине.

А начнем мы с проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания

Кто желает выразительно прочитать стихотворение Анатолия Жигулина?

Кто нарисовал иллюстрацию и подобрал строки из этого стихотворения? Покажите товарищам.

У кого появилось желание выучить стихотворение наизусть? Пожалуйста, прочтите.

Хорошо. Молодцы.

Работа над новым материалом

Тему родной природы, родных и близких сердцу человека мест воспевали в своих стихах Иван Саввич Никитин, Сергей Есенин, Анатолий Жигулин, в том числе и Николай Михайлович Рубцов. Сегодня мы продолжим наблюдение за тем, как и с помощью каких средств поэты создают картины природы.

Послушайте выступлении ученика о жизни и творчестве Рубцова.

1. Доклад ученика (Приложение 1).

2. Беседа.

Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке.

Можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в этом стихотворении? (Да)

О чем? (О родине)

Что вы представляете, когда слышите слово “родина”? (Ответы детей)

Назовите слова-синонимы к слову “родина”. (Россия, Отчизна, Отечество, родная земля)

Как в древности называлась наша родина? (Русь)

Объясните значение этого слова.

3. Сообщение о Руси.

Послушайте отрывок из рассказа Сергея Романовского “Русь” (Приложение 2)

Как автор объясняет значение слова “Русь”?

Вот мы и поработаем на уроке над этими понятиями – родина, Русь.

4. Чтение стихотворения учителем.

Послушайте стихотворение Н.Рубцова “Тихая моя родина”.

Понравилось вам стихотворение?

Какое настроение вызвало оно у вас?

Это стихотворение Рубцов посвятил своему другу Василию Белову, который тоже писал о родине, родных местах. Каждый из них хотел провести диалог между читателем и писателем и донести до нас своё видение и понимание слова “родина”.

5. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися с заданием.

Прочитайте это стихотворение вполголоса и приготовьтесь рассказать, какие картины возникли у вас в воображении при чтении.

6. Словесное рисование.

Какие картины вы представили? (Ответы детей)

Автор делится своими воспоминаниями о доме, о родных местах с другом, с вами, читателями. Ему хочется передать свою нежность и печаль о прошлом, он хочет донести до вас, что воспоминания эти были светлыми и радостными.

7. Выборочное чтение и графическое рисование.

Найдите в тексте строки, которые подошли бы к этим картинам. (Вывешиваются картины на доску.)

Тихая моя родина // Ивы, река, соловьи…

Тина теперь и болота // Там, где купаться любил…

Там, где я плавал за рыбами // Сено гребут в сеновал…

Новый забор перед школою // Тот же зеленый простор..

8. Словарная работа.

А какие устаревшие слова встретились вам в этом стихотворении?

Кто знает значение этого слова?

Где можно найти лексическое значение незнакомых слов? (В “Толковом словаре”)

Погост – сельское кладбище. (В старину церковь с прилегающим участком и кладбище)

Обоз – повозки, едущие друг за другом.

Обитель – то же, что и монастырь – храм, церковь.

Физкультминутка

Сделаем физкультминутку для глаз.

Продолжение работы над новым материалом.

1. Подготовка к выразительному чтению.

Будем учиться читать выразительно это произведение. Попробуем проникнуть в настроение автора, выяснить, чем оно вызвано и с помощью каких приемов показано.

Посмотрите на знаки препинания в конце первой строки. (Это восклицательный знак)

С какой интонацией надо прочитать эти слова? (с восторгом, с любовью, с восхищением) (Тихая моя родина!)

Что стоит в конце второй строки? (Многоточие)

Этот литературный прием называется умалчивание.

Как надо прочитать эту строку? (С паузами, не спеша, с многозначительностью)

Потому, что автор, используя этот прием, заставляет задуматься, а как вы представляете себе свою родину.

С какой интонацией надо читать следующие две строки? (С сожалением, грустью)

На какие слова вы бы сделали логические ударения? (Мать, в детские годы)

Какие слова говорят о том, что автор давно здесь не бывал? (Где же погост)

Теряется физический контакт с родиной, редко приезжаем, мало молодежи остается в селе, ветшают и разрушаются здания. А село продолжает жить своей жизнью.

Какие слова повторяются вновь и вновь? Прочитайте. (Тихо, тихо, тихо)

А этот литературный прием называется повтор.

И его автор использует, чтобы показать неспешность, размеренность сельской жизни, а также доверительность и проникновенность своего внутреннего состояния.

Какие еще приметы старого ищет поэт в своем селе? (Место, где плавал за рыбами, место, где купался, школу)

Как надо прочитать эти строки? (С грустью о прошлом)

Да, изменилось село, но человека тянет вернуться к родным местам, туда, где сохранилась память о своих родных, соседях, одноклассниках.

Вновь хочется почувствовать себя мальчишкой.

Какое же желание осталось у автора? Найдите строки о речке. Как называется этот прием? (Олицетворение) (Речка за мною туманная // Будет бежать и бежать.)

Этот литературный прием нам показывает, что жизнь сравнивается с рекой.

Почему речка туманная? (Неизвестно, как сложится жизнь, какая она будет – легкая или тяжелая).

Найдите повтор. (Бежать и бежать)

Да, этот прием показывает, что все меняется, и жизнь меняется, но память остается навеки привязанной к тем местам, которые были дороги.

Какие слова, говорят об этой привязанности? (Чувствую самую жгучую, // Саму. Смертную связь). Это эпитеты.

Какие чувства надо передать слушателям? (Тихую грусть, любовь к родным местам)

Какие же слова особенно подчеркивают это? (Тихая моя родина // я ничего не забыл)

Попробуйте теперь поставить логические ударения, выделить паузы, как всегда вы привыкли делать.

Подумайте, какой темп надо выбрать, постарайтесь передать настроение автора.

2. Чтение стихотворения 2-3 учащимися.

3. Беседа.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Чувство грусти, тоски)

А вы испытывали чувство тоски по родине, родным? (Да)

Когда это было? (Когда уезжаем надолго)

Вспомните, что вы чувствовали, возвращаясь домой? Не показалось ли вам, что дома и небо выше, и трава зеленее, и вода в реке теплее?

Как вы думаете, почему это так?

Что является для вас малой родиной? (Сердобск)

Это чувство родины, родного места, где все привычно, все свое.

Поэт написал стихотворение и передал в нем свои чувства, поделился самым сокровенным с вами читателями. (Нарисовать картину, написать музыку)

4. Слушание музыки.

Какую музыку вы сочинили бы к этому стихотворению? (тихую, грустную, нежную, спокойную – лирическую)

Послушайте музыку Вангелиса.

Сравните настроение и чувства, вызванные стихами и музыкой. (Они схожи, чувство тоски по родине)

5. Выразительное чтение стихотворения.

6. Обобщение.

В чем мудрость, главная мысль этого стихотворения? (Надо любить и беречь свою родину, родные места, людей, с которыми общаешься и ценить это общение).

Вот такие замечательные стихи написал о своей малой родине Николай Рубцов.

7. Чтение учителем стихотворения “Улетели листья с тополей”.

Понравилось вам стихотворение?

Это тоже стихи Рубцова.

Домашнее задание

Сегодня домашнее задание состоит из трех частей.

Обязательная часть. Научиться читать стихотворение Н.Рубцова “Тихая моя родина” выразительно, передавая чувства и мысли поэта.

Творческая часть нарисовать иллюстрации к любому отрывку из этого стихотворения.

По желанию. В школьной библиотеке найдите и прочитайте другие стихи Рубцова.

Итого урока

Спасибо за активную работу на уроке. Урок окончен.