Описание проекта.
Дидактические цели проекта.
- Практическая реализация имеющихся у школьников знаний об окружающем мире.
- Формирование экологической грамотности учащихся.
- Раскрытие ценности природы,установление взаимосвязи компонентов живой природы.
- Развитие умения работать в группе,навыков коммуникации.
- Реализация индивидуальных интересов учащихся.
- Обучение новым технологическим видам поиска информации.
I. Подготовительная работа.
1. Деление класса на 4 группы. Распределение тем сообщений.
Группа №1.
Береза Рябина Ландыш Мох Насекомые.
Группа №2.
Сосна Липа Черника Кислица Земноводные,пресмыкающиеся.
Группа №3.
Лиственница Осина Орешни к Грибы Птицы.
Группа №4.
Дуб Дикая яблоня Малина Лютик едкий Млекопитающие.
II. Урок по теме: “Экосистема леса”.
1. Оборудование.
1. Комьпютерная презентация “Экосистема леса”.
2. Плакаты с опорными словами:
- тема урока “Экосистема леса”;
- лес;
- экосистема;
- “кормильцы” – растения;
- “едоки” - животные;
- разрушители – жуки,черви,грибы,микробы;
- цепи питания;
- круговорот веществ;
- лесные “этажи”;
- ярусы;
- деревья;
- кустарники;
- травы.
3. Иллюстрации:
- распределение растений по ярусам (боярышник,подосиновик,бук,вороний глаз,малина,волчье лыко);
- составление цепей питания (береза,заяц,лиса,белка,куница);
- иллюстрирование сообщений детей (рисунки,фотографии).
4. “Окружающий мир”. Учебник-тетрадь для 3-го класса (1-4). “Обитатели Земли”. Часть 1. ( Авт. коллектив: А. А. Вахрушев,руководитель; О. В. Бурский,А. С. Раутиан)- М. : “Баллас”,2005. -64 с. ,илл.
5. Карточки для групповой работы:
- распределение растений по ярусам;
- составление цепей питания.
6. Ваулина В. Д. Наш край: Калинингр. обл. : Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. –Калининград: Янтар. сказ,1998. -152 с. : ил. ,карты (4 штуки - по 1 на группу)
7. Карта “Растительность и животный мир Калининградской области”.
8. Гербарий “Растения леса”.
9. Лист самооценки учащегося.
10. Компьютерная газета “Вести из лесного дома”.
11. Бейджики с надписями для игры “Круговорот веществ в экосистеме леса” ( ель,еж,дятел,короед,белка,подосиновик,дождевой червь,ястреб,лиса).
3. Ход урока.
1. Оргмомент.
- Дети,поздоровайтесь с гостями. Проверьте свою готовность к уроку(учебник-с. 56,карандаш,д/з - сообщение).
- Проверьте учителя. Все ли получили лист самооценки? Капитаны,имеют ли ваши команды задания №1,№2,учебник “Наш край”?
- Самое главное- это настроение. Покажите ваши личики.
2. Сообщение темы урока,выявление учебной проблемы,постановка цели урока.
- Назовите источники информации,какими вы пользовались при подготовке д/з. (книги,журналы,энциклопедии,компьютер и т. д. )
- Сегодня на уроке мы тоже воспользуемся компьютером(слайд 1).
Экосистема леса.
|
- Прочитайте тему урока (экосистема леса). Она состоит из двух слов. Давайте вспомним,что такое лес. Назовите по 1 предмету,который можно встретить,находясь в лесу? (слайд 2-деревья,птицы,камни,почва,солнце,водоемы,кустарники и т. д. )
Что такое лес?
|
- Что такое экосистема? (учебник с. 38 – единство живой и неживой природы,в котором организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
- Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ).
- Как вы понимаете сочетание слов “круговорот веществ”? (учебник с. 19 – цепочка превращений,которая начинается одним и тем же веществом).
- Какие “профессии” участвуют в круговороте веществ? (“кормильцы”,“едоки”,разрушители – слайд 3).
“кормильцы” “едоки” разрушители |
- А у обитателей леса есть эти “профессии”? (да)
- Значит,чтобы рассмотреть экосистему леса,мы должны узнать,какие организмы есть в лесу и как они связаны между собой.
3. Растения леса.
1) Главные “кормильцы” леса – деревья.
- Почему растения называют “кормильцами”? (они единственные живые организмы,способные запасать энергию солнца и перерабатывать неорганическое вещество в о органическое).
- Какие растения можно встретить в лесу?
- Деревья называют главными “кормильцами” леса. Как вы думаете,почему?
- Учебник с. 56 прочитаем,какими преимуществами обладают деревья перед другими растениями. Со слов “В кроне дерева кипит. . . ” ( ученик читает)
- Какие преимущества есть у дерева?(крона – большая,ветвистая; ствол – древесный,защищенный корой; мощная корневая система). Заполним рисунок к заданию № 2 с. 56. (крона,ствол,корни)
- Какие деревья произрастают в Калининградской области? Карта в пособии “Наш край” - с. 88,90 ( ель,сосна,дуб,липа,береза,ольха,ясень,граб,бук).
- Сообщения: береза, рябина,сосна, липа,лиственница,осина, дуб,дикая яблоня.
- Молодцы,хорошие подготовили сообщения.
- Посмотрите в учебник с. 58 – задание №4. Какое дерево “лишнее” (не встречается в лесах нашей области)? (кедр) На какие 2 группы эти деревья можно разделить? (хвойные и лиственные).
- Что будет,если деревья в лесу исчезнут? Учебник с. 58 задание №5 (меньше будет испаряться воды,поэтому вместо леса образуется болото)
2) Лесные “этажи”.
- Когда вы готовили сообщения,то вы,наверное,встречали выражение лесные “этажи”. Что оно обозначает? (предположения детей – слайд 4)
Что такое лесные “этажи”? |
- Учебник с. 57 задание №3. Какие ярусы выделяют? ( Деревья. Кустарники – многолетние растения,у которых от общего стебля отходят несколько твердых стеблей. ) Какие кустарники вы знаете?
- Сообщения: орешник,черника,малина.
- Какой следующий ярус? (Травы – растения с мягкими зелеными стеблями. Пособие “Наш край” с. 92). Что вы можете рассказать о растениях этого яруса?
- Сообщения: кислица,лютик едкий,мох.
- В какой последовательности располагаются ярусы? Чем отличается ярус от этажа в доме? (слайд 4 открыть полностью)
3) Подготовка к групповой работе.
- Давайте распределим растения,которые вы видите на доске по ярусам. Что вы знаете об этих растениях? Сообщения: боярышник,бук,грибы – подосиновик,бледная поганка,волчье лыко,волчья ягода.
Доска.
Ярусы Деревья Кустарники Травы |
Бук Боярышник Вороний глаз |
Волчье лыко Подосиновик Бледная поганка |
4) Групповая работа.
- Итак,все растения распределяются по ярусам. Капитаны,нашли задание №1. Вам и вашим командам нужно распределить растения по ярусам.
- Проверка (слайд 5) В чем были затруднения?
Береза,рябина,ландыш,мох. |
Лиственница,осина,орешник,подосиновик. |
Сосна,липа,черника,кислица. |
Дуб,дикая яблоня,малина,лютик. |
5) Подитог.
- С какими лесными ярусами мы познакомились на уроке?
4. Физминутка.
- Мы очутились в сосновом бору. (слайд 6) Встаньте,вытяните руки как деревья тянутся к солнышку,глубоко вдохните этот бодрящий воздух. Чье присутствие вы ощущаете?
5. Обитатели леса – животные.
1. Разнообразие животных в лесу.
- Каких животных можно встретить в лесу? (слайд7 - последовательно раскрывать).
Разнообразие животных. |
|
Насекомые | |
Земноводные Пресмыкающиеся |
|
Птицы | |
Млекопитающие |
- Сообщения: насекомые, земноводные,пресмыкающиеся,птицы,млекопитающие.
- Что значит растительноядные,всеядные животные,хищники? Какое животное не встретишь в Калининградской области? (медведь)
2. “Цепи питания”. Подготовка к групповой работе.
- Как связаны между собой растения и животные? (цепями питания – слайд 8)
Цепи питания |
- Кто должен стоять на первом месте? Втором? Третьем? Учебник с. 59,задание №1. Составим и запишем пример цепи питания.
Доска.
Ель – белка - куница |
Береза – заяц - лиса |
3. Групповая работа. Проверка.
- Капитаны,возьмите задание №2. запишите цепь питания.
- В чем были затруднения? (слайд 8)
Кора дерева – жук-короед – дятел – ястреб |
Листья дерева – гусеница – муравьи – медведь |
Ягоды земляники – улитка – лягушка – уж - лиса |
Желуди дуба – сойка - ястреб |
4. Итог.
- Зачем растения нужны животным? (Растения являются пищей растительноядных животных)
- Кого больше в лесу “едоков” или “кормильцев”? Почему? А зачем животные нужны растениям?
- Учебник с. 59-60. читаем со слов “Не обращал ли ты. . . ”
- Какую роль могут выполнять животные? (“едоки”,разрушители; помогают распространять семена растений,уничтожают больные организмы в лесу) Кто еще может выполнять роль разрушителей? (грибы)
- Вывод: животные регулируют круговорот веществ в лесу.
6. Обобщение.
- Теперь я проверю,насколько вы были внимательны и поняли тему нашего урока. (Дети с карточками выходят и становятся в круг)
Построение модели “Экосистема леса”.
Жук-короед |
Дятел |
Ястреб |
||
Ель Белка |
Дождевой червь |
|||
Подосиновик |
Еж |
лиса |
- Жила-была в лесу белочка. Чем она могла питаться? (грибы и шишки) грибы и шишки растут на ели. А ель какую пользу может получить от белки? (распространяет семена и споры) Кто еще грибками не прочь полакомиться? (еж) Какую он пользу принесет лесу? Есть ли у ежа враги? (лиса) Может она “вредное” животное? (нет,лиса уничтожает слабых животных,распространяет семена растений) А тут наша елочка заболела. Проклятый жук-короед замучил. “Что же ты меня мучаешь?” Правда ли это?
(Жук-короед перерабатывает старую древесину) Но жуков-короедов много. Кто елке поможет? (дятел) Кто может питаться дятлом? (ястреб) Какую пользу приносит ястреб? Эти птицы умерли. Кто превратит их тела в неорганические вещества? (дождевой червь) Получается,что все обитатели леса взаимосвязаны друг с другом.
- Т. о., лес – это устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ. Любое вмешательство в нее влечет за собой нарушение круговорота веществ и изменение экосистемы.
5. Итог. Самооценка.
- Что нового узнали о лесе?
- Что такое ярусы?
- Вы хорошо работали на уроке. Мне понравилась ваша домашняя подготовка.
- Оцените свою работу. (слайд 9)
Лист самооценки. |
- Кто поставил себе “5”,“4”,“3”,“2”?
- Кто хочет рассказать,почему он поставил себе такую отметку?
- Капитаны,соберите листы самооценки и выполненные задания.
6. Домашнее задание.
- Дома прочитать учебник с. 56,60,63-64,задание №4 с. 66 выполнить.
- Творческое задание: подготовить в группе или индивидуально газету,плакат о лесе.
(Учитель показывает пример своего
буклета,раздает учащимся. )
Список использованной литературы:
1. Буруковская Т. Г. Сад неожиданных встреч. Калининград,1985.
2. Ваулина В. Д. Наш край Калининградская область. Калининград
3. Воронина Л. А. ,Данилова Л. А. Калининградский зоопарк – Калининград,1984.
4. Запартович П. Б. ,Криворучко Э. Н. ,Соловьёва Л. И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы. 2 изд. / Под редакцией И. В. Зверева – М. / Педагогика,1978.
5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. -2004г. -№2. -с. 96-101.
6. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”,2004. -368 с.
7. Козлова Т. А. Третьяков П. В. Природоведение. Методика для учителя. 3 (1-3),4 (1-4). -М. , Изд. Центр,,Вентана-Граф”,1997.
8. Коникова В. И. Метод проекта в разработке модели урока истории. //Начальная школа. -2004г. -№11. -с. 94-97.
9. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. //Начальная школа. - 2002г. -№12. -с. 35-39.
10. Лучич М. В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада. – М. ,Просвещение,1989.
11. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа. - 2004г. - №11. -с. 87-91.
12. Муковникова О. Г. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Природоведение, под редакцией И. Д. Зверева – Волгоград,2002.
13. Павлова С. А. ,Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. -№4. -с. 110-112.
14. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя,-М. Просвещение,1991.
15. Плешаков А. А. Природоведение: Учебник для 3 класса трёхлетней и 4 класса четырёхлетней начальной школы. // Под редакцией И. Д. Зверева-М. / Просвещение 2001. .
16. Лучич М. В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада. – М. ,Просвещение,1989.
17. Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса. // Начальная школа. -2002г. №11. -с. 71-74.
18. Страунинг А. М. Решаем экологические рассказы – задачи. // Начальная школа. -2002г. -№2-с. 39-47
19. Энциклопедия для детей: Т. 2 Биология. Главный редактор М. Д. Аксенова. -М. : Аванта+, 2002г. -704 с. :ил.