Цели урока:
- Образовательные – повторить, закрепить, систематизировать и обобщить навыки решения квадратных уравнений, выбора нужного варианта ответа, используя программное обеспечение.
- Развивающие - способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное; развивать математический кругозор, мышление, внимание память; продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.
- Воспитательные – воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- Персональные компьютеры
- Проектор
- Экран
Программное обеспечение: Microsoft Office (Microsoft Word, Power Point)
План-конспект.
I. Организационный момент.
II. Повторение теоретического материала.
Работа с таблицей /Приложение №1, 2, 3/
/Через проектор на экран выводятся таблицы №1, 2, 3. Часть записей появляется по мере того, как учащиеся отвечают на соответствующие вопросы, список которых у каждого на парте/.
Вопросы:
- В каком случае уравнение вида I называется квадратным?
- Какой вид примет это уравнение, если:
в=0, с=0;
в=0, с 0;
в0, с=0.
Как называют такие уравнения? - Имеют ли корни уравнения I1, I2, I3? Приведите примеры.
- От чего зависит наличие действительных корней уравнения?
- Сколько корней могут иметь квадратные уравнения?
- Как называется уравнение, в котором а=1, в0, с0?
- Какие формулы для нахождения корней вы знаете?
- Можно ли решить неполное квадратное уравнение с помощью этих формул? Приведите пример.
- Сформулируйте теорему Виета и обратную ей теорему?
III. Самостоятельная работа.
Работа учащихся за компьютерами: перед каждым учеником на экран монитора выведены задания. От учащихся не требуется оформлять решения, нужно только варианты ответа занести в таблицу.
№ п/п | Задания | Варианты ответов | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. | Составить квадратное уравнение, имеющее корни х1=3, х2=5. | Х2-15Х+8=0 | Х2-8Х+15=0 | Х2+8Х+15=0 |
2. | Найти сумму и произведение корней
квадратного уравнения Х2-6Х+8=0 |
Х1+Х2= 6 Х1·Х2= 8 |
Х1+Х2= 8 Х1·Х2= 6 |
Х1+Х2= - 6 Х1·Х2= 8 |
3. | Найти подбором корни уравнения Х2+2Х-48=0 | -6 и 8 | -8 и -6 | -8 и 6 |
4. | Решить уравнение Х2-7Х=0 | 0 и 7 | 0 | 7 |
5. | Решить уравнение4Х2+36=0 | 3 и -3 | Корней нет | 3 |
6. | Решить уравнение Х2-8Х+15=0 |
-4 и 2 | -3 и -5 | 3 и 5 |
7. | Решить уравнение 2Х2-3Х+1=0 |
Корней нет | 1 и 0,5 | - 0,5 и -1 |
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вариант ответа |
Проверка самостоятельной работы./Приложение №4/
Верные ответы и система оценки отображаются на экран через проектор. Учащиеся самостоятельно могут сравнить их со своими ответами, а также оценить свои знания.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вариант ответа | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 |
Число верно выполненных заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Оценка | - | - | - | 3 | 4 | 4 | 5 |
IV. Решение комплексных задач.
(Условие комплексных задач, а затем и решение выводятся на экран через проектор).
Вопросы классу в ходе решения комплексных задач:
1. Как называются эти уравнения?
2. Как привести их к квадратным?
3. В чем особенность решения данных уравнений?
1) Составить уравнение по условию задачи:
/Приложение №5/
Катер проплывает 8 км против течения реки и ещё 30 км по течению за то же время, за которое плот может проплыть по этой реке 4 км. Скорость катера в стоячей воде равна 18 км/ч. Найдите скорость течения реки.
2) Решить уравнение:
/Приложение №6/
/Учащиеся делают соответствующие выводы, и записывают решение комплексных заданий в тетрадь/.
Решение нестандартной задачи.
Найти наиболее рациональным способом корни уравнения 2001х2-2007х+6=0
( учащиеся разбирают решение двумя способами с последующей записью в тетрадях)
/Приложение№7/
Первый способ:
Сумма коэффициентов а, в и свободного члена с равна 0, следовательно, х1=1. Второй корень находим, если прейдем от данного уравнения к приведенному и применим теорему, обратную теореме Виета, значит
Второй способ:
VI. Домашнее задание.
3) Придумать задачу, которую можно решить с помощью уравнения Х2-5х+6=0.
4) Составьте какое-нибудь уравнение, имеющее корень, равный 1 и найдите второй корень.
VII. Подведение итогов.