Цели:
1. Закрепить случаи сложения и вычитания чисел 1 и 2, умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
2. Работать над развитием познавательных способностей учащихся; над формированием математических понятий; навыков самостоятельности.
3. Воспитывать культуру поведения на уроке; пробуждать интерес к предмету посредством межпредметной связи с устным народным творчеством.
Оборудование:
- Иллюстрация Ивана-Царевича, Василисы-Прекрасной.
- Иллюстрация замка, Змея-Горыныча.
- Листья кувшинок с примерами.
- Наборное полотно, карточки с цифрами и буквами.
- Схема задачи.
- Иллюстрации башен.
- Карточки с шифром для работы в парах.
- Таблица с заданием на логику.
- Лепестки синего и красного цветов, магниты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
У: Тема нашего урока: «Закрепление табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2. Решение задач».
Мы совершим с вами путешествие. Оно будет далеким, опасным, но интересным. В пути мы будем решать примеры на табличные случаи сложения и вычитания чисел 1,2, решать задачи. А для этого нужно дружно работать, быть смелым, находчивым.
Вопрос: Вы готовы? Тогда улыбнитесь друг другу и в путь.
У: Наш девиз!
Д:
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Каждой вещи свое место.
У: А девиз, у нас какой?
Д: Все, что надо под рукой!
2. Основная часть
У: В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив задание. А для этого надо открыть тетради.
Д:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Арифметический диктант.
У:
Увеличить 8 на 2.
Уменьшить 6 на 1.
Найти сумму чисел 7 и 2.
Вычесть из 10 два.
К 2 прибавить 1.
У: Возьмите синий карандаш. Я буду зачитывать ответы, а вы проверяйте себя. Если верно, ставим под числом знак +, если неверно - знак -.
(Учитель называет ответы и выставляет карточки на наборном полотне)
10 5 9 8 3
А теперь расположите числа в порядке возрастания.
У: Как расположили числа?
Что значит расположить числа в порядке возрастания?
А теперь я переверну карточки, и мы узнаем, кто похитил Василису.
3 | 5 | 8 | 9 | 10 |
К | О | Щ | Е | Й |
У: Иван-Царевич потужил и отправился в путь. Долго он шел и вышел на распутье. На дороге лежит огромный камень и на нем странная таблица. Призадумался Иван – Царевич. Куда идти?
Ребята, давайте поможем ему правильно выбрать направление.
Игра «Найди недостающее»
У: Отправился Иван-Царевич дальше в путь-дорогу. Шёл, шёл и вышел к замку, но перед замком топкое болото. А чтобы перебраться через него, надо решить примеры.
Работа с математическими выражениями
На доске:
Листья-выражения:
У: Посмотрите внимательно на примеры.
Сколько из них на сложение?
Прочитайте по-разному и вычислите результат.
У: Перебрался Иван-Царевич через болото и оказался у ворот замка. Но вход в замок охраняет Змей-Горыныч. А Иван-Царевич устал и перед схваткой со Змеем решил отдохнуть. Давайте отдохнем и мы.
Физ. минутка
Мы считали и устали,
Дружно все и тихо встали,
Ручками похлопали – раз, два, три,
Сели, встали, встали сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Повторение частей задачи
У: Змей-Горыныч предлагает Ивану-Царевичу решить задачи. Но сначала просит разгадать схему.
Вопросы:
- Что за обозначения на ней?
- Что означает буква У.?
- Что означает буква В.?
- Что означает буква Р.?
- Что означает буква О.?
Выступление эксперта
(В роли эксперта выступает ученик)
У: Уважаемый эксперт, напомните нам, что такое условие, вопрос, решение, ответ.
Э: Условие – это то, что нам известно. То, о чём говорится в задаче.
Вопрос – это то, о чём спрашивается в задаче. Без вопроса нет задачи.
Решение – это математическое выражение.
Ответ – это результат, полученный при решении задачи.
Решение задач
У:
Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать, рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание!
1) На волшебной яблоне у Кощея выросло 6 золотых яблок и 2 серебряных.
Сколько всего яблок выросло на яблоне у Кощея? (Задача записывается в тетради с комментированием).
2) У Змея-Горыныча 3 головы. Одна голова простудилась и заболела гриппом. Сколько осталось здоровых голов?
У: Мы помогли Ивану-Царевичу решить задачи. И он добрался до Кощея. Кощей встретил его такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, выполни последнее моё задание, и Василиса – твоя! Если не выполнишь, голова с плеч! Поможем Ивану?
Задание:
У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она? (На доске 4 башни).
У: Кощей говорит: «Ну, Иван, забирай Василису»
(Учитель открывает плакат с Василисой)
Встретились Иван и Василиса и благодарят нас за помощь. А чтобы узнать, что говорят нам сказочные герои, вы должны расшифровать это слово. Для этого надо под каждым примером записать ответ и заменить его буквой из шифра.
Работа в парах
6 - 2 | 7 + 1 | 4 - 2 | 3 + 2 | 8 - 1 | 4 + 2 | 10 - 1 |
Шифр: 4 – С, 2 – А, 8 – П, 5 – С, 7 – И, 9 – О, 6 – Б.
У: «Спасибо!» - говорят вам сказочные герои за помощь и я, за дружную работу на уроке.
3. Заключительная часть
Итог урока
У: Чему научились на уроке?
Рефлексия
У: У вас на столах лежат лепестки красного и зелёного цветов. Выберите нужный лепесток. Если урок вам очень понравился, и вы считаете, что вы очень хорошо работали – красный, если урок вам понравился, но за работу себе вы ставите 4 – зеленый.
(Дети выбирают нужные лепестки и прикрепляют их на магнитную доску).
У: Посмотрите, какие красивые получились у нас цветы. Давайте, подарим их нашим гостям.