Исследовательская деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться.

Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа?

Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям; социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И, главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Младший школьный возраст сензитивный период для развития навыков решения проблем. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.

Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы. Приобщение к исследовательской деятельности начинается ещё в дошкольном учреждении. Учащиеся младшего школьного возраста знакомятся с методами самостоятельного исследовательского поиска. Для этого разработала алгоритм, по которому младший школьник может самостоятельно организовать собственное исследование.

Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование?  «О жизни бобров в Большеучинском пруду».

2. (Введение. Актуальность проблемы.) В чём необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

«На берегу пруда осенью заметили множество поваленных деревьев, предположили, что в пруду поселились бобры».

3. (Цель). Что я хочу исследовать?

«Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение бобров, поселившихся в Большеучинском пруду».

4. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

«Задачи:

  • изучить литературу о жизни бобров;
  • выявить, чем питаются бобры;
  • установить места проживания бобров;
  • выяснить, сколько стволиков кустарников или деревьев бобры перегрызают за ночь;
  • рассмотреть способы подгрызания стволов деревьев;
  • определить способы добывания пищи бобрами в зимнее время».

5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения).

6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.

«Наблюдение начали с сентября месяца. К 20 апреля насчитали около 300 оставшихся пеньков. Измерив высоту пеньков, определили, на какой высоте они сгрызают стволы и стволики, 20-30 см от земли.

Измерения показали, что семейный участок бобров вдоль берега пруда составляет 600м. На данном участке обнаружено 7 норок, расстояние между ними 25-30 м.

Из наблюдений выяснили, что, перегрызая стволики по 30-40 см, бобры уносят их в водоём. Стволики обглоданы, значит, они питаются корой ивы.

Проведен эксперимент: у входа в водоём положили свёклу, морковь, бобры не приняли наше угощение.

Ближе к весне заметили ходы, ведущие под лёд. Ходы в виде туннеля, длиной от 1,5 до 2 м, диаметром до 50 см. Мы решили, что запасов не хватило, поэтому бобры стали выходить за пищей. Насчитали всего 4 туннеля.

7. (Описание работы). Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

Работа сопровождается фотографиями, рисунками пеньков, вещественными доказательствами : обглоданными палочками.

8. (Выводы). Выполнил ли я то, что задумал?

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали о жизни бобров.

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

  • бобры питаются ветками и корой ивы, которая растёт по берегу пруда;
  • бобры проживают на солнечном берегу пруда на протяжении 600 м, норки расположены на расстоянии 25-30 м друг от друга;
  • за ночь бобры перегрызают около 30 стволиков кустарника;
  • на стволике оставляют косой срез, а пенёк большого дерева остаётся заострённым;
  • в зимнее время бобры проделывают выход из водоёма, чтобы добывать пищу.

Наши результаты исследования и сведения из литературы о жизни бобров совпадают. Наше предположение, что в пруду поселились бобры, подтверждается.

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения.

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.