Цели:
- сформировать первоначальное представление о камнях как природных объектах;
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез;
- способствовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи:
- Познакомить учащихся с часто встречающимися камнями: гранит, кремень, известняк.
- Формировать умение распознавать природные объекты по характерным признакам: цвет, форма, размер.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру через умение ставить познавательные вопросы.
Планируемые достижения: научить различать изученные на уроке виды камней (гранит, известняк, кремень).
Оборудование:
1) для учителя:
а) образцы гранита, известняка, кремния, мрамора;
б) демонстративный материал в виде цветных геометрических фигур;
в) иллюстрации работ колыванских мастеров из поделочных камней;
г) яблоко.
2) для учащихся:
а) коллекция минералов;
б) собранные на прогулке камни;
в) картон, пластилин;
г) рабочая тетрадь, учебник, энциклопедии, принесенные детьми.
Подготовительная работа:
Перед уроком была проведена прогулка, во время которой детям было предложено рассмотреть, что у них находится под ногами. В ходе перечисления природных объектов, которые наблюдали дети, особое внимание было обращено на камни. Учитель предложил собрать разные интересные камешки.
В процессе рассматривания собранных камней, детям было предложено поставить познавательные вопросы, на которые они хотели бы ответить, чтобы узнать о камнях. (Какие это камни? Откуда появились? Зачем они нужны? Почему они разные?) На основе поставленных вопросов дети получили домашнее задание: поискать, с помощью родителей интересную информацию о камнях.
Ход урока
Этапы
1. Организационный момент
Задача: подготовить учащихся к работе в группах.
Деятельность учителя: Распределение учащихся по трем группам, на основе расстановки парт.
Деятельность учащихся: Подготовка рабочего места.
2. Постановка учебной задачи.
Задача: формулирование учебной задачи и осуществление планирования ее реализации.
Деятельность учителя: Учитель формулирует тему урока и просит учащихся вспомнить те познавательные вопросы, которые они ставили на прогулке.
Зачем? Почему? Как появились? Учитель фиксирует познавательные вопросы в виде лестницы достижений. После этой работы учитель дает пояснение, что данные вопросы являются планом исследовательской работы на уроке.
Деятельность учащихся: Учащиеся ставят познавательные вопросы к теме, дополняют и вырабатывают общую формулировку с помощью учителя. Дети формулируют УЗ “Исследуем камни”.
3. Решение УЗ.
Задачи: формирование первоначальных знаний о камнях: свойствах (цвет, форма, твердость); происхождение; значение в жизни человека.
Деятельность учителя: Вводное слово учителя. “Много веков назад люди смотрели вокруг себя и ничего не знали ни о камнях, ни о мире вообще, придумывали о них разные истории. Постепенно они стали задавать вопросы, как мы сегодня с вами. Со временем находили ответы. Какой первый вопрос мы поставили? (Как появились?) Я предлагаю вам вспомнить тему “Что у нас над головой?”. Мы с вами говорили о том, что очень давно, в самом начале появления нашей планеты, Земля была раскаленным шаром, который постепенно остывал. Что потом происходило?
Учитель фиксирует на доске информацию о данном способе происхождения камней в виде схемы.
Как появились?
- Магма (вулканы)
- Гранит
Далее учитель ставит вопрос: “Есть ли еще способ, которым могли образовываться камни?”
Информация, которую предоставляют дети, дополняется и корректируется в ходе беседы.
Учитель приводит в качестве примера такой способ образования камней - известняк.
Показывает образец и обращает внимание детей на отпечатки на камне раковин морских животных. После этого на схеме фиксируется второй способ образования камней.
Когда схема достроена, учитель предлагает обобщить те знания, которые в ней зафиксированы. “Какие два способа образования камней мы выделили?”
Для закрепления детям предлагаются следующие задания:
- найти в коллекции гранит и известняк;
- рассмотреть их; выполнить задание в учебнике.
Учитель помогает детям правильно пользоваться коллекцией, используя описание на коробке. Какой камень еще изображен в учебнике, и о котором мы не говорили? Учитель просит найти данный камень в коллекции и раскрасить данный кружок. После этого детям предлагается отложить гранит и известняк и сравнить их по разным признакам. Учитель фиксирует данные признаки в схеме.
Учитель демонстрирует свойство, которое дети не назвали - твердость, что затем фиксируется в схеме. Для того, чтобы ответить на вопрос, почему одни камни твердые, а другие - нет, организуется ролевая игра “Молекулы”. Учитель демонстрирует прочность связей, стараясь разъединить детей. Подводиться итог: “На какой вопрос ответили?” “По какому признаку еще различаются камни?” Учитель объясняет, с помощью иллюстрационного материала механизм цветового разнообразия камней.
- Каким кажется все пятно? - Если присмотреться, есть там другие цвета?
Учитель подводит итог: “Так же и в камнях - какого цвета вещества больше, такого цвета и будет камень. Например: кальций белого цвета. Где он содержится? Если в камне много кальция, то какого цвета он будет? Какой из рассматриваемых камней имел белый цвет?” Учитель разрезает яблоко и демонстрирует детям пожелтевшую корочку на мякоти, объясняя, что это происходит из-за того, что в яблоках много железа. Какого цвета будет камень, если в нем много железа? Учитель дополняет ответы учащихся, сообщая о том, что железо может придавать камням красновато-оранжевую или коричневатую окраску.
Затем внимание детей снова привлекается к схеме. “Кто знает, почему одни камни с острыми краями, а другие гладкие?
Деятельность учащихся: Дети продолжают рассказ учителя, с опорой на ту информацию, что они нашли с помощью родителей. “Раскаленные вещества остывали, затвердевали и превращались в камни”.
Учащиеся приводят примеры из телепрограмм, энциклопедий об извержении вулканов и образовании камней таким способом (гранит, мрамор).
Дети рассказывают об образовании осадочных пород. “В воде много различных маленьких животных. Когда они умирают, то опускаются на дно. Там они лежат много лет и потом превращаются в камни.
Учащиеся работают со схемой по вопросам учителя, рассказывая о тех способах образования, которые были выделены в процессе обсуждения. Работают с коллекцией минералов. Рассматривают камни, устанавливают соответствие между изображениями и натуральными объектами. После установления соответствия, учащиеся раскрашивают соответствующий кружок. Учащиеся сравнивают гранит и известняк, по цвету, форме.
Учащиеся выполняют действия, демонстрирующие характер связей в кристаллической решетке веществ.
1 группа. Дети берутся за руки и выстраиваются в цепочку.
2 группа. Дети берутся одновременно за две руки и крест-накрест, выстраиваясь в круг.
3 группа. Учащиеся берут друг друга под локти, плотно прижимаясь.
Учащиеся приходят к выводу: чем прочнее связаны между собою молекулы (маленькие частицы), тем камень тверже. Дети снова обращаются к плану-схеме урока.
Учащиеся выделяют в качестве признака - цвет. Дети определяют общий цвет фигуры при рассматривании издалека. Затем подходят ближе и отмечают и другие цвета. Опираясь на личный опыт, дети отвечают, что кальций содержится в зубах. Учащиеся приходят к выводу, что в известняке много содержится кальция. Дети называют цветовую окраску камней, содержащих железо.
Учащиеся выделяют остальные признаки, по которым различаются камни.
Дети рассказывают о видоизменении камней под воздействием ветра, солнца и воды. Учащиеся рефлексируют собственную деятельность по плану работы и выделяют следующий вопрос: “Зачем нужны камни?” Дети отвечают по иллюстрации: строить жилище; раньше изготавливали оружие; разжигали огонь.
Учащиеся, рассматривая фотографии, вспоминают, где в городе встречаются изделия колыванских мастеров.
4. Проверка результатов достижения цели.
Задача: подвести итог по реализации поставленной УЗ.
Деятельность учителя: Внимание детей снова обращается к плану работы. Какой вопрос у нас остался без ответа?
Детям предлагается рассмотреть иллюстрацию в учебнике на стр.9 и рассказать, как люди на ней используют камни. Учитель фиксирует ответы детей на доске в виде схемы.
“С помощью какого камня можно разжечь огонь?”
В качестве дополнительной информации учитель рассказывает об использовании поделочных камней Алтайского края, которые добываются на Колывани, сопровождая рассказ демонстрацией фотографий с работами колыванских мастеров резьбы по камню.
Т.о. подводится итог, что поделочные камни используются для изготовления различных художественных произведений. Внимание детей вновь обращается к плану работы. “На все ли вопросы мы ответили? Можно ли сказать, что мы достигли поставленной цели?
Зачем? Почему разные? Как появились?
- огонь
- магма
- украшения
- дома
- оружие
- осадочные породы
Учитель дает домашнее задание и поясняет, как его выполнять.
Для того чтобы закончить урок на положительно-эмоциональной ноте, детям предлагается почувствовать себя мастерами художниками и выложить на пластилиновой основе рисунок из собранных на прогулке камней. Далее организуется выставка работ.
Деятельность учащихся: Учащиеся кратко отвечают на вопросы, зафиксированные в плане- схеме и делают вывод о том, что в ходе урока ответили на все поставленные вопросы.
Творческая работа детей.