Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цели:
- создать условия для обобщения и систематизации знаний о роли мягкого знака в словах;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- развивать коммуникативные качества личности при работе в парах, группах.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
- Здравствуйте. Садитесь.
“О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух”. А.С.Пушкин.
- Ребята, как вы понимаете эти слова поэта?
(ответы детей)
Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится всё больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мной своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках.
- Сядьте ровно, выпрямите спинки, посмотрите, чтобы локотки не свисали. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- А давайте совершим на уроке первое маленькое открытие, своего рода “гимнастику для ума”.
II. Мотивация и целеполагание.
- Я предлагаю вам составить слово из рассыпанных букв.
рапеьл | аьпекл | евельес | вноеольсе | рчуиь | увмаьри |
мшыь | ашкмы |
- Молодцы! Хорошо справились.
- Внимание! А теперь прочтите эти слова про себя и сравните.
апрель капель веселье новоселье ручьи муравьи мышь камыш |
- Разделите данные слова на три группы
по разным признакам, запишите в тетрадь в 3
столбика. (время 3мин.) - Какие группы получились и объясните, по какому признаку объединяли слова в группы? У кого другие варианты? - Молодцы! Много разнообразных вариантов у вас получилось, каждый разделил эти слова по таким признакам, которые считал наиболее правильным. |
III. Актуализация знаний.
- А я предлагаю остановиться на том варианте, где слова разделены на группы по работе мягкого знака.
апрель | веселье | мышь |
капель | новоселье | камыш |
ручьи | ||
муравьи |
- Объясните, какую работу выполняет Ь в словах 1го столбика? (Ь показывает мягкость согласного звука, смягчающую работу.)
- В словах 2го? (Ь отделяет согласный звук от гласного, предупреждает.)
- В словах 3го? (Ь сообщает о форме слова, говорит нам, что это имя существительное женского рода, в именах существительных мужского рода Ь не пишется.) (Мышь – произнесите звук, стоящий перед Ь. Разве мягкий знак смягчает предыдущий звук? Как решить возникшую проблему?)
- Исходя из выводов, определите тему урока. (ответы детей)
- Тема нашего урока: “Снова о Ь”.
- Согласно теме определите цель урока.
Вывод: Сегодня мы повторим все 3 работы мягкого знака, закрепим написание слов с ним и остановимся на той работе, которая указывает на форму слова.
IV. Систематизация и обобщение.
- А теперь попробуйте совершить небольшое открытие. Каждый из вас сформулировал правило написания Ь в этих столбиках.
- Попробуйте зашифровать эти правила в виде схем, которые помогут легко вспомнить обо всех работах Ь. Работать будете в парах. У вас на столах лежит лист бумаги, на котором вы изобразите свою схему. Главное условие выполнения: схема должна быть яркой, крупной, располагаться на весь лист. (время 1 минута.)
1 ряд составляет схему о работе Ь, который показывает мягкость согласного звука.
2 ряд составляет схему о работе Ь, который разделяет согласный и гласный.
3 ряд составляет схему о работе Ь, который указывает на форму слова.
- Время вышло, поднимите глазки, уберите карандаши.
- Поделитесь со мною своими мыслями, открытиями.
- Давайте посмотрим, что получилось у ребят 1ряда. Ребята кто хочет, быстро прикрепите свою схему на доску.
- Спасибо за вашу работу, за ваши маленькие открытия.
- А теперь попробуйте сформулировать правило работы Ь по схеме.
- Какая схема на ваш взгляд наиболее удачная? Почему?
- Аналогично со 2м и 3м рядом.
(Вывод: Значит, Ь обозначает мягкость согласного звука на конце и в середине слова, предупреждает о звуке Й (разделяет согласный от гласного), указывает на форму слова.)
V. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
1) “Выборочный диктант”.
- Пользуясь данными схемами-опорами закрепим написание мягкого знака. Для этого я предлагаю вам выборочный диктант.
- Из пословиц выберите слово, в котором необходимо писать Ь и запишите его в нужный столбик. - Внимание дети!
Труд человека кормит, лень портит. Луна и ночь, что мать и дочь. Здоровье дороже богатства. Ложь человека не красит. Кто сеет мир, пожнёт счастье. Ученику – удача, учителю – радость.
- Какое слово запишешь? В какой столбик? Почему? подчеркните орфограммы
лень | здоровье | ночь |
мать | счастье | дочь |
радость | ложь |
- Какую роль играет Ь в 1м столбике? Во 2м? В 3м?
- Молодцы, вы хорошо справились с этой работой. Ребята, как вы считаете, какая из этих пословиц больше соответствует нашему с вами сотрудничеству на уроке?
- На этой же ноте продолжим совершать маленькие открытия по нашей теме.
Для этого послушайте сказку.
2) Чтение сказки.
- Как-то в волшебной Стране Азбуковедения произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.
Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам Женского рода. Идёт и думает: “Женщины добрые. Они меня не прогонят”. Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.
Захотелось как-то Мягкому Знаку найти себе друга. Пошёл он по тропинке и встретил ежа.
- Давай дружить, - предложил Мягкий Знак.
Но ёж ничего не ответил и свернулся в клубок. Обиделся Мягкий Знак и ушёл от ежа.
Идёт он и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить.
Мягкий Знак был так ей Благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.
- Какие слова из сказки вы можете назвать, в которых Ь необходимо писать? Почему?
- А какие имена существительные вы услышали, но мягкий знак писать не будете?
Вывод: - Так какую работу выполняет Ь в именах существительных после шипящих? При своих ответах можете воспользоваться схемами, которые вы составили.
VI. Проверка уровня обученности.
1) Практическая работа.
- А сейчас настало время применить ваши знания о работе Ь на практике.
- Откройте тетрадь-задачник на стр. 30 упр.513, прочитайте задание
- Что необходимо сделать?
- Написание орфограмм грамотно и чётко проговаривайте, а написание Ь в именах существительных после шипящих доказывайте.
(записывают с комментированием)
- Почему записали слово без мягкого знака? С мягким знаком?
(Ответы детей.)
Вывод: В каких именах существительных после шипящих пишется мягкий знак?
2) Самостоятельная работа.
- Упражнение 514 будете выполнять самостоятельно.
- Прочитайте про себя задание к упражнению 514.
- Что необходимо сделать? Что такое синонимы?
(Словарь: В языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением, напр. “путь” и “дорога”, “повесить голову” и “понурить голову”. Урок – занятие; хитрец – плут, лукавец, хитрюга; храм – церковь, святилище.)
- Хочу обратить ваше внимание на то, что для вас есть подсказки. Слова синонимы начинаются на ту букву, которая записана в правом столбике значком звука.
- Ребята, если возникнут затруднения, поднимите руку, я вам помогу.
(Время на выполнение работы 2 минуты.)
Самопроверка
им.сущ. нач.формы [ш], [щ], [ч], [ж]
ложь ж.р. мощь ж.р.
молодёжь ж.р.
клич м.р.
малыш м.р.
крепыш м.р.
врач м.р.
чушь ж.р.
ключ м.р.
- Значит Ь в именах существительных после шипящих необходимо писать только в каких случаях?
- Оцените себя. Кто не допустил ни одной ошибки:
- 0 ошибок – поставьте отметку “5”
- 1 – 2 ош. – поставьте отметку “4”
- 3 – 4 ош. – поставьте отметку “3”
- Поднимите руки, кто поставил себе “4” и “5”?
- Ничего страшного, если кто-то из вас ошибся, у вас всё получится.
- Сегодня мы с вами написали достаточно слов, в которых Ь выполнял различную работу. Я думаю, что открытия сделанные вами на предыдущих и этом уроке, по данной теме, помогут вам сделать ещё один шаг на пути к грамотному письму.
VII. Творческая работа. (5 – 7 минут.)
- Ребята, я предлагаю вам вернуться к тем словам, которые вы составили в начале урока.
- Какой темой объединены все эти слова? (темой весны)
- Какое настроение обычно у людей в это время года? Почему?
- Мне хотелось бы, чтобы такое же весеннее, радостное настроение сохранилось бы у вас до конца урока.
- Послушайте эти слова, может быть вы что-нибудь услышите в их звучании?
- Что интересного заметили?
- А я заметила, что произошло созвучие концов слов. Может быть кто-нибудь знает как называется это созвучие?
- Это созвучие называется рифма.
- Попробуете сочинить стихотворение, используя данную рифму.
- Такое стихотворение, написанное на заранее заданные рифмы – называется буриме.(1)
2. Игра, состоящая в написании таких стихотворений. Играть в буриме.
- Работу будете выполнять в творческих группах по 4 человека. Каждая группа должна составить одно буриме.
(Время 3 минуты.)
- Ребята, поделитесь своими открытиями. Прочитайте своё буриме?
- А вот какое открытие сделали ребята нашей школы, которые занимаются в кружке “Зелёный портфель”.
Вслед за мартом спешит к нам апрель.
С крыши капает звонко капель.
Всюду слышится птичье веселье –
Птицы празднуют новоселье.
Зажурчали с пригорков ручьи,
Пробудились ото сна муравьи.
Из норы тихо выбралась мышь,
Не проснулся лишь сонный камыш.
Итог:
“…О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух”. (А.С.Пушкин.)
- Вы ребята, сами побывали в роли сочинителя, открыли в себе поэта, создали маленькое чудо – шедевр.
VIII. Рефлексия.
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём со своими учителями, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
(Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих? За что вы можете себя похвалить?)