Тема: Какие бывают ветры?
Цели:
познакомить учащихся с различными видами ветров; их характеристиками;
влиять на процесс формирования навыков безопасного поведения во время чрезвычайных ситуаций природного характера;
обогащать и активизировать словарь учащихся;
учить учащихся добывать новые знания из учебника.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” для 1 класса; таблицы и картины для коллективного разбора; индивидуальный раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
I.
Учитель. Сейчас, если вы отгадаете загадку, узнаете, о каком природном явлении пойдёт речь на нашем уроке.
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен,
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это… (ветер).
– По каким признакам вы догадались, что это ветер? Как вы думаете, что такое ветер? (высказывания детей)
Учитель. Ветер – движущийся воздух. Послушайте загадку ещё раз. Из её текста можно многое узнать об этом природном явлении. (Учитель читает загадку.) Объясните смысл выражения “ветер не ведает границ”?
Дети. Движется во всех направлениях, куда хочет.
Учитель. Каким бывает весенний ветер?
Дети. Нежным, ласковым, тёплым.
Учитель. Какой ветер заставляет человека бояться?
Дети. Грозный, мятежный.
II.
Учитель. Да, ветер может быть человеку другом, но может быть и врагом. Оказывается, ветер зависит от его скорости, направления и силы. В зависимости от этого ветер имеет различные названия. (Учитель показывает таблички на доске.)
1) бриз |
2) буря |
3) ураган |
4) смерч |
Учитель. Рядом написаны признаки этих природных явлений. Давайте прочитаем их и соединим название ветра и его признак.
1) большие разрушения |
2) качаются тонкие деревья |
3) ломаются ветви |
4) имеет вид столба с вращающейся
воронкой, которая засасывает все предметы, встречающиеся на пути |
С помощью учителя на доске появляется схема:
III.
Учитель. Чтобы лучше запомнить названия ветров и их признаки, выполним такое задание. Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений, а вы определите название ветра и его признаки.
1) А. Кольцов
Дуют ветры
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи тёмные.
Не видать в них
Света белого,
Не видать в них
Солнца красного
(Буря)
2)
Ясно утро. Тихо веет
Тёплый ветерок
Луч, как бархат зеленеет
В зареве восток
(Бриз)
IV.
Учитель. Посмотрите на изображения деревьев. Покажите дерево во время бури, урагана, бриза.
Учитель. А теперь сами попробуем сочинить загадку о ветре.
Учитель показывает детям последние слова в строчках загадки. Дети предлагают свои варианты, в которых отражены характерные признаки ветра.
………………. без ног,
………………. рыщет,
………………. да свищет
………………. ломает
………………. наклоняет
Учитель. Молодцы! Давайте посмотрим, совпадает наш текст загадки с тем, который напечатан в вашем учебнике. Откройте учебник на стр. 93 (А. Плешаков, “Мир вокруг нас”). Прочитайте загадку в учебнике. Вспомните, какое название имеет этот ветер? (Буря)
V.
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию на этой странице. Расскажите, как ветер помогает человеку.
Дети. Ветер приводит в движение ветряные мельницы, помогает плыть парусным судам.
Учитель. Расскажите, какую угрозу представляют ураганы, бури, смерчи в жизни человека. (Высказывания детей.)
Учитель. Давайте составим правила поведения при смерче, урагане и буре, если вы оказались на улице. (Совместная работа учителя и учащихся.)
1) Держись подальше от зданий и строений,
высоких столбов и деревьев.
2) Нельзя находиться на мосту и эстакаде.
3) Если вы едете на машине, остановитесь, но не
покидайте автомобиль. Закройте его двери и окна.
4) Сохраняйте спокойствие и не паникуйте.
– Правила поведения при смерче, урагане и буре, если вы оказались в помещении, прочитайте и постарайтесь запомнить (учитель раздаёт детям памятки поведения в экстренных случаях).
1) Плотно закройте и укрепите все двери и окна.
2) Отключите газ и электричество.
3) Подготовьте запас пищи и воды, медикаменты,
свечи, документы и деньги.
4) Уберите с балконов предметы, которые могут быть
унесены ветром.
5) Сохраняйте спокойствие и не паникуйте.
VI. Итоги урока