Великие русские педагоги, писатели, общественные деятели всегда боролись за подлинную русскую школу, за воспитание высокого национального достоинства, благородного честного человека Отечества. Актуально звучат ныне слова, написанные К.Д.Ушинским в 1867 г. в доказательство необходимости того, чтобы знание своей Родины, ее музыка, история составляли основу содержания школьного образования: “Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего ближе знаком со своим Отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится”.
Проработав более 19 лет в школе, я пришла к глубочайшему убеждению, что развивая и изучая множество важных и серьезных тем дидактики, духовно-нравственного и общественно-политического характера на уроках и во внеурочное время, необходимо формировать у детей подлинную любовь и уважение к Родине к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству, народному искусству. И поэтому я в своей работе широко использую русскую народную тематику: малый детский фольклор, народные обряды и традиции, фразеологию и лексику русского языка, многое другое, то есть все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Все это, несомненно направлено на общее развитие личности ребенка, раскрытия его индивидуальности, пробуждения в нем добрых, гуманных чувств.
Хочу подробнее остановиться на том, как мне удается решать проблему “Старинные русские меры в истории и речи народной”. Впервые несколько лет эта работа осуществлялась через кружок “Старинные меры”. В его работу были включены практически все школьники среднего звена. Кружок имел успех, дети с интересом и творчески собирали материал, сочиняли, рисовали, оформляли альбомы, книжки-малышки. Затем, по мере накопления материалов в кружке, я проанализировала результаты общения детей с национальным наследием, и эти наблюдения привели меня к мысли систематизировать работу по данной теме, чтобы ввести ее в содержание единого учебного, воспитательного и развивающего процесса.
Использование на уроках и внеклассных занятиях по математике элементов из ее истории является не только эффективным средством развития интереса учащихся к предмету, но также имеет познавательное и воспитательное значения. Источники по истории математике содержат богатый методический материал, но его следует дидактически обработать, т.е. видоизменить так, чтобы элементы истории гармонично вливались в урок, в комплексе решали задачи, как образовательные (учащиеся лучше бы усваивали знания по теме), развивающие (школьники учились бы разнообразным приемам познавательной деятельности: сравнению, классификации, общению и т.д.), так и воспитательные (формировались бы такие качества личности, как пытливость, любознательность, жажда знаний).
В связи с этим хочу поделиться, как я использую элементы историзма при организации учебного процесса. Не имея возможности привести все возможные фрагменты уроков, на которых использовались элементы истории математики, приведу только ряд примерных бесед:
1) Беседа “Из истории линейки”
Знаете ли вы, что в 1989 году у линейки был юбилей. Ей исполнилось 200лет. В ряде стран Европы, в том числе и в древней Руси, для разметки линий на листах пергамента применялись железные прутья. В летописях их называют “шильцами”. Когда в 1789 году во Франции началась работа по внедрению метрической системы мер, в Париже были изготовлены две платиновые линейки с метрическими делениями длиной в один метр и шириной 25 мм, называемые эталоном метра. По их образцу изготовили деревянные линейки для академиков, а позднее и для парижских студентов. У школьников линейки появились только в конце XIX века. В Россию линейка попала в 1812 году в качестве военного трофея. В 1899 году по инициативе знаменитого химика Д.И.Менделеева приступили к производству линейки и в России – так в нашей стране началось постепенное внедрение метрической системы мер.
2) Беседа “Из истории цифры 7”
В глубокой древности, когда люди только учились считать, число 7 оставалось долгое время очень большим. Эти представления о величине числа 7 сохранились в русских пословицах и поговорках и дошли до наших дней:
- “Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
- “Семеро одного не ждут”.
- “Семь бед – один ответ”.
- “Один с сошкой, семеро с ложкой”.
- “Лук от семи недуг” и другие.
Древние люди считали число 7 таинственным и загадочным. Про непонятное и теперь мы говорим, что это книга за “семью печатями”, а народные сказки повествуют о “семимильных сапогах”, о “семицветиках” и т.д. И в наши дни в народе почитают число 7. Счастливый человек чувствует себя “на седьмом небе”. Не случайно в неделе 7 дней, в радуге – 7 цветов, в музыке – 7 нот.
А вот как сведения получают дети во время бесед “Из истории учебника “Арифметика”:
Первый учебник по математике был написан по заданию Петра I учителем математики, выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Ведя беседы с Л.Ф.Телятиным, Петр I сказал: “Да ты, братец, силен в науках, притягиваешь знания как магнит. Так быть тебе по сему Магницким”. Так Леонтий Филиппович Телятин стал Магницким. Написанная им “Арифметика” была лучшим учебником по математике. Юный М.В.Ломоносов, отправляясь пешком из далеких Холмогор в Москву” “за наукой”, в котомке за плечами вместо хлеба нес “Арифметику” Л.Ф.Магницкого, которую он заработал у дьячка. Эту книгу М.В.Ломоносов позже назвал “вратами своей учености”.
Подобные исторические справки, вводимые в урок, являются особым стимулом развития интереса к математике; положительные эмоции, полученные на уроке, еще долго владеют учащимися после окончания занятия. Таких уроков дети ждут с нетерпением.
Работе над темой “Старинные русские меры в истории и речи народной” предшествует освещение и такой исторической справки:
“Международная система мер и весов, которой пользуются в настоящее время почти все страны мира, была введена на территории бывшего СССР 14 сентября 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров. Наряду с новой системой пользовались и старыми мерами на протяжении многих лет”.
После этого идет серия уроков и занятий по русской народной тематике. Так, русские меры длины и массы изучаются на уроках в 5-6 классах по математике, в 7-м классе по геометрии, во внеурочное время на кружке “Старинные русские меры”.
При изучении в 5 классе темы “Натуральные числа и шкалы” рассматриваем такие меры как пядь, локоть, маховая сажень, косая сажень, дюйм, аршин. Решаем такие задачи, как например: “Выразите в метрах и сантиметрах: а) высоту терема, равную трем косым саженям; б) длину отреза полотна, равную 15 локтям; в) ширину горницы, равную 2 маховым саженям 3 локтям”.
Работая над темой “Единицы массы” изучаем старинные меры массы: золотник, фунт, пуд и берковец, а также единицы массы драгоценных камней: карат. Учащимся дается задание: “Составить задачи с использованием старинных русских мер массы и мер длины, и издать в виде сборника”. Ребята оформляют их в виде книжек-малышек.
При изучении темы “Единицы площади” рассматриваем такую единицу площади, как десятина: в старину площадь земельных участков измеряли в десятинах (это площадь квадрата со стороной, равной десятой части версты). Задание: сравните десятину с 1 га.
При ознакомлении с темой “Объемы и единицы объема” рассматриваем такие измерения объема: ведро (около 12 л.), штоф (десятая часть ведра).
В 7-м классе, работая над темой “Окружность”, решаем такие задачи: “В старину часто пользовались солнечными часами, они известны более 3000 лет. В солнечных часах время определяется по положению тени от наклонного стержня на циферблате (циферблат и стержень располагали так, чтобы в полдень тень от стержня была направлена на отметку 12 ч.). Подумайте, что общего у солнечных часов с современными часами, в чем их достоинства и недостатки”.
При изучении темы в 5-м классе “Инструменты для вычислений и измерений” рассматриваем первые “вычислительные устройства”, которые дети оформляют в виде раскладушки “Первые вычислительные машины”: счеты, арифмометр, пальцы рук.
Раскрывая тему “Не оскудевает русская земля талантами”, изучаем русских математиков: Лобачевский Н.И., Ковалевская С.В., Чебышев П.Л., Погорелов А.В. – как в урочное, так и во внеурочное время.
Ведя работу по краеведению на кружке “Старинные русские меры” более подробно изучаем меры массы и длины: учащиеся изготовляют меры длины дюйм и аршин, собирают и оформляют пословицы и поговорки, в которых упоминается различные меры.
Во внеклассной работе проводятся игры с использованием старинных русских мер: “Звездный час”, “Поле чудес”, “Брейн-ринг”, “Счастливый случай”, “КВН” и многие другие.
Решение подобных задач и заданий требует не только математических знаний, но и сообразительности, творчества, умения логически мыслить, желания найти нетрадиционные пути решения. Кроме того, эти задачи дают возможность учителю
проводить небольшие экскурсы в историю развития математики в России, рассказывать о составителях этих задач, которыми и поныне гордится русский народ, формировать у школьников интерес к учению, развивать у них патриотические чувства, побуждать самостоятельным мыслительным действиям и проявлению творчества.
Таким образом, включение элементов истории о старинных мерах в образовательный процесс способствует укреплению познавательного интереса к математике, углублению понимания изучаемого фактического материала; расширению кругозора, повышению общей культуры и воспитанию учащихся в почитании старины и любви к Родине.