Важной задачей начальной школы является обогащение словаря учащихся, усвоение ими норм литературной речи, выработка практических навыков изложения мыслей в устной и письменной форме, повышение уровня речевой культуры. Актуальность этой задачи сегодня не вызывает сомнений: словарный запас учащихся по-прежнему остается ограниченным, уровень речевой культуры – низким. Организация систематической работы на уроках, в частности русского языка, направленной на формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление многозначности, позволит решить названную проблему [4], [5], [6], [7], [8].
Урок по теме: "Подбираем с словам-предметам слова-признаки"
(на материале многозначной лексики)
Цель: научить младших школьников подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, правильно задавать вопросы от слова к слову; познакомить учащихся с эпитетами, многозначными именами прилагательными; формировать умение работать со словарем; развивать речь, внимание к слову, мышление, память; воспитывать положительные качества личности, любовь к родному языку.
Оборудование: словари (многозначности слова или толковый, эпитетов), иллюстрации, показывающие различные значения многозначных слов и слов-омонимов, иллюстрации с изображением сказочных человечков, фотографии с изображением лисицы и зайца.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Чистописание. Речевая разминка
– Откройте тетрадь по чистописанию [9]. Проведем речевую разминку, поработаем над красотой почерка. Занятие 11. Прочитайте тему. (Чистоговорка.)
– От какого выражения появилось слово “чистоговорка”? Что же называют чистоговорками? Для чего они нужны? (Предложения или небольшие тексты, которые помогают научиться чисто, красиво говорить, есть рифма, слоги.)
– Прочитайте чистоговорку про себя. (Жа-жа-жа есть иголки у ежа.) Как нужно читать чистоговорки вслух? (Неторопливо, четко проговаривая каждое слово) Прочитаем вслух (2 раза). Прочитаем с разной громкостью: сначала очень громко, затем тише, тише, очень тихо; теперь наоборот: шепотом, громче, громче, очень громко. Прочитаем чистоговорку с разной интонацией: с вопросительной, с восклицательной, с обычной.
– Напишите чистоговорку, обведите буквы по контуру.
Следить за правильной посадкой учащихся, положением тетрадей на столе.
III. Лексическая работа. Работа со словарем (толковым или многозначности слова)
– О ком мы написали чистоговорку? Что вы узнали о еже?
– Пользуясь словарем [3], уточните, в каком значении употреблено слово “иголки”? Прочитайте.
– В каких еще случаях можно употребить слово “иголки” в этом значении?
– В каком еще значении можно употребить слово “иголки”?
– Составьте устно предложения, употребив слово “иголки” в разных значениях.
– Сделайте вывод: слово “иголки” – это какое слово? (Многозначное.)
– Почему разные предметы назвали одним словом “иголки”?
– Как доказать, что слово “иголки” многозначное? (Между значениями слова есть общность, связь – острый предмет, форма.)
– Объясните с помощью словаря значение выражений: “с иголочки одет”, “как на иголках”, “иголка в стоге сена”.
К доске прикреплены иллюстрации: ножка (гриба, стула, девочки), кисть (рябиновая, для рисования), коса (девочки, орудие труда), ключ (для двери, родник), перо (гусиное, металлическое), лук (растение, оружие).
– Найдите на картинках многозначные слова.
– Будьте внимательны: не перепутайте многозначные слова с омонимами. (Ножка, кисть, перо)
– Как вы отличали многозначные слова от омонимов? Если мы затрудняемся определить, многозначное перед нами слово или омоним, что мы должны cделать? (Обратиться к словарю)
– Как показаны многозначные слова и омонимы в словаре?
– К какой части речи вы отнесете все названные слова? (Имена существительные) Почему?
– Дорисуйте в прописи иголки у ежиков [9].
ЗАРЯДКА ДЛЯ РУК, ГЛАЗ, ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СТИСТЕМЫ
IV. Повторение пройденного материала. Объявление темы урока
– Теперь вспомним, со словами какой части речи мы начали знакомиться на последних уроках русского языка? (Имя прилагательное) Что такое имя прилагательное? Какова роль имен прилагательных в речи?
– Подберите походящие имена прилагательные к словам: “еж”, “иголка”, “ножка”, “перо”, “кисть”.
– Попробуйте на основе данного задания сформулировать тему и цель урока.
– Тема: “ПОДБИРАЕМ К СЛОВАМ-ПРЕДМЕТАМ СЛОВА-ПРИЗНАКИ” (“Подбираем к именам существительным имена прилагательные”). Чем будем заниматься? Чему учиться? (Подбирать к словам-предметам слова-признаки, описывать предметы).
V. Изучение новой темы
– Подумайте, любые ли имена прилагательные могут подойти к имени существительному? Какие? (Те, которые связаны с именем существительным по смыслу) Почему именно так? (Имена прилагательные зависят от имени существительного) Что помогает увидеть связь имен существительных с именами прилагательными? (Вопрос) Как мы задаем вопросы? (От имени существительного к имени прилагательному)
– Как можно описать предмет? Какие признаки можно перечислить, чтобы как можно точнее описать предмет?
– Чем больше будем называть признаков предмета, тем лучше мы опишем предмет.
Выполнение упражнения № 68. С. 45 [1].
- Прочитайте задание, просмотрите глазами дидактический материал к упражнению.
- Прочитайте слова, к которым мы должны подобрать слова-признаки. К какой части речи они относятся? Докажите.
- Задайте вопрос к первому слову. От него к записанным далее словам. К какой части речи относятся названные слова? Какие еще слова-признаки можно подобрать?
- По образцу выполните задание до конца. К каждому слову-предмету подбирайте 2–3 своих признака.
- Проверка.
– Часто писатели и поэты, описывая природу, персонажей, используют имена прилагательные. Многие из них очень красивые, образные. В художественной литературе имена прилагательные, с помощью которых описываются различные предметы, называют эпитетами. (Слово “ЭПИТЕТ” записать на доске.)
– Подберите устно красивые эпитеты к словам: “небо”, “цветы”, “туча” (по рядам). (Показать словарь эпитетов [2].)
VI. Игра “АУКЦИОН”
На доске лоты – портреты сказочных человечков: Буратино, Чиполлино, Мальвина.
– Узнали, кто изображен на картинках? Подробно опишите наиболее понравившегося вам героя (голосование – вставание с мест), назовите как можно больше подходящих признаков. Тот, кто последним называет удачный признак, считается победителем и получает лот с изображением героя.
VI. Закрепление материала
– На доске фотографии с изображением зверей.
– Назовите их. (Лисица, заяц)
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– К какой части речи они относятся? Запишите слова в тетрадь так, чтобы получились столбики. Распределите слова-признаки. Белый, хитрый, чуткий, резвый, хищный, косой, рыжий (на доске). Задайте правильно вопросы.
– Только ли про зверей говорят “заяц”, “лисица”. Про кого еще? Про каких людей говорят “заяц”, “лисица”? Названные значения – прямые или переносные? Как назовем слова “заяц” и “лисица”? Приведите еще примеры подобных многозначных слов.
– Все записанные имена прилагательные, с помощью которых мы описывали животных, – тоже многозначные. Что это значит? Cделайте вывод: не только существительные могут быть многозначными, но и …
VII. Самостоятельная работа
– Упражнение № 69 [1]. Опишите один предмет.
VIII. Итог урока
– Чему научились на занятии? Что нового узнали? Что особенно запомнилось и понравилось?
IX. Домашнее задание
1. Выберите любое изученное многозначное слово-прилагательное, расскажите о его значениях, проиллюстрируйте свой ответ примерами. Используйте в работе словарь [3].
2. Составьте и запишите загадку о любимой игрушке, используя как можно больше слов-признаков. На следующее занятие принесите эту игрушку (рисунок игрушки) для проведения игры “Узнай предмет по описанию”.
Список литературы:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 кл. – М.: Баллас, 2005
2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. – СПб.: Норинт, 2000
3. Майорова Т.С. Формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии: Дис. ... канд. пед. наук. Ч.2. – Рязань, 2005. – С. 6–93.
4. Майорова Т.С. Формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Рязань, 2005. – 22 с.
5. Майорова Т.С. Работа над полисемией слова как средство формирования коммуникативных умений и навыков учащихся начальных классов // Объединенный научный журнал: Педагогика. М., 2004. № 26. С. 56–57.
6. Майорова Т.С. О системе работы по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии в начальной школе // Аспирантский вестник Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина. Рязань, 2005. № 5. С. 77–81.
7. Майорова Т.С. О работе над многозначной лексикой на уроках литературного чтения в начальной школе // Объединенный научный журнал: Педагогика. М., 2005. № 17. С. 55–57.
8. Майорова Т.С. О работе над переносным значением слов при формировании у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии // Теория и методика обучения русскому языку / Под ред. Н.И. Демидовой. – Рязань, 2005. С. 48–52.
9. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание. Рабочая тетрадь № 1. 2 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 32 с.