ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, ставит перед учащимися цели урока, настраивает на плодотворную работу.
II. Актуализация знаний
В форме фронтальной беседы с помощью наводящих вопросов учителя учащиеся проговаривают определения и свойства прямоугольника, ромба и квадрата, разделяя их на присущие всем одновременно и каждому в отдельности. Устная работа ведется с опорой на следующую схему
Далее учащимся предлагается решить несколько задач с опорой на чертежи, приготовленные учителем на доске. Решение этих задач и обсуждение используемых в решении свойств является подготовительной работой к основному этапу урока – решению текстовых задач.
Задачи для устной фронтальной работы
III. Решение задач
На этом этапе урока учащимся предлагается две
формы работы: групповая (для более продвинутых
учеников) и фронтальная.
Для работы в группах ребятам предлагается три
задачи – по одной для каждой группы. Учащиеся
решают задачи, оформляют свои решения и
представляют их вниманию участникам других
групп.
Во время, отведенное для решения задач в группах,
остальные учащиеся в процессе фронтального
обсуждения с помощью наводящих вопросов учителя
решают предложенную им задачу (чертеж заранее
приготовлен учителем на доске).
Задачи для решения в группах:
1. В равнобедренный прямоугольный треугольник вписан квадрат так, что две его вершины находятся на гипотенузе, а две другие – на катетах. Найдите сторону квадрата, зная, что гипотенуза треугольника равна 3 м.
2. Из вершины прямоугольника на диагональ опущен перпендикуляр, который делит ее на два отрезка, меньший из которых равен 2 см. Перпендикуляр образует с меньшей стороной прямоугольника угол в 30o. Вычислите длину меньшей стороны прямоугольника и сумму его диагоналей.
3. Периметр ромба 16см; высота, проведенная из вершины тупого угла, делит сторону ромба пополам. Найдите углы ромба и длину диагонали, проведенной из той же вершины.
Задача для фронтального обсуждения:
В ромбе сторона равна 18 см, а один из углов – 150o. Найдите все углы, периметр и высоту ромба.
IV. Проверочная работа (проводится в качестве диагностического контроля)
Учащимся, работавшим в группах, если позволяет время, предлагается решить задачу по готовому чертежу (по вариантам), иначе, это задание дается на дом. А тем ребятам, которые работали с учителем фронтально, проверочная работа дается в виде теста.
Задачи для решения по готовым чертежам:
Тест
I-й вариант | II-й вариант |
1. Один из острых углов ромба равен 56o.
Чему равен другой острый угол ромба?
2. Полупериметр прямоугольника равен 42 см. Меньшая сторона его равна 12см. Чему равна большая сторона прямоугольника?
3. Расстояние от точки пересечения диагоналей ромба до его вершины равны 8 см и 6 см. Какова длина каждой диагонали?
4. Острый угол ромба равен 660. Чему равен тупой угол ромба?
5. Одна сторона прямоугольника равна 6,2 см, а другая сторона больше ее на 2,6 см. Чему равен периметр прямоугольника?
6. Сумма двух тупых углов ромба равна 260o. Чему равен острый угол ромба?
7. Половина меньшей диагонали ромба равна 8 см, а сумма длин диагоналей ромба равна 28 см. Чему равна длина большей диагонали?
8. Меньшая сторона прямоугольника ABCD равна 17,5 см. Угол AOD равен 120o. Определите длину диагонали прямоугольника.
9. В прямоугольнике ABCD биссектриса угла А делит сторону ВС на отрезки ВК = 7 см и КС = 9 см. Найдите периметр прямоугольника.
|
1. Один из тупых углов ромба равен 120o.
Чему равен другой тупой угол ромба?
2. Полупериметр прямоугольника равен 64 см. Большая сторона его равна 44 см. Чему равна меньшая сторона прямоугольника?
3. Диагонали ромба равны 24 см и 18 см. Найдите расстояние от вершин ромба до точки пересечения его диагоналей.
4. Тупой угол ромба равен 124o. Чему равен острый угол ромба?
5. Одна сторона прямоугольника равна 7,8 см, другая сторона на 2,6 см меньше ее. Чему равен периметр прямоугольника?
6. Сумма двух острых углов ромба равна 160o. Чему равен тупой угол ромба?
7. Половина большей диагонали ромба составляет 12 см, а сумма длин диагоналей равна 42 см. Чему равна длина меньшей диагонали ромба?
8. Диагональ прямоугольника равна 36 см. Угол между диагоналями равен 60o. Чему равна меньшая сторона прямоугольника?
9. В прямоугольнике ABCD биссектриса угла D делит сторону DC на отрезки СК = 9 см и КВ = 6 см. Найдите периметр прямоугольника.
|
V. Итоги урока
а) Учитель проводит рефлексию, с помощью следующих вопросов:
- Какая базовая фигура использовалась при решении задач?
- Может ли у параллелограмма диагональ быть равной стороне?
- Может ли у параллелограмма диагональ совпадать с биссектрисой угла?
- У какого параллелограмма диагонали взаимно перпендикулярны и равны?
- Какой четырехугольник можно сложить из четырех спичек?
б) Домашнее задание.
- Создать компьютерную презентацию по теме “Параллелограмм”.
- пп. 54–56 № 32 (учебник “Геометрия 7–9” авт. Погорелов).