Исследовательская работа "Проблема полового воспитания школьников"

Разделы: Социальная педагогика


Введение

Актуальность

Запретная тема. Десятилетиями в стране не принято было говорить “об этом”. Предполагалось, очевидно, что страх общественного порицания, строгость табу сделает нас и наших детей чистыми и нравственными. Увы, бесполезные надежды эти совсем не сбылись. Не страх и запреты воспитывают нравственность, а свобода, ответственность и самосознание. Человек не совершает некоторые поступки не потому, что ругают и запрещают, не из боязни порицания или наказания, а из понимания низменной сути намерения, отрицания самой мысли о нем, чувства невозможности так поступить.

Конечно, не будем обобщать и преувеличивать. Не вся наша молодежь развращена и испорчена. Но у молодых людей нет представления “об этом”, и поэтому происходит прорыв подростков в запретный мир секса с сопровождающей его нравственной коррозией. Зачастую подростками движет, лежит в основе их поступков обычное ребяческое любопытство, желание познать неизведанное, испытать себя. И в сексуальной жизни тоже. Тайна взаимоотношений полов, интимные отношения порой оказываются в центре всеобщего внимания и класса, и группы подростков. И они со свойственным юности безрассудством торопятся к разгадке “жгучей тайны”. К тому же стремление пережить новый опыт дополняется желанием самоутвердиться, доказать взрослость, перешагнуть черту, отделяющую подростка от женщины, мужчины.

Вступая в первую половую связь, у подростков ведущим мотивом является: в 13–14 лет – интерес и любопытство, в 15–16 – жажда переживаний и потребность в сексуальной разрядке, а в 17 лет и старше доминирует любовь.

Но есть одна закономерность, когда мальчики и девочки, вступившие в интимную близость в 13–15 лет, в дальнейшем, как правило, ведут беспорядочную половую жизнь, часто меняют партнеров, крайне нетребовательны в их выборе, физическая близость становится для них самоцелью.

И мы, взрослые (родители, педагоги, медики) должны попытаться донести до детей систему полового воспитания, которая начиналась бы с раннего детства в семье, затем продолжилась в дошкольных учреждениях, школах. 

Проблема

Сегодня происходит раннее созревание молодежи. Газеты, журналы, телевидение практически каждый день приносят новую информацию об антиобщественном поведении подростков, их жестокости, равнодушии, цинизме. Но все молодые люди – герои статей и телевизионных сюжетов – чьи-то дети. Чьи? Да наши же!

Нелегко решить все эти проблемы! И мы, взрослые (родители, педагоги, специалисты), должны готовить ребят к половой зрелости, к осмыслению происходящих в этот период процессов, разбудить их разум к тому моменту, когда проснется сексуальное желание.

Если мы будет бессмысленно молчать и задавать себе вопросы что и когда говорить, в каком возрасте какую давать информацию, это может привести к половой распущенности, неразборчивости, а иногда и к трагедии, исковерканным судьбам.

На фоне острейших проблем нравственного и полового воспитания подростков ужасно выглядит спокойствие многих взрослых людей, все еще считающих, что эту тему “лучше не трогать”.

Тема: “Проблема полового воспитания школьников”

Объект исследования: знания учащихся образовательного учреждения о половом воспитании.

Предмет исследования: сущность, содержание и модели полового воспитания

Цель данной работы – изучить проблемы полового воспитания подрастающего поколения с теоретической стороны и практической.

Задачи:

  • Актуализировать сущность полового воспитания молодежи.
  • Проанализировать теоретический и практический материал по половому воспитанию подрастающего поколения.
  • Разработать опросник для подростков по теме “Половое воспитание”.

Методы исследования: индивидуально-личностный, информационный.

Методологическая основа: теоретические основы педагогического процесса в вопросах полового воспитания подрастающего поколения

1. Половое воспитание

1. Сущность полового воспитания.

Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.

Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путём. К сожалению, не все родители и учебно-воспитательные учреждения дают полную информацию или информацию вообще по этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие. А ведь очень важно дать ребёнку понять различие между мальчиками и девочками, объяснить, откуда берутся дети и чем занимаются родители, если ребёнок их заметит во время интимной близости.

С моей точки зрения, половое воспитание можно определить таким образом, что половое воспитание – система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки).

Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная. Анализом половых различий занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики, психиатры, психологи. Несомненно, эта информация касается и нас, педагогов.

Для чего педагогам нужны глубокие знания о половых различиях? Прежде всего, они необходимы на этапе становления и саморегуляции. Саморегуляция поведения предполагает "наличие у индивида определенной информации о самом себе". Частью этой информации о себе является знание о том, что человек принадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола, отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажут большую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своем теле, его строении и причинах такого строения являются компонентом "системы Я" наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральных качествах и т.д. Осознание каких либо своих способностей и особенностей меняет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно для создания психологического и социального комфорта "системы Я" каждого человека.

Все вышеизложенные положения позволяют сделать вывод о том, что половое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что "пол" – понятие не только биологическое, физиологическое и социальное. Знания о половых различиях (в широком смысле для педагогов, в узком – для детей) будут являться условием полового воспитания и определять его содержание.

2. Цели и задачи полового воспитания.

Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Неверно было бы считать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности того общества, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так называемой личной жизни.

Я считаю, что целью полового воспитания должно быть формирование адекватного смысла, т.е. мотивация полового сознания.

Половое сознание – система знаний, личностных смыслов и знаний, которые формулируют и формируют переживание и мотивацию своего бытия человеком как представителем пола.

А главными задачами должны быть:

  • активизация помощи молодежи сознательно формировать свои потребности;
  • систематизация обучения культуре полового общения;
  • формирование правильной установки в отношении к будущей семье, рождению детей.

Задачей педагогов также является необходимость учета половых различий в воспитании детей.

Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации.

Полоролевая социализация — неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая включает в себя три компонента: развитие представлений о себе как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Половая идентификация – это отождествление себя с представителями определенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Половая дифференциация – это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.

В изучении половой дифференциации существует две теории. Первая – теория социального научения, согласно которой ребенок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая – когнитивно-генетическая теория – основывается на том, что "представления ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения, а возникают в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:

1) ребенок узнает, что существует два пола;
2) он включает себя в одну из двух категорий;
3) на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и предпочитая его формы.

Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего, они раскрывают разные аспекты процесса половой социализации, поэтому мы считаем целесообразным ориентироваться на то, что половая дифференциация осуществляется благодаря генному наследию ребенка, с помощью научения и воспитания, базирующегося на основных принципах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.

3. Содержание полового воспитания.

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;

б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знание принципов полового воспитания:

  • принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста детей;
  • принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
  • принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);
  • принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
  • принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок, и окружающая его обстановка не соответствует им).

Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей.

Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно разделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек.

4. Модели полового воспитания.

Содержание полового воспитания составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности. В соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни. Многие стороны этого процесса рассматриваются по ходу изложения общих проблем и половозрастных особенностей психосексуальной дифференциации.

М. Козакевич описывает три модели полового воспитания.

Модели

Объем информации

Содержание информации

Общий тон
Рестриктивная (репрессивная) Чем меньше, тем лучше Нельзя делать то-то и то-то, потому что…

Это единственный хороший путь

Нет!
Пермиссивная (либеральная) Вся информация Могут быть следующие пути… Все пути хороши Да!
“Золотая середина” (демократическая) Необходимая информация Делай так, а не иначе, ибо… Есть много путей – выбирай лучший Да, но…

Факт принятия обществом той или иной модели не означает, что ее разделяют все существующие в обществе группы и отдельные люди. Это выдвигает непростые морально-этические проблемы. Люди могут не хотеть – это их право, чтобы их дети были включены в существующую систему полового воспитания. Религиозная община может считать несовместимым с верой, исповедуемой ее членами, любое половое воспитание в рамках пермиссивной и демократической моделей, но в другой общине могут быть и другие взгляды. Поэтому правом любого человека остается выбирать для своих детей свои пути.

В условиях нашей страны это имеет особое значение, так как дистанция между национальными и религиозными психосексуальными культурами очень велика и люди придают сохранению традиций в этой сфере жизни чрезвычайно насыщенное эмоциональное значение, часто сообщающее обсуждению проблем пола идеологическую окраску. Это выдвигает целый комплекс проблем по разработке стратегии и тактики, путей и методов, организации и средств полового воспитания, дифференцированных в зависимости от той культуры, в которой оно будет осуществляться.

Исходя из задач полового воспитания, можно выделить несколько основных его направлений:

  1. Полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчины и женщины.
  2. Сексуальное воспитание, направленное на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований.
  3. Подготовка к ответственному супружеству как формированию супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства.
  4. Подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок.
  5. Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваний и т.д.

Эти направления не отдельные части, которые должны становиться предметом специальных, не связанных между собой “уроков”, а взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие целостного процесса, начинающегося с первых лет жизни.

2. Практическая часть

Практическая часть работы состоит из проведенного опроса среди учащихся 8 – 11 классов общеобразовательной школы, в котором принимали участие 85 человек.

Опросник для учащихся 8 – 11 классов (анонимно)

Цель: Получение информации относительно знаний учащихся в области половых отношений.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, выбирая один из вариантов ответов, или предложите свой.

1. Что Вы понимаете под словосочетанием “половые отношения”?

  • ухаживание
  • поцелуи
  • секс
  • другое ______________________________________________________

2. О половых отношениях я узнал (а) …

  • из телепередач
  • из чтения специальной литературы
  • из разговора со сверстниками
  • от родителей
  • от учителей
  • укажите другие источники _______________________________________________

3. Почему современная молодежь начинает раннюю половую жизнь?

  • из любопытства (интерес познания чего-то нового)
  • от безделья
  • случайно
  • быть как другие
  • казаться взрослее
  • под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ
  • другое ______________________________________________________

4. Считаете ли Вы, что ранняя половая жизнь может причинить вред и почему?

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, с какого возраста следует начинать половую жизнь?

  • 12 – 13 лет
  • 14 – 15 лет
  • 16 – 17 лет
  • 18 лет
  • ваше мнение _____________________________________________________________

6. Какие виды контроцептивов Вы знаете?

______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

7. Как Вы считаете, нужен ли в школе специальный курс по этой теме?

  • да, нужен
  • наверное, нужен
  • затрудняюсь ответить
  • наверное, не нужен
  • не нужен

_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

8. Вступали ли Вы в половые отношения?

  • да
  • нет

Спасибо!

Результаты исследования.

Вопрос

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

1. Что Вы понимаете под словосочетанием “половые отношения”?
 
  • ухаживание

9 %

8 %

6,5 %

6 %

  • поцелуи

13,5 %

21 %

12 %

6,5 %

12 %

  • секс

73 %

54 %

80 %

81 %

70,5 %

  • другое:  – все сразу

4,5 %

16,6 %

4 %

3 %

6 %

– крепкая любовь

4 %

0,9 %

– глубокие интимные отношения

3 %

0,9 %

2. О половых отношениях я узнал (а)…
 
  • из телепередач

23 %

19 %

23 5

24,5 %

23 %

  • из чтения спец. литературы

7,5 %

22, 5 %

15,5 %

24,5 %

19 %

  • из разговора со сверстниками

50 %

26 5

54 %

28,5 %

37 %

  • от родителей

19 %

22,5 %

14,3 %

14,4 %

  • от учителей

4 %

4,1 %

2,3 %

  • другое: – отовсюду

6,5 %

4,1 %

3 %

– не помню

4 %

0,75 %

3. Почему современная молодежь начинает раннюю половую жизнь?
 
  • из любопытства

26 %

25 %

23,1 %

20 %

22,9 %

  • от безделья

2,8 %

1,6 %

1,2 %

  • случайно

8,6 %

8,3 %

5,1 %

10 %

8,2 %

  • быть как другие
11,4 % 11 %

5,1 %

13,3 %

10,6 %

  • казаться взрослее

31,5 %

27,8 %

28,2 %

25 %

27,6 %

  • под воздействием

17,2 %

13,9 %

23,1 %

21,6 %

19,4 %

  • другое: – по любви

3 %

5,6 %

2,6 %

3,3 %

3,5 %

– отсутствие терпения

3 %

0,6 %

– это было, есть и будет

2,8 %

0,6 %

– хочется

2,8 %

5,1 %

1,8 %

– чтобы быть вместе

2,6 %

0,6 %

– раннее взросление

5,1 %

1,8 %

– разные причины

1,6 %

0,6 %

– нравственные условия общества

3,3 %

1,8 %

4. Считаете ли Вы, что ранняя половая жизнь может причинить вред и почему?
 
  • да

70,5 %

73,6 %

31,8 %

53,6 5

55,8 %

  • нет

29,5 %

26,4 %

59,1 %

39,3 %

39,5 %

  • не знаю

9,1 %

7,1 %

4,7 %

5. Как Вы считаете, с какого возраста следует начинать половую жизнь?
 
  • 12 – 13 лет

  • 14 – 15 лет

42,1 %

19 %

8,3 %

10,7 %

18,5 %

  • 16 – 17 лет

26,3 %

23,8 %

41,6 %

53,6 %

38 %

  • 18 лет

21 %

23,8 %

33,3 %

21,4 %

25 %

  • ваше мнение:

– сам должен понять

14,3 %

12,5 %

10,7 %

9,8 %

– серьезные отношения

9,5 %

3,6 %

3,3 %

– после вступления в брак

4,8 % 4,2 %

2,2 %

– 22 года и старше

5,3 %

4,8 %

2,2 %

– когда придет время

5,3 %

1,1 %

6. Какие виды контроцептивов Вы знаете?
 
  • презерватив

42,4 %

43,2 %

41 %

37,7 %

40,6 %

  • противозачаточные

33,3 %

37,8 %

36,4 %

34,4 %

35,4 %

  • спираль

12,1 %

10,8 %

13,6 %

13,1 %

12,6 %

  • свечи

4,9 %

1,7 %

  • колпачки

3,3 %

1,1 %

  • народ. средства

2,3 %

0,6 %

 
  • термин не знаком

12,1 %

8,1 %

6,8 %

6,5 %

8 %

7. Как Вы считаете, нужен ли в школе спец. курс по этой теме?
 
  • да, нужен

52,9 %

31,6 %

27,3 %

35,7 %

36 %

  • наверное, нужен

23,5 %

36,8 %

13,6 %

28,6 %

25,6 %

  • затрудняюсь ответить

23,5 %

26,3 %

9,1 %

21,4 %

19,8 %

  • наверное, не нужен

5,3 %

22,7 %

3,6 %

8,1 %

  • не нужен

18,2 %

10,7 %

8,1 %

– по желанию

4,5 %

1,2 %

8. Вступали ли Вы в половые отношения?
 
  • да

11,8 %

19 %

21,4 %

14,1 %
 
  • нет

88,2 %

100 %

76,2 %

50 %

75,3 %

  – не ответили

4,8 %

28,6 %

10, 6 %

Исследование показало:

  1. Словосочетание “половые отношения” у подростков ассоциируется со словом “секс” – 70,5 %; поцелуи – 12 %; ухаживание и все сразу – 6 %.
  2. О половых отношениях молодежь узнает в первую очередь из разговора со сверстниками – 37 %, потом из телепередач – 23 % и чтения специальной литературы – 19 %. 14,4 % детей могут побеседовать на эту тему с родителями и только 2,3 % узнают об этом от педагогов.
  3. Ребята считают, что молодежь начинает раннюю половую жизнь, чтобы казаться взрослее – 27,6 %, из любопытства – 22,9 %, под воздействием алкогольных, наркотических и токсических средств – 19,4 %, а это является ложной мотивацией.
  4. Ранняя половая жизнь может причинить вред, считают 55,8 % учащихся, а 39,5 % думают, что от этого нет никакого вреда.
    К причинам вреда они относят: нежелательную беременность; последствия аборта; дальнейшее бесплодие; заражение венерическими заболеваниями и СПИДом; физическая, психологическая и духовная неподготовленность; нехватка опыта; суицид.
    Но если молодые люди во время предохраняются и в их отношениях доминирует любовь, то это не принесет никакого вреда, а наоборот пользу для организма.
    Отрадно отметить, что встречаются, и такие ответы как необходимость социальной зрелости и возможность принять ответственность за себя и другого человека.
  5. С какого возраста следует начинать половую жизнь, подростки считают, что с 16 – 17 лет – 38 %, с 18 лет – 25 % и с 14 – 15 лет – 18,5 %.
  6. Из средств контрацепции дети в основном знают о презервативах – 40,6 %, не понимают этого термина – 35,4 %, а 8 % учащихся даже не знают его.
  7. 36 5 несовершеннолетних считают, что специальные курсы по половому воспитанию должны быть в школе постоянно, а не единично; 8,1 % ребят утверждают, что такие занятия вообще не нужны.
  8. Из вопроса о том, имеете ли Вы сексуальный опыт, 14,1 % ответили, что да, а 75,3 % – нет.

Из этого можно сделать вывод, что в школах и дома должна вестись такая работа, которая была бы направлена на воспитание у подрастающего поколения разумного здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Это должно способствовать развитию полноценного формирования полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Если молодежь во время не получит те или иные знания, то: желание самоутвердиться, стремление к взрослости может привести к антисоциальным поступкам.

Эти знания должны даваться детям по этапам:

  • прививать гигиенические навыки, закаливание, профилактика здорового образа жизни;
  • устанавливать правильные отношения между девочками и мальчиками;
  • говорить об этике полоролевых отношений;
  • подготавливать юношей и девушек к вступлению в брак.

Проведенный опросник позволил сделать вывод, что проблема полового воспитания среди школьников стоит очень остро и нуждается в ее решении.

Заключение

Однако справедливости ради стоит заметить, что, хотя проблемы, связанные с сексуальным поведением молодежи, нарушением ими общепринятых мер, волнуют сегодня общественность, к половому воспитанию отношение в нашей стране неоднозначное. Нам кажется, что угроза СПИДа заставляет изменить традиционные подходы. Специалисты в этой области утверждают: “Люди не должны умирать от невежества”! Наше общество жертвует здоровьем молодежи в угоду предрассудкам старших, которые считают, что обучение “безопасному сексу” развращает молодежь. Но есть противоречие: получивший информацию на уроке или из хорошей умной книги подросток не пойдет набирать негативную информацию в подворотню. Больные венерическими болезнями мальчики или беременные девочки – в немалой степени жертвы нездорового любопытства. Кроме того, игнорирование сексуальных интересов подростков, несомненно – одна из причин их разобщенности и непонимания со старшим поколением.

Еще одна сторона подросткового любопытства является естественным явлением, оно связано со многими происходящими в организме ребят изменениями. И каждому из них хочется знать, что, как и почему происходит с ним. Потом его интерес переносится на противоположный пол, причем первое время он лишен сексуальной направленности. И вопросы “про это” носят достаточно абстрактный характер, т.к. помыслы спрашивающего чисты. Другое дело, что, мы, взрослые воспринимаем их на уровне “своей испорченности”, заливаемся краской и отрывисто заявляем: “Рано еще, вырастешь – узнаешь”. И тем самым невольно устанавливаем “ловушку”, укрепляя в подростке мнение, что в сексе он может доказать свою взрослость. А кто в 13 – 16 лет не хочет скорее стать взрослым!? Наша ханжеская реакция провоцирует интерес к интимной жизни, а легальная информация отсутствует. Зато вовсю работают уличные, подвальные “университеты”.

Но если мы, взрослые, решаемся ответить на вопросы детей, то, отвечая, должны помнить: говорить надо только правду, иначе рано или поздно нам придется менять свою версию на другую (или ребенок узнает что-то со стороны). Тогда, возможно, у него возникнет мысль, что мы неискренни с ним, и вряд ли в таком случае он спросит нас когда-либо еще о таких вещах; но, если ребенок не задает таких вопросов, это не значит, что подобные вещи не интересуют его, может быть, он уже получил достаточную информацию на стороне, и тогда нужно найти повод для разговора на эту тему, начать его самим. И этим самым мы сможем оградить своих детей от дурного влияния.

Всем известно, что дети рождаются в результате полового сношения. Появляются новые обязанности и прежде всего – необходимость воспитывать их. И самой главной, очень важной ступенью воспитания остается половое. Здесь нужно найти такой подход, чтобы не причинить детям вред и чтобы у нас не была руководящая формула “секс – это грязно”. Надо научить ребенка относиться к сексу естественно и с пониманием. Но не доводить положительное отношение к сексу до вмешательства в личную жизнь ребенка в подростковом возрасте или в юношеском.

Хорошее половое воспитание начинается с того, что мы не должны проявлять беспокойства по поводу секса, уважать целомудрие наших детей, отвечать на их вопросы и давать им понять, что мы считаем сексуальную тему приятной, интересной, естественной и сугубо личной, но не запретной.

В подростковом возрасте детям следует рассказать о таких нормальных явлениях, как менструация или маструбация. Рассказать обо всем надо, ничего не утаивая, подчеркивая, что эти процессы естественны. Нужно дать ребенку сексуальные знания (например, объясняя, откуда берутся дети и что такое половое сношение), прежде, чем он сможет осмыслить их, – пусть он знает, что есть что и будет застрахован от сомнительной информации.

Если дети обращаются к нам за советом, значит, они доверяют нам и уверены в том, что мы будем говорить с ними серьезно. Но, если вдруг мы почувствуем, что с сыном или дочерью что-то случилось, нужно побеседовать с ними откровенно, но не в коем случае не ругать. Если правильно себя повести в такой ситуации, дети все поймут, хотя у них совсем нет никакого опыта в жизни.

Родители, у которых половая жизнь складывается нормально, будут, по всей видимости, хорошими советчиками своим детям, но в нашем обществе такие родители редкость, поэтому и возникают тревоги по поводу секса. Нет смысла скрывать их (многие даны человеку природой), а притворяться или читать нотации – плохой метод воспитания. Если мы честны в выражении своих собственных чувств, это уже хорошо.

Эта тема, в которой мы хорошо должны разбираться, – сложная и неоднозначная. Естественно, что существует множество подходов, широкий спектр мнений на этот счет.

Литература:

  1. Добрович А.Б. Беседы о половом воспитании. / А.Б. Добрович. – М.: Знание. 1982. – 189 с.
  2. Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. / В.Е. Каган, Д.Н Исаев – Л.: Медицина. 1979. – 172 с.
  3. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. / В.Е.Каган.– М.: Педагогика. 1991. – 256 с.
  4. Кон И.С. Психология старшеклассника”. Пособие для учителя./ И.С. Кон – М.: Просвещение. 1982. – 192 с.
  5. Кон И.С. Введение в сексологию. / И.С. Кон – М.: Медицина. 1990. – 198 с.
  6. Малахов Б.Б. Половое воспитание подростка. Пособие для учителя. / Б.Б. Малахов – Л.: Знание. 1981. – 176 с.
  7. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя. / Ю.М. Орлов – М.: Просвещение. 1993. – 239 с.
  8. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. / И.П. Петрище – Мн.: Народная Асвета. 1990. – 159 с.