Цели:
- Формировать навыки написания строчной буквы "Щ" и ранее изученных букв.
- Дать понятия как о глухом, мягком, непарном звуке.
- Развивать умение анализировать звуки (звуко-буквенный анализ).
- Развивать умение соотносить печатный шрифт с письменным.
- Развивать умение самостоятельно ориентироваться в прописи.
- Развивать внимание, логическое мышление, интерес к предмету.
I. Организационный момент
II. Постановка цели
– У нас сегодня урок-игра. Мы побываем в цирке, поиграем с клоунами, поможем животным преодолеть препятствия. А чтобы всё прошло хорошо, вам, ребята, надо быть внимательными и активно работать на уроке.
III. Новый материал
– Итак, урок начинается, пропись открывается.
Дети открывают прописи, открывается часть магнитной доски, учитель говорит вместе с детьми:
– Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Учитель. С какой буквой мы познакомились на уроке чтения? – А какой это звук? (Согласный, мягкий, глухой, непарный.)
– На что похожа буква “Щ”?
Читают дети:
– На расческу “Щ” похожа.
Три зубца всего?
Ну что же? (Е. Тарлапан)– Буква “Щ” поможет нам
Чистить зубы по утрам. (В. Степанов)
У детей в руках рисунки с изображением буквы “Щ”.
– Давайте посмотрим из каких элементов состоит письменная строчная буква “Щ”.
– Под куполом цирка повисли качели.
Акробаты весело в воздух взлетели. (Обводим
узор в прописи.)
Разминка рук – хлопки в ладоши.
“Барабанная дробь” – пальчиками по столу
стучим
– Чтобы букву правильно писать,
Надо нам считалочку сказать. (Проговаривание и
показ на доске.)
Качелька-качелька
Крючок, петелька. (Прописываем первую и вторую
строчки.)
Звуко-буквенный анализ
– Вышел фокусник со шляпой
В шляпе слоги он припрятал.
Слоги в прописи ищи
Это слоги: ща, ще, щи.
– Из каких звуков состоят эти слоги?
– Какие гласные в этих слогах? (Утверждающие,
смягчающие.)
Прописываем по одному разу.
IV. Физминутка
– Славные качели – гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается да-да-да,
Тот не огорчается ни-ког-да!
V. Закрепление
Дети находят в прописи слоги “щу”, “щё”.
– Дальше надо показать, какие слоги ещё написать.
Ты, голубчик, не сиди – слоги “щу” и “щё” найди.
Читает ученица:
– Сочетанья “чу” и “щу” пишем только с буквой “У”
Чушка, щучка, укачу, и лечу, кричу, свищу.
Учитель. А почему эти слоги пишутся с гласными “У”? “О”?
Прописать эти слоги по одному разу.
Звуко-буквенный анализ слов и их запись.
Учитель.
Задумались клоуны.
Как должны быть схемы заштрихованы? (Открывается
другая часть доски.)
– Слова: щука, щётка.
– Сколько в слове слогов?
– Как определили? (Сколько в слове гласных,
столько и слогов.)
– На какой слог падает ударение?
– Вы не просто покажите, но ещё и докажите. (Дети
самостоятельно штрихуют схемы.)
VI. Физминутка “Рыбки”
VII. Закрепление
Игра “Слон на арене”
Вышел на арену слон.
Пройти по доскам должен он.
Путь слону вы покажите.
Предложение и схему соотнесите.
– Можно ли эти предложения объединить в одну тему? Почему?
– Как надо относиться к животным?
Сейчас не трудно угадать
Какое предложение вы будете писать.
Дети сравнивают предложения на доске с предложениями в прописи.
“Ёрщ и щука – рыбы”
“Два щенка играли на лужайке”
Прописывают эти предложения в прописи.
Игра “Нади пару”
– Зайцы в кубики играли,
Но слова так и не собрали.
Зайцам, дети, помогите,
Слова быстро соберите.
(Слова: щенок, щегол, щука)
– Но и сами не сидите,
Слова в прописи пишите.
Дети прописывают слова.
VIII. Обобщение
– Повторите нам, друзья,
Что за буква, буква “Щ”?
Повторите поскорей,
Что вы знаете о ней?
Дети рассказывают о букве “Щ”.
Скоро прозвенит звонок.
Вам понравился урок?
За активную работу и правильные ответы детям вручаю “молочинки”.