Тема урока: "Понять. Принять. Помочь"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Понять. Принять. Помочь. Именно такими я вижу цели работы классного руководителя.

Под пониманием я подразумеваю умение видеть ребёнка изнутри, умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей и ребёнка.

Приятие означает, безусловно, положительное отношение к ребёнку, независимо от того радует он взрослых в данный момент или нет, признание его уникальности.

Помощь заключается в праве ребёнка на решение тех или иных проблем. А роль классного руководителя поддержать его при этом. Помочь значит свести к минимуму риск, сгладить, а не подчеркнуть различия. Помочь значит суметь отыскать в человеке источник его собственных сил и затем действовать в соответствии с ним. Предложенные ниже мероприятия (классный час “Добротой себя измерь” и праздник для детей и родителей “Посвящение в рыцари семейного очага”) подчинены именно этим целям.

Классный час “Добротой себя измерь”.

Тема: доброта.

Цель: формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.

Задачи: раскрыть нравственное содержание доброты, способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков.

Форма: лаборатория нерешённых проблем.

Оборудование: видео- и аудиоаппаратура, изобразительная наглядность (ворота в Царство доброты, изображения злого и доброго лиц, ключи с высказываниями, текст указа), карточки с ситуациями, жетоны-звёздочки, списки человеческих качеств (по числу групп), медали “Самому доброму человеку”, волшебный клубочек.

Подготовительная работа: снять на видео или записать на магнитофон объяснение учащимися начальных классов слова “доброта”, как в передаче “Устами младенца”.

Ход мероприятия

Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Наш классный час сегодня пройдёт в форме лаборатории нерешённых проблем. И первая проблема: определите тему нашей встречи. Внимательно послушайте рассуждения ребят и догадайтесь, о чём идёт речь.

(Демонстрация видео- или аудиозаписи).

- О чём речь? Что должно быть у всех людей? За что мы любим наших близких?

Правильно! Тема нашего классного часа: доброта, а называется он “Добротой себя измерь”. Как вы думаете, зачем нужно говорить о доброте? (Наводящими вопросами ведущий подводит детей к формулировка следующих задач: чтобы знать, что такое доброта и какой человек может считаться добрым, чтобы самим стать добрее.)

- Мы отправляемся с вами в Царство доброты. Перед нами волшебные ворота в это царство. Но попасть туда может только тот, кто выполнит следующий указ.

Глашатай:

Всем! Всем! Всем! Слушайте!
Наш пресветлейший царь приказывает:
немедленно перестать всем быть злыми
и отныне иметь лишь доброе сердце!
Тот, кто ослушается приказа, будет
Изгнан из нашего царства!

Ведущий: - Выполним ли этот указ? Можно ли злого человека заставить быть добрым?

(Ответы детей)

- К сожалению, вы правы, указ невыполним. Но как же нам пройти через ворота?! Нам поможет волшебный клубочек, ведь именно он указывает в сказках дорогу. А что это тут за него зацепилось? Какие-то ключи. Обсудите в группе высказывания. Помещённые на ключах и ответьте на два вопроса. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?

(Группам выдаются ключи из плотной бумаги, с написанными на них высказываниями о доброте.

“Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (М. Сервантес)

“Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Ж. Ж. Руссо)

“Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях” (Б. Паскаль)

“Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л. Толстой)

“Худо тому, кто добра не делает никому” (Народная мудрость)

После обсуждения в группе дети высказывают своё мнение.)

- Каким делает человека доброта? Кого называют добрым? Давайте попробуем составить словесный портрет доброго человека. Каждая группа получила список человеческих качеств. Посовещайтесь и назовите три качества доброго и три качества злого человека.

(Группы получают карточки со следующими качествами:

Заботливый, упрямый, справедливый, сварливый, неприветливый, владеющий собой, мстительный, обаятельный, красивый, грубый, щедрый, жадный, агрессивный, сострадающий и др.)

Обсудив в группе, ребята называю качества доброго и злого человека. На доске помещены два лица: одно доброе, другое злое. Учитель пишет мелом на доске называемые ребятами качества. Вокруг доброго лица – положительные качества в виде солнышка. Вокруг злого лица отрицательные качества в виде ёжика.

Ведущий: Посмотрите внимательно на то, что у нас получилось. Скажите, каков же добрый человек? На что он похож? А злой? Каков он? Хочется ли с ним общаться?

Правильно! Добрый человек как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся. Злого же человека избегают, чтобы “не уколол”.

А хотите узнать добрые ли вы? Давайте проведём небольшое исследование. Поднимите руку те, кто считает себя добрым. А теперь посовещайтесь в группе и назовите три самых добрых человека в нашем классе.

(Ответы детей. Каждый, кого называют, берёт себе жетон-звёздочку.)

- И так, давайте подведём итог нашего исследования. Кто получил больше всех звёзд?

(Вручение медалей “Самому доброму человеку” )

- Когда я спросила, кто из вас добрый, почти все подняли руки. Но вот звёздочки получили не все. Почему так вышло? Может, мы недостаточно умеем выражать доброту?

Давайте потренируемся выражать наши добрые чувства.

Игра-тренинг “Комплимент”. Скажите комплимент своему соседу справа, а теперь своему соседу слева.

Но можно выражать своё доброе отношение и без слов. Давайте попробуем. Игра-тренинг “Взгляд” (Учащиеся образуют два круга: внешний и внутренний. Играющие становятся так, чтобы игроки внешнего круга оказались лицом к лицу игроков внутреннего круга. Дети смотрят молча в глаза друг друга, стараясь выразить своё доброе отношение. По сигналу ведущего игроки внешнего круга передвигаются на шаг вправо. Происходит смена партнёров. Игра заканчивается, когда игроки внешнего круга вернутся на свои первоначальные места.)

- А теперь очень важный момент: давайте попробуем осмыслить, что происходило. Как вы себя чувствовали? Все ли взгляды были добрыми? Удалось ли взглядом передать доброжелательность, симпатию? (Ответы детей)

- Сегодня мы говорили с вами о замечательном человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. К сожалению, мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми. Но каждый из нас, я думаю, начнёт с себя. Ну что же, нам пора покидать Царство доброты. А волшебный клубочек, который привел нас сюда, выведет нас обратно. (Тренинг “Связующая нить”) Сейчас клубочек покатится по рукам. Пока он у вас в руках, вы можете пожелать что-то одноклассникам, можете рассказать, как вы себя чувствуете, какое у вас настроение. Если ничего не хотите сказать, просто передайте клубочек дальше, но ниточку из рук не выпускайте.

(Учащиеся высказываются. Когда клубочек возвращается к ведущему все оказываются связанными одной нитью.)

- А теперь закройте глаза, натяните ниточку, почувствуйте, что на том конце ваш друг, почувствуйте себя единым целым. И в заключение нашего путешествия я хочу вам пожелать:

Есть люди необычной доброты
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.

Праздник для учащихся и родителей “Посвящение в рыцари семейного очага”

Цель мероприятия: создание благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к семье, как к одной из важнейших жизненных ценностей, поиск оптимальных средств для укрепления классного коллектива, межличностных связей в нём.

Задачи: расширение знаний школьников друг о друге; поиск новых форм работы с родителями для привлечения их в учебно-воспитательный процесс.

Подготовительная работа:

- ребята вместе с родителями дома разрабатывают герб семьи и готовят краткую его защиту (Что изображено? Почему?)

- силами ребят готовятся 2-3 номера художественной самодеятельности.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с торжественной музыкой, карточки из плотной бумаги или картона формата А4 и маркеры (по числу участвующих семейных команд), плотная повязка для завязывания глаз, ленты и куклы большого размера с распашонками, ползунками, чепчиками (по числу участвующих команд), карточки с заданиями для конкурса “Пантомима” (по числу команд), цветы живые или искусственные (из расчёта 5 на каждую команду), медали “Рыцарь семейного очага” 1-й, 2-й и 3-й степени, бутафорский меч.

Ход мероприятия

Ведущий:

К нам съехались из разных городов
Потомки уважаемых родов
Отвага, доблесть, ум и честность
Им принесли давно известность.
Встречайте школьников и мам!
Дорогу родовым гербам!

(Семейные команды (мама и ребёнок) выходят на сцену под торжественную музыку.)

Ведущий:

На наш открытый честный суд
Они гербы свои несут.
Пастух, земледелец, учёный и воин
Почёта в труде своём равно достоин.
Всю жизнь семьи, её уклад
Гербы пусть ваши отразят.

(Представление гербов семей. Максимальная оценка 4 балла.)

Ведущий:

Что ж, потрудились вы на славу!
И вам всегда принадлежат гербы пускай по праву.
Сегодня в рыцари семьи вас посвятим,
Но только есть момент один:
Чтоб получить могли вы рыцарское звание,
Должны вы честно выполнить задания.

Конкурс № 1 “Как хорошо ты знаешь свою семью?”

(Дети отвечают устно. Мамы пишут на специальных карточках маркерами. Совпадение ответов приносит семейной команде 1 балл.)

- Какого цвета глаза у мамы?

- Когда у мамы день рождения?

- Какое любимое блюдо у вашего папы?

- Сколько лет вашему папе?

- Кто в вашей семье моет посуду?

- Кто ходит за хлебом?

Ведущий:

Первое задание вы одолели.
Кто-то отлично, А кто еле-еле.
Мучить не буду вас ерундой,
Мы продолжаем. Конкурс второй.

Конкурс № 2 “Угадай свою маму”

(У детей завязаны глаза. Нужно потрогав руки мам, найти свою. Правильный ответ приносит 5 баллов.)

Ведущий:

Ребята наши во всю постарались
И даже ,практически, не ошибались.
Заслуженный отдых я им дам.
Сейчас испытание для наших мам.

Конкурс № 3 “ Чей голосок?”

(Мама отворачивается. Дети по очереди окликают её: “Мама, это я!”

Мама должна по голосу угадать своего ребёнка. Правильный ответ приносит 5 баллов.)

Ведущий:

На благо семьи вы трудились отдельно.
Теперь предлагаю вам конкурс семейный:
Одеть малыша не простая задача,
Ну а со связанными руками – тем паче.

Конкурс №4 “Оденьте малыша”

(Связываются левая рука ребёнка и правая рука мамы. “В три руки” нужно одеть куклу. Кто одевает первым получает 4 балла, 2-ой -3 балла, 3-ий – 2 балла и т.д.)

Ведущий:

Ребёнок одет и плотно накормлен,
Но что-то он всё ещё не спокоен.
Малыш непременно сразу уснёт,
Когда ему мама песню споёт.

Конкурс №5 “Колыбельная”

(Мамы исполняют колыбельные песни. Максимальная оценка 2 балла.)

Ведущий:

Мамы наши пускай расслабляются.
Сейчас ребята для них постараются.

(Номера художественной самодеятельности для мам.)

Ведущий:

Мама по виду всегда отгадает,
Что в дневнике её чадо скрывает.
Счастье и горе, боль и любовь -
Всё отгадает мама без слов.

Конкурс №6 “Пантомима”

(Ребятам на карточках выдаются задания, которые они должны изобразить без слов. Мамы должны понять, о чём идёт речь. Правильно угаданная мамой фраза приносит команде 2 балла, фраза угадана на половину 1 балл.)

1. Мама, как ты хорошо сегодня выглядишь. А я двойку получил(а).

2. Мама, как я тебя люблю. Пришей мне пуговицу на рубашку.

3. Мама, какая ты сегодня красивая. Постирай мне носки.

4. Мама, я вымою посуду. Дай мне денег на мороженое.

И т. д.

Ведущий: Пока ребята готовятся к конкурсу “Пантомима”. Игра со зрителями “Закончи пословицу” (Можно заработать 1 балл себе, а можно подарить понравившейся команде.)

1. Яблочко от яблони (не далеко падает).

2.Какие корешки, такие и ветки, каковы родители (такие и детки).

3.Сын мой, а ум (у него свой).

4. От плохого семени не жди (доброго племени).

5. Не тот батька, что родил, а тот (что уму разуму учил).

6. Дурной рыбак - худые сети, дурная мать (дурные дети).

7. К чему ребёнка приучишь, (то от него и получишь).

8. Согласную семью (и горе не берёт).

9. Без матери (и солнце не греет).

10. Чти отца и мать (не придётся горевать).

11. Любовь матери и на расстоянии (греет).

12. С детками вредливо (а без деток тоскливо).

13. Глупому сыну и отец (ума не пришьёт).

14. Родители трудолюбивы (так и дети не ленивы).

(Представление пантомим.)

Ведущий:

Рыцари дарили цветы дамам.
Мы же будем дарить их мамам.
Но наш букет не простой, а с секретом:
Даришь цветок – говори ласковое слово при этом.

Конкурс №7 “Букет”

(Ребёнок дарит маме по цветку и называет её ласковым словом. Каждое ласковое слово приносит 1 балл.)

Ведущий:

Вы все боролись дружно, вместе.
Все испытания прошли вы с честью.
Вы доказали, что семья вам дорога.
Теперь вы “Рыцари семейного очага”

(По количеству баллов вручаются медали 1-ой, 2-ой, 3-ей степени.)

А теперь самый важный момент – посвящение в рыцари.

“Рыцари”(ребята) выстраиваются в ряд и за ведущим повторяют клятву.

Ведущий: Клянёмся всегда и везде помнить и уважать своих родителей.

“Рыцари”: (хором) Клянёмся!

Ведущий: Клянёмся всегда и везде любить и защищать свою семью.

“Рыцари”: (хором) Клянёмся!

Ведущий касается плеча каждого “рыцаря” бутафорским мечом со словами: “Посвящаю вас в рыцари семейного очага!”