Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Закрепление пройденного о глаголах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. совершенствовать знания обучающихся о спряжении глаголов в Н. в. и Б. в.

  2. Формировать умение писать безударные личные окончания глаголов в Н. в.

  3. Через сказки А.С. Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения.

  4. Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость, творческие способности обучающихся. Воспитывать любовь к русскому языку и родному краю.

Оборудование:

  1. индивидуальные карточки,

  2. карточки у учителя с глаголами,

  3. карточки с четверостишиями из сказок А.С. Пушкина,

  4. «волшебный конверт»,

  5. полоски бумаги со словосочетаниями,

  6. рисунки с буквами.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Учитель. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети. Интересным, веселым, чтобы узнали что-то новое.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Закрепление пройденного о глаголах». Сегодня мы повторим и закрепим ваши знания, полученные по теме «Глагол». Будем учиться определять спряжения глаголов и правильно писать безударные окончания глаголов в Н. в. Также будем составлять предложения, чтобы наша речь была красивой, грамотной и многообразной.

Что бы вы хотели взять на урок?

На доске:

Дети. Минутку чистописания, словарную работу, игру «Волшебный конверт», письмо по памяти, физминутку, задание «Почемучки», минутку творчества.

Учитель. Посмотрите, как вам много нужно успеть сделать за урок. Поэтому в помощь возьмите сообразительность, память, внимание и хорошее настроение. Урок начнем с разминки. Повторим все теоретические вопросы по теме «Глагол» и поиграем в игру «Учитель и ученики». Кто желает быть учителем? Сейчас вы учителя выберете себе сами.

Выбранный детьми учитель задает теоретические вопросы по теме «Глагол».

III. Чистописание.

На доске написаны слова:

в..р..бьи, т..традь, п..льто, учит..ль, к..ньки, ж..лать, к..рабль, к..ртоф..ль.

Учитель. Прочитайте данные слова, вставьте пропущенные буквы, работаем цепочкой, передавая мел, кому хочешь.

Данные слова обучающиеся записывают в тетрадь.

Что общего в этих словах?

Дети. Это слова из словарика с непроверяемой безударной гласной. Все слова пишутся с мягким знаком.

Учитель. Назовите имеющиеся в этих словах различия.

Дети. Данные слова являются разными частями речи; желать – глагол, остальные – существительные. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака. В словах: тетрадь, учитель, желать, корабль, картофель он находится на конце слова после согласных и обозначает их мягкость. В слове воробьи пишется разделительный мягкий знак.

Учитель. Цепочку букв для минутки чистописания вы должны отгадать. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак. Какая цепочка у вас получилась?

Дети. в ь к ь.

Учитель. А наоборот.

Дети. к ь в ь.

Учитель. У вас получилась такая цепочка (открываю на доске).

в ь к ь к ь в ь

Напишите эту цепочку до конца строки. Прочитайте пословицу: русский человек добро помнит4. Как вы понимаете пословицу?

Дети. Человек сделает доброе дело, его помня всю свою жизнь.

Учитель. Какие орфограммы есть в словах этой пословицы? Спишите пословицу и обозначьте орфограммы. Почему стоит цифра 4?

Дети. Нужно разобрать это предложение по членам предложения и по частям речи.

Учитель. Молодцы! Вы выполнили это задание.

Учитель вывешивает на доску:

IV. Словарная работа.

У. Приготовили карточку. На ней написаны словарные слова с подходящими по смыслу глаголами.

I
Летаем на самолете, пробегаешь по дороге, видишь портрет, решает ученик.

 

II
Едем на автомобиле, читаешь газету, верите товарищу, строят магазин.

 

III
Смотришь вперед, сеем пшеницу, работаете на заводе, плывем на корабле.

 

IV
Ищешь землянику, стоишь у березы прилетит в субботу, управляет шофер.

Друг другу диктуете словосочетания, в словарных словах ставите ударения, подчеркиваете безударные гласные, а в глаголах выделите окончания и определите спряжение. Работаем в парах сменного состава. Проверяем. Назовите глаголы I спряжения, II спряжения. Устно составьте предложение с любым из словосочетаний.

Учитель вывешивает на доску:

V. Игра “Волшебный конверт».

Учитель. Поиграем в игру «Третий лишний».

На карточке записаны три глагола, нужно прочитать глаголы, определить спряжения и назвать лишний глагол.

Смотришь, шагаешь, жужжите.

 

Поспешишь, бледнеешь, пилит.

 

Синеет, дышит, лечат.

 

Дышат, шагаешь, любят.

 

Ночуют, строят, летаем.

 

Радует, кормят, видят.

Учитель вывешивает на доску:

VI. Письмо по памяти.

Учитель. Приготовили карточки. На них записаны слова с пропущенными буквами. Работаем в парах.

I

Тр..пинк.., по, л..сной2, ш..га..т, туристов, группа.

II

Воздух.., в, высоко, звен..т, тр..пещут, жаворонки2.

Учитель. Первый вариант читает слово с пропущенной буквой второму варианту и объясняет орфограммы, затем роли меняются. Составьте из этих слов предложение. Друг другу рассказали свои предложения, спрятали карточки и записали свои предложения по памяти. Проверили, выделили орфограммы. Почему стоит над словами цифра 2?

Дети. Нужно разобрать слово по составу.

Учитель. Вспомним , алгоритм «Что я делаю?».

Учитель вывешивает на доску:

VII. Физминутка на внимание.

Учитель. Если я показываю глагол I спряжения, то вы делаете руки вперед, если глагол II спряжения, то присесть.

Карточки учитель вывешивает на доску.

Веет, кормит, украшает, ходишь, молодеешь, выходят, роют.

Учитель. Девочки записали в тетрадь глаголы I спряжения, а мальчики II спряжения. Выделили окончания.

Учитель вывешивает на доску:

VШ. Задание Почемучки.

Учитель. Ваш знакомый Почемучка приготовил вам интересное задание. Но злой волшебник рассыпал строчки А.С. Пушкина. Вам их следует восстановить.

У ворот блистают латы
Все теперь идут в палаты;
Тридцать три богатыря
И стоят в глазах царя.
Смотрят – что ж?
Под косой луна блестит,
Княгиня диво;
А во лбу звезда горит.

 

Злого коршуна клюет,
Лебедь около плывет,
Бьет крылом и в море топит.
Гибель близкую торопит.
И кораблик подгоняет
Ветер по морю гуляет
На поднятых парусах
Он бежит себе в волнах

Учитель. Четверостишие расшифровали. Выбираете одного человека из группы, который будет читать четверостишие, и выписываете только глаголы по столбикам. В первый столбик глаголы I спряжения, во второй столбик глаголы II спряжения. Давайте вспомним памятку-алгоритм «Как написать безударные окончания глаголов». Теперь проверим ваши работы и посмотрим, насколько вы были внимательны.

Учитель вывешивает на доску глаголы по столбикам.

Проверяем, объясняем написание безударных окончаний глаголов и другие орфограммы.

Учитель вывешивает на доску:

IX. Минутка творчества.

Учитель. Какой юбилей отметил в этом году, Яйский район?

Дети. Яйский район отметил в этом году 40 лет.

Учитель. Как раньше назывался наш поселок?

Дети. Шигаровка, Жарковка.

Учитель. Чем богат наш край родной?

Дети. Лесом, каменным углем, бурым углем, кварцитом, золотом.

Учитель. У вас было домашнее задание написать стихотворение о родном крае. Послушаем, какие же получились стихи.

Дети читают свои стихотворения.

Учитель вывешивает на доску:

Учитель. Наш урок завершается. Вам понравился урок? Что особенно запомнилось? Что надо знать и уметь, чтобы писать без ошибок? МОЛОДЦЫ (слово на доске). Такую оценку я даю вам за урок. Оцените вы сами свою работу на уроке. Поднимите руку, кто заработал оценку «5», кто заработал оценку «4», кто заработал оценку «3».