Цели:
совершенствовать знания обучающихся о спряжении глаголов в Н. в. и Б. в.
Формировать умение писать безударные личные окончания глаголов в Н. в.
Через сказки А.С. Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения.
Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость, творческие способности обучающихся. Воспитывать любовь к русскому языку и родному краю.
Оборудование:
индивидуальные карточки,
карточки у учителя с глаголами,
карточки с четверостишиями из сказок А.С. Пушкина,
«волшебный конверт»,
полоски бумаги со словосочетаниями,
рисунки с буквами.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Учитель. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Дети. Интересным, веселым, чтобы узнали что-то новое.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Тема сегодняшнего урока «Закрепление пройденного о глаголах». Сегодня мы повторим и закрепим ваши знания, полученные по теме «Глагол». Будем учиться определять спряжения глаголов и правильно писать безударные окончания глаголов в Н. в. Также будем составлять предложения, чтобы наша речь была красивой, грамотной и многообразной.
Что бы вы хотели взять на урок?
На доске:
Дети. Минутку чистописания, словарную работу, игру «Волшебный конверт», письмо по памяти, физминутку, задание «Почемучки», минутку творчества.
Учитель. Посмотрите, как вам много нужно успеть сделать за урок. Поэтому в помощь возьмите сообразительность, память, внимание и хорошее настроение. Урок начнем с разминки. Повторим все теоретические вопросы по теме «Глагол» и поиграем в игру «Учитель и ученики». Кто желает быть учителем? Сейчас вы учителя выберете себе сами.
Выбранный детьми учитель задает теоретические вопросы по теме «Глагол».
III. Чистописание.
На доске написаны слова:
в..р..бьи, т..традь, п..льто, учит..ль, к..ньки, ж..лать, к..рабль, к..ртоф..ль. |
Учитель. Прочитайте данные слова, вставьте пропущенные буквы, работаем цепочкой, передавая мел, кому хочешь.
Данные слова обучающиеся записывают в тетрадь.
Что общего в этих словах?
Дети. Это слова из словарика с непроверяемой безударной гласной. Все слова пишутся с мягким знаком.
Учитель. Назовите имеющиеся в этих словах различия.
Дети. Данные слова являются разными частями речи; желать – глагол, остальные – существительные. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака. В словах: тетрадь, учитель, желать, корабль, картофель он находится на конце слова после согласных и обозначает их мягкость. В слове воробьи пишется разделительный мягкий знак.
Учитель. Цепочку букв для минутки чистописания вы должны отгадать. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак. Какая цепочка у вас получилась?
Дети. в ь к ь.
Учитель. А наоборот.
Дети. к ь в ь.
Учитель. У вас получилась такая цепочка (открываю на доске).
в ь к ь к ь в ь |
Напишите эту цепочку до конца строки. Прочитайте пословицу: русский человек добро помнит4. Как вы понимаете пословицу?
Дети. Человек сделает доброе дело, его помня всю свою жизнь.
Учитель. Какие орфограммы есть в словах этой пословицы? Спишите пословицу и обозначьте орфограммы. Почему стоит цифра 4?
Дети. Нужно разобрать это предложение по членам предложения и по частям речи.
Учитель. Молодцы! Вы выполнили это задание.
Учитель вывешивает на доску:
IV. Словарная работа.
У. Приготовили карточку. На ней написаны словарные слова с подходящими по смыслу глаголами.
I |
II |
III |
IV |
Друг другу диктуете словосочетания, в словарных словах ставите ударения, подчеркиваете безударные гласные, а в глаголах выделите окончания и определите спряжение. Работаем в парах сменного состава. Проверяем. Назовите глаголы I спряжения, II спряжения. Устно составьте предложение с любым из словосочетаний.
Учитель вывешивает на доску:
V. Игра “Волшебный конверт».
Учитель. Поиграем в игру «Третий лишний».
На карточке записаны три глагола, нужно прочитать глаголы, определить спряжения и назвать лишний глагол.
Смотришь, шагаешь, жужжите. |
Поспешишь, бледнеешь, пилит. |
Синеет, дышит, лечат. |
Дышат, шагаешь, любят. |
Ночуют, строят, летаем. |
Радует, кормят, видят. |
Учитель вывешивает на доску:
VI. Письмо по памяти.
Учитель. Приготовили карточки. На них записаны слова с пропущенными буквами. Работаем в парах.
I Тр..пинк.., по, л..сной2, ш..га..т, туристов, группа. |
II Воздух.., в, высоко, звен..т, тр..пещут, жаворонки2. |
Учитель. Первый вариант читает слово с пропущенной буквой второму варианту и объясняет орфограммы, затем роли меняются. Составьте из этих слов предложение. Друг другу рассказали свои предложения, спрятали карточки и записали свои предложения по памяти. Проверили, выделили орфограммы. Почему стоит над словами цифра 2?
Дети. Нужно разобрать слово по составу.
Учитель. Вспомним , алгоритм «Что я делаю?».
Учитель вывешивает на доску:
VII. Физминутка на внимание.
Учитель. Если я показываю глагол I спряжения, то вы делаете руки вперед, если глагол II спряжения, то присесть.
Карточки учитель вывешивает на доску.
Веет, кормит, украшает, ходишь, молодеешь, выходят, роют. |
Учитель. Девочки записали в тетрадь глаголы I спряжения, а мальчики II спряжения. Выделили окончания.
Учитель вывешивает на доску:
VШ. Задание Почемучки.
Учитель. Ваш знакомый Почемучка приготовил вам интересное задание. Но злой волшебник рассыпал строчки А.С. Пушкина. Вам их следует восстановить.
У ворот блистают латы Все теперь идут в палаты; Тридцать три богатыря И стоят в глазах царя. |
Смотрят – что ж? Под косой луна блестит, Княгиня диво; А во лбу звезда горит. |
Злого коршуна клюет, Лебедь около плывет, Бьет крылом и в море топит. Гибель близкую торопит. |
И кораблик подгоняет Ветер по морю гуляет На поднятых парусах Он бежит себе в волнах |
Учитель. Четверостишие расшифровали. Выбираете одного человека из группы, который будет читать четверостишие, и выписываете только глаголы по столбикам. В первый столбик глаголы I спряжения, во второй столбик глаголы II спряжения. Давайте вспомним памятку-алгоритм «Как написать безударные окончания глаголов». Теперь проверим ваши работы и посмотрим, насколько вы были внимательны.
Учитель вывешивает на доску глаголы по столбикам.
Проверяем, объясняем написание безударных окончаний глаголов и другие орфограммы.
Учитель вывешивает на доску:
IX. Минутка творчества.
Учитель. Какой юбилей отметил в этом году, Яйский район?
Дети. Яйский район отметил в этом году 40 лет.
Учитель. Как раньше назывался наш поселок?
Дети. Шигаровка, Жарковка.
Учитель. Чем богат наш край родной?
Дети. Лесом, каменным углем, бурым углем, кварцитом, золотом.
Учитель. У вас было домашнее задание написать стихотворение о родном крае. Послушаем, какие же получились стихи.
Дети читают свои стихотворения.
Учитель вывешивает на доску:
Учитель. Наш урок завершается. Вам понравился урок? Что особенно запомнилось? Что надо знать и уметь, чтобы писать без ошибок? МОЛОДЦЫ (слово на доске). Такую оценку я даю вам за урок. Оцените вы сами свою работу на уроке. Поднимите руку, кто заработал оценку «5», кто заработал оценку «4», кто заработал оценку «3».