Методическая разработка урока литературы по теме: «О.Э. Мандельштам. "Калоша"»

Разделы: Начальная школа


Цели урока

  1. Дать представление об особенностях поэзии О.Э. Мандельштама.
  2. Развивать речь, навыки чтения, анализа поэтического текста, обеспечивающие полноценное восприятие произведения.
  3. Способствовать формированию чувства патриотизма через понимание чувств автора.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством поэта «Серебряного века» О. Э. Мандельштама на примере его стихотворения «Калоша». Эпиграфом к уроку я взяла слова самого поэта

Нет, никогда, ничей я не был современник…

О. Мандельштам. 

- Почему я взяла эти слова? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.

3. Вступительное слово о поэте.

(Учитель, по своему усмотрению, даёт сведения из биографии поэта).

Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве в еврейской семье. В 1891г. родители будущего поэта переехали в Петербург. О дате своего рождения он сказал:

…Я рожден в ночь со второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году - и столетья
Окружают меня огнем.

Отец Мандельштама был небогатым торговцем кожами. Эмиль Вениаминович много читал, но по-немецки говорил лучше, чем по-русски. Мать, Флора Осиповна, пианистка и учительница музыки, знала и любила русскую культуру

Осип Мандельштам окончил Тенишевское училище. В 1907г. отправился за границу. Жил во Франции Германии, посещал Италию и Швейцарию. Цель поездки - продолжение образования. Заодно пытался лечиться от врожденного сердечного невроза. В Париже он увлекся французскими поэтами - символистами. Он подражал символистам - играл и упивался звуком.

Осип Мандельштам был поэтом - одиночкой. Он говорил про себя: «Нет, никогда, ничей я не был современник…». Ощущение одиночества и конечности человеческого бытия, хрупкость и достоинство обреченной и непонятной творческой личности становится главной его темой.

Я блуждал в игрушечной чаще
И открыл лазоревый грот …
Неужели я настоящий
И действительно смерть придет?

«Отчего душа- так певуча…», 1911г.

В 1934 г. за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» Мандельштам оказался в ссылке. Поводом для ареста послужил портрет «кремлевского горца»: он тешится казнями и «играет услугами полулюдей».

Умер О. Э. Мандельштам 27 декабря 1938 г. в лагере для репрессированных на Дальнем Востоке.

4. Словарная работа.

-Что такое калоша?
- Давайте найдем значение этого слова в словаре.
- Такого слова нет.
- Найдем слово галоши.

Галоши - низкая резиновая (ранее также кожаная) обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок для предохранения от сырости.

5. Первичное чтение.

Текст читает учитель.

О. Мандельштам.

Калоша.

Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день - сухой, хороший,
Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать!

6. Беседа по содержанию.

- Какое настроение у вас возникло? Поделитесь

7. Повторное чтение. Работа со «словарем настроений».

Текст читает учитель

- Менялось ли настроение?

Составьте цепочку настроений.

А теперь опишем свои чувства в «словаре настроений»

1. Грусть, печаль.
2. Жалость, сострадание.
3. Веселье, озорство.

8. Самостоятельное чтение текста обучающимися.

9. Подготовка к выразительному чтению.

-Какую интонацию выберем?
-Будет ли она меняться?

10. Выразительное чтение.

 11. Анализ текста.

- Что помогло поэту создать настроение?
- Построим цепочку образов.

Калоша-беда-вода-комната-лужа-улица.

- Какова тема произведения? (Стихотворение о калоше).

- Что помогло нам увидеть картины, написанные автором? (Система образов и художественные средства).

- Давайте их найдем.

Эпитеты:

настоящая беда, день сухой, хороший

Олицетворение

Поэт говорит о калоше, как о живом существе. Она шагает и шлепает по луже.

- Какая рифма? (Перекрестная).

12. Итог.

- Обратите внимание на название стихотворения «Калоша».

- Что это значит?

- Что калоша одна.

- Это обычное явление?

- Нет. Поэт пишет о калоше, которой грустно в солнечный день, ведь она одна.

- Стихотворение было написано в 1926 году, в период, по определению поэта, конца времен или, по крайней мере, их непоправимого разлома.

-Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу. О чем говорят эти строки?

- Эти строки, полные грусти, говорят об одиночестве поэта.

- Как вы думаете, какова идея стихотворения?

- Вполне может быть, что поэт рассказывал о себе, ведь он был очень одинок, он жил в жестокое время. Его стихи были запрещены.

- Обратите внимание, каким по интонации предложением заканчивается стихотворение?

- Восклицательным. Это не случайно, поэт надеется, что пройдет время, и его стихи будут востребованы. Люди узнают о поэте-патриоте, который нашел силы не только жить в тяжелое время репрессий, но и служить своей Родине. Стихи будут издавать, и они найдут своих читателей. В 1931 году О. Мандельштам скажет в своем стихотворении «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…»: «Пора вам знать, я тоже современник…» Его стихи сейчас издаются, их с удовольствием читают, по ним слагают песни, они помогают людям познать себя, рассказывают о тех жестоких временах, которые достойно пережил поэт.

13. Домашнее задание.

- Выучите стихотворение наизусть, нарисуйте рисунок, отражающий его содержание.