Цели урока
- Дать представление об особенностях поэзии О.Э. Мандельштама.
- Развивать речь, навыки чтения, анализа поэтического текста, обеспечивающие полноценное восприятие произведения.
- Способствовать формированию чувства патриотизма через понимание чувств автора.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством поэта «Серебряного века» О. Э. Мандельштама на примере его стихотворения «Калоша». Эпиграфом к уроку я взяла слова самого поэта
Нет, никогда, ничей я не был современник…
О. Мандельштам.
- Почему я взяла эти слова? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.
3. Вступительное слово о поэте.
(Учитель, по своему усмотрению, даёт сведения из биографии поэта).
Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве в еврейской семье. В 1891г. родители будущего поэта переехали в Петербург. О дате своего рождения он сказал:
…Я рожден в ночь со второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году - и столетья
Окружают меня огнем.
Отец Мандельштама был небогатым торговцем кожами. Эмиль Вениаминович много читал, но по-немецки говорил лучше, чем по-русски. Мать, Флора Осиповна, пианистка и учительница музыки, знала и любила русскую культуру
Осип Мандельштам окончил Тенишевское училище. В 1907г. отправился за границу. Жил во Франции Германии, посещал Италию и Швейцарию. Цель поездки - продолжение образования. Заодно пытался лечиться от врожденного сердечного невроза. В Париже он увлекся французскими поэтами - символистами. Он подражал символистам - играл и упивался звуком.
Осип Мандельштам был поэтом - одиночкой. Он говорил про себя: «Нет, никогда, ничей я не был современник…». Ощущение одиночества и конечности человеческого бытия, хрупкость и достоинство обреченной и непонятной творческой личности становится главной его темой.
Я блуждал в игрушечной чаще
И открыл лазоревый грот …
Неужели я настоящий
И действительно смерть придет?
«Отчего душа- так певуча…», 1911г.
В 1934 г. за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» Мандельштам оказался в ссылке. Поводом для ареста послужил портрет «кремлевского горца»: он тешится казнями и «играет услугами полулюдей».
Умер О. Э. Мандельштам 27 декабря 1938 г. в лагере для репрессированных на Дальнем Востоке.
4. Словарная работа.
-Что такое калоша?
- Давайте найдем значение этого слова в словаре.
- Такого слова нет.
- Найдем слово галоши.
Галоши - низкая резиновая (ранее также кожаная) обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок для предохранения от сырости.
5. Первичное чтение.
Текст читает учитель.
О. Мандельштам.
Калоша.
Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день - сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать!
6. Беседа по содержанию.
- Какое настроение у вас возникло? Поделитесь
7. Повторное чтение. Работа со «словарем настроений».
Текст читает учитель
- Менялось ли настроение?
Составьте цепочку настроений.
А теперь опишем свои чувства в «словаре настроений»
1. Грусть, печаль.
2. Жалость, сострадание.
3. Веселье, озорство.
8. Самостоятельное чтение текста обучающимися.
9. Подготовка к выразительному чтению.
-Какую интонацию выберем?
-Будет ли она меняться?
10. Выразительное чтение.
11. Анализ текста.
- Что помогло поэту создать настроение?
- Построим цепочку образов.
Калоша-беда-вода-комната-лужа-улица.
- Какова тема произведения? (Стихотворение о калоше).
- Что помогло нам увидеть картины, написанные автором? (Система образов и художественные средства).
- Давайте их найдем.
Эпитеты:
настоящая беда, день сухой, хороший
Олицетворение
Поэт говорит о калоше, как о живом существе. Она шагает и шлепает по луже.
- Какая рифма? (Перекрестная).
12. Итог.
- Обратите внимание на название стихотворения «Калоша».
- Что это значит?
- Что калоша одна.
- Это обычное явление?
- Нет. Поэт пишет о калоше, которой грустно в солнечный день, ведь она одна.
- Стихотворение было написано в 1926 году, в период, по определению поэта, конца времен или, по крайней мере, их непоправимого разлома.
-Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу. О чем говорят эти строки?
- Эти строки, полные грусти, говорят об одиночестве поэта.
- Как вы думаете, какова идея стихотворения?
- Вполне может быть, что поэт рассказывал о себе, ведь он был очень одинок, он жил в жестокое время. Его стихи были запрещены.
- Обратите внимание, каким по интонации предложением заканчивается стихотворение?
- Восклицательным. Это не случайно, поэт надеется, что пройдет время, и его стихи будут востребованы. Люди узнают о поэте-патриоте, который нашел силы не только жить в тяжелое время репрессий, но и служить своей Родине. Стихи будут издавать, и они найдут своих читателей. В 1931 году О. Мандельштам скажет в своем стихотворении «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…»: «Пора вам знать, я тоже современник…» Его стихи сейчас издаются, их с удовольствием читают, по ним слагают песни, они помогают людям познать себя, рассказывают о тех жестоких временах, которые достойно пережил поэт.
13. Домашнее задание.
- Выучите стихотворение наизусть, нарисуйте рисунок, отражающий его содержание.