Цели:
1. Учить запоминать и правильно называть буквы алфавита.
2. Развивать познавательные процессы (внимание, память).
3. Работать над развитием речи, обогащением словарного запаса.
4. Учить работать с произведением: делить на смысловые части, составлять план пересказа.
5. Воспитывать: культуру поведения, доброжелательность, любовь к природе, заботу о своём здоровье.
Ход урока.
1. Организационный момент, настрой на работу. Дети произносят хором стихотворение.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем – старательно»
2. Повторение.
— Чтобы лучше запомнить названия букв, начнём наш урок со стихотворения Заходера « Весёлая азбука».
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж –
Прикатили на еже.
З, И, Й, К, Л, М, Н, О –
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х –
Оседлали петуха!
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Вот и все они друзья!
— Чем отличается буква от звука?
— Чего больше - звуков или букв? Докажите.
(Например: буквой «ка» можем обозначить 2 звука [к, к’] – кот, кит).
— В чем особенность букв ю, я, е, ё?
Игра «Найди пару».
(Детям раздаются бумажные рукавички, на каждой написано по одной букве: строчная, заглавная.)
— А сейчас поиграем с буквами. Поднимите свои буквы и найдите себе пару, а я проверю, как вы научились «разговаривать» молча. Вспомните знак «Мы».
Проверка.
(После проверки, дети садятся по местам, учитель собирает буквы, оставляя строчные гласные и одну заглавную гласную у детей, и даёт одному ребенку синий квадрат, а другому - зелёный).
Игра « Найди свой домик»
— А теперь, буквы, займите свои домики.
(За учеником с синим квадратом становятся дети со строчными буквами а, о, э, у, ы. За учеником с зелёным квадратом становятся дети со строчными буквами – я, ё, ю, и, е)
— Почему не все буквы заняли домик? (заглавная буква пишется в начале слова).
3. Сообщение темы урока.
— Сегодня буквы и звуки помогут нам познакомиться с новым произведением. По модели расскажите, что мы будем читать.
(Модель обложки)
(рассказ)
— Что такое рассказ и чем он отличается от сказки?
— По названию можно определить тему рассказа?
— Что такое желание? (объяснение ребят)
— Вам встретится много слов, значения которых вы не знаете, в этом вам поможет словарь Ожегова. (Показ словаря). Вот какое объяснение слову "желание" даётся в этом словаре:
Желание – влечение, стремление к осуществлению чего-либо, овладение чем-либо.
— А желания в рассказе связаны вот с чем. Отгадайте:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет.
(времена года)
— Зная, что в рассказе говориться о временах года, можно теперь определить тему? (нет)
— Открыть учебник на стр.57. По рисунку и названию предположите, о ком пойдёт речь.
(Ответы)
— Так ли это, мы убедимся после прочтения. После слушания, попытайтесь дополнить модель обложки.
4. Чтение рассказа учителем.
— Кто определил тему произведения? (О детях. Прямоугольник жёлтого цвета).
— Почему рассказ называется «Четыре желания», а не « Времена года»? (Главная мысль – желание мальчика.)
Физминутка.
Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнём.(Шагаем на месте)
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны,
вперед)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали, (Встали)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши)
Ногами топаем! (Топаем ногами)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем
на месте)
5. Повторное чтение.
— Сейчас будем читать рассказ, делить на смысловые части и озаглавливать их. В каждой части говориться об одном желании. Кто определит, что часть закончилась – поднимет руку.
(Чтение 1 части хорошо читающими детьми)
— Какое первое желание было у Мити?
— Как озаглавим эту часть? (Зима. На доске учитель постепенно выстраивает схематический план. Вывешивает квадрат с буквой З.)
— Почему он пожелал, чтобы всегда была зима?
(Накатался на санках и коньках, стал румяным и весёлым)
— Чтобы быть таким же румяным и весёлым как Митя, надо закаляться, чаще бывать на свежем воздухе, кататься на санках, коньках, лыжах. Но обязательно помнить о безопасности: не кататься на проезжей части и вблизи дороги, не выходить на тонкий лёд.
Чтение 2 части.
— Какое второе желание Мити? Почему? (…Вволю набегался за бабочками, нарвал цветов.)
— Как озаглавим эту часть? (Весна. Добавить квадрат с буквой В.)
— Когда видишь весной первые цветы, возникает желание их сорвать. Но надо помнить о том, что сорванные цветы не всегда можно донести домой, и они будут радовать только вас и то недолго, а могут нанести и вред вашему здоровью. Есть много редких растений. Сорвав их, вы сократите их численность. Например, всем известные нам ландыши. Корневища ландыша живёт самое большое 21 год. Первый раз ландыш цветет в возрасте 7 лет, а к 10-12 годам растение уже утрачивает эту способность. Корневища образуют ежегодно новые листья, а цветоносы только через 2-3 года. Вот и получается, что за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Всё растение ландыша ядовито, а препараты из его листьев, цветков, семян - лекарственные средства, которые улучшают и укрепляют работу сердца.
Чтение 3 части.
—Какое третье желание мальчика? Почему? Как озаглавим?
(Лето. Добавить квадрат с буквой Л.)
— При сборе ягод и грибов можно брать только те, которые хорошо знаешь. Незнакомые грибы и ягоды не срывать. Они могут служить лекарством и пищей для животных.
Чтение 4 части.
— Как озаглавим? (Осень. Добавить квадрат с буквой О.)
— Чем нравилась осень?
Осенью много овощей и фруктов, богатых витаминами, которые можно есть вдоволь, тем самым, укрепляя своё здоровье.
— Почему у мальчика возникали такие желания?
(Каждое время года хорошо по-своему, они приносят человеку радость и здоровье).
— Какое ваше любимое время года и почему?
Работа в парах. (На каждой парте лежат картинки с изображением природы в разное время года.)
—Выложить картинки с изображением природы в разное время года по плану.
(Проверка.)
6. Работа в тетради.
— В тетради выполнить звуковую модель слов: 1вариант – зима, 2 вариант – лето.
(2 ученика выполняют это задание у доски).
Проверка.
З.К.С.К. З.К.С.К.
З – зеленый квадрат.
К. – красный квадрат.
С. – синий квадрат.
(Одну модель слова оставить, другую – убрать.)
7. Игра» Живые звуки».
(Дети выходят к доске и берут тот звук, который называет учитель).
— Звук э.
— Мягкий согласный.
— Второй гласный.
—Какой звук остался? (Дети дают характеристику звуку).
— Встаньте звуки по порядку.
(Чтение слова по модели, выделяя голосом тот звук, на который указывает учитель).
8. Итог.
— Чему учились? Что было трудно? Почему?
— Оцените свою работу на уроке. (Показать на пальчиках.)
— В тетради (или на листочке) нарисовать солнышко, которое «расскажет» с каким настроением вы работали на уроке.
9. Творческое задание.
— Выполните иллюстрацию к рассказу.