Цели урока:
- Систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить уровень усвоения темы. Формировать навыки устного решения уравнений.
- Содействовать воспитанию ответственного отношения к учебе; активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения самостоятельной работы.
- Развивать: навыки самоконтроля; интерес предмету.
Оборудование:
Карточки-задания для групп; задания для устных упражнений; памятки командирам групп (приложение 1); листки учета работы на уроке (приложение 2); на доске план урока и таблица результатов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя (объявление темы и задач урока, ознакомление с планом урока, представление групп)
Класс разделен на 4 группы по 5 человек (по уровню успеваемости так, чтобы в группах были сильные, средние и слабые ученики)
II. Устная работа.
Группы поочередно отвечают на теоретические вопросы (за каждый ответ в оценочном листке ставиться “+”).
- Квадратным уравнением называется уравнение вида…
- Уравнение вида ах2+вх=0, где а0 и в 0, называется…
- Квадратное уравнение называется приведенным, если…
- Назовите формулу дискриминанта.
- Квадратное уравнение имеет два корня, если…
- Квадратное уравнение имеет один корень, если…
- Квадратное уравнение не имеет корней, если…
- Составить квадратное уравнение можно, применив…
1. Группы получают карточки для устного решения уравнений, чтобы расшифровать выражение, записанное на доске по принципу “Поле чудес”.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
У | Р | А | В | Н | Е | Н | И | Е | - | Э | Т | О |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |||
З | О | Л | О | Т | О | Й | К | Л | Ю | Ч | |||
1. х2-9=0 2. х2-2х=0 3. х2-16=0 4. х2+3х=0 5. х(х-5)=0 6. (х-1)(х-3)=0 7. x2-5х=0 8. х2-1=0 |
9. (х-1)(х-3)=0 10. (х+2)(х+5)=0 11. х2+5=0 12. (х-2)(х-3)=0 13. х2-3=0 14. (х-3)(х-2)=0 15. х2-6х=0 16. х2-5х+6=0 |
17. х2+4=0 18. (х-2)(х-3)=0 19. х2-1=0 20. х2-4=0 21. х(х-6)=0 22. х(х+2)=0 23. х2-25=0 |
Таблица ответов
А | В | Е | З | И | К | Л | Н |
-4; 4 | -3; 0 | 1; 3 | -; | -1; 1 | -2; 2 | 0; 6 | 0; 5 |
О | Р | Т | У | Ч | Э | Ю | |
2; 3 | 0; 2 | Нет корней | -3; 3 | -5; 5 | -2; -5 | -2; 0 |
После расшифровки, учитель читает полное высказывание “Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”. Группы кратко высказываются о своем понимании этого выражения.
Исторические сведения. (Сообщение готовит заранее один из учеников).
Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты. Другой индийский ученый Брахма-гупта (VII в.) изложил правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.
III. Работа в творческих группах.
Задание группам (Приложение 3).
1.Решить квадратное уравнение:
а) 2х2-8х+6=0, аналитически
б) х2-4х+3=0, подбором
в) х2-4х+3=0 графически.
2. Составить квадратное уравнение:
а) х1=1+, х2=1-; | в) х1=7; х2=-3; |
б) х1=; х2=-1; | г) х1=2; х2=5 |
3. Найти х2 и k, если х1=2
х2-7х+k=0.
4. Найти х2 и m, если х1=2.
х2+mх-12=0.
Задания 1 и 2 выполнятся у доски.
- Группам предложено защитить свой способ решения (преимущества и недостатки).
- Перед проверкой задания 2 ученик читает стихотворение о теореме Виета.
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи постоянства такого
Умножишь ты корни, и дробь уж готова:
В числители “с”, в знаменателе “а”.
И сумма корней тоже дроби равна,
Хоть с минусом дробь та, ну что за беда:
В числители “в”, в знаменателе “а”.
IV. Учитель ставит проблему решить уравнений: 2006х2-2007х+1=0
Информация ученика о корнях квадратного уравнения, если а+в+с=0 и а-в+с=0.
Предлагается для устного решения:
3х2+5х-8=0
-х2+2х+3=0
3х2-2х-1=0
х2-6х+5=0
Вернувшись к уравнению 2006х2-2007х+1=0, ученики дают ответ.
V. Практическая часть.
Каждая группа решает коллективно или индивидуально 6 квадратных уравнений. В скобках около каждого уравнения указан “код”, (х1; х2) или (х2; х1), считая, что х1<х2. после того, как все уравнения будут решены, в соответствии с результатами, отметить точки на координатной плоскости, должен получиться рисунок.
Задание практической части.
1) х2+5х+6=0; | (х2; х1) |
2) х2+х-6=0; | (х2; х1) |
3) х2-3х+2=0; | (х2; х1) |
4) х2+х-2=0; | (х1; х2) |
5) х2-3х-10-0; | (х1; х2) |
6) х2-7х+10=0; | (х1; х2). |
Ученики поясняют смысл практической части, а учитель желает им соответствовать ей.
VI. Подведение итогов урока.
- Заполнение оценочного листа.
- Отчет командиров группы и выставление оценок.
- Учитель спрашивает учеников о практической значимости квадратных уравнений (из их опыта).
Учитель оценивает работу групп, отмечает наиболее выделившихся учеников.
VII. Задание на дом.
- Составить 3 квадратных уравнения, пользуясь свойством коэффициентов.
- Повторить теоретические вопросы.