Тема: Точность поэтических образов.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Педагогические цели урока:
Обучения: Показать полнокровность поэтических образов зимы, созданных А.С. Пушкиным; выразительные зрительные образы, точность передачи эмоционального состояния лирического героя.
Развития: Внимания, творческого воображения, эмоциональной чуткости, тонкости восприятия художественной речи, интерес к предмету и культуре общения.
Воспитания: Нежных чувств, сердечной привязанности к родным местам, любви к природе.
1. Организационный момент.
– Доброе утро! Все проснулись? Улыбнулись – садитесь.
– Все готовы открывать новые литературные секреты?
– Тогда я прошу вас не только слушать и вслушиваться, но и созерцать.
/Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года” Декабрь/отрывок/.
– Что почувствовало ваше сердце?
/Радость, таинство, удивление, восхищение, изумление, восторг, чувство грусти/
– О чем вам рассказала музыка? (какие картины вы представили в своем воображении)
– И так, к нам на урок спешит зима./это единственное время года, способное рисовать, только одной белой краской, но и сколькими ее оттенками/
2. Мотивация: для чего? Цель урока.
– Прочитайте изречение, написанное на доске /глазами и губами/
– Как оно называется? /эпиграф/.
– Прочитать его в темпе разговорной речи.
Иногда красота окружающего мира настолько вдохновляет Поэта, что образы рождаются в его душе один за другим.
– Вы догадались, о чем мы будем говорить?
3. Погружение в урок. /разворот учебника 2 кл/.
Тема урока: “Точность поэтичных образов” /на доске/
– Итак, мы отправляемся в сады поэзии: у нас для этого есть все: ноги – чтобы идти, глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, сердце – чтобы понимать.
– В какую область мы должны заглянуть по пути? /область искусство/.
– Что мы возьмем оттуда /авторский образ/, но почему он создан художником?
Поэт-Художник
– Пойдем через что? /мост сравнения/ на дорогу открытий.
4. Презентация нового материала.
1) Первоначальное чтение стихотворения учителем /наизусть/.
2) Обмен впечатлениями
– Какие чувства возн6икли в вашем сердце?
– А с каким настроением пишет о зиме А.С. Пушкин? /удивления, изумления, таинства, ожидания чуда, грусти, радости/.
– Вы хотите оказаться “внутри” стихотворения?
3) Самостоятельное чтение. Чтение стихотворения учащимися про себя.
– Смысл каких слов вы хотели уточнить?
4) Словарная работа. Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов, по “матрице”.
5. Анализ лирического стихотворения.
I. Какие образы помогают вам представить картину зимы? /север, зима, мороз, проказы/
1) Зачитать те строчки, где признаки зимы можно увидеть.
– Как называется тот поэтический прием, который лежит в основе образов, созданных А.С. Пушкиным?
– Доказать! /ряды одн. сказуемых действуют как живые/
– Как поэт называет зиму? /волш./
– Какой поэтический прием использовал автор? /эпитет/
– Подберите синоним к слову волшебница.
– Чем сопровождался приход зимы? /ветром, который посылал север/
– Что можно сказать о севере? /чужая сторона света, связанная с волшебным миром/
– Поэтому, как мы будем читать эти строчки? /таинст. чужим голосом/
– Чтение! (Смотрим на схемопись 1)
– Теперь вы почувствовали, что поэт любил народное творчество, сказки?
– Кому он за это благодарен? /М.А., А.Р., Н.Т. Козлов – дядя/
Физпауза.
2) – С каким чувством мы будем читать следующие строчки? /удивл., восхищ./ (Смотри схемопись 2)
Прочитать с чувством удивления и восхищения.
II. Теперь прочитать те строчки, в которых зиму можно ощутить, почувствовать.
(Блеснул мороз. Вздохнул, завыл.)
/Пальчиковая гимнастика/
III. Прочитать строчки, в которых зиму можно услышать.
– Что вы услышали? /веселый смех, шалость, озорство детей/
– Почему дети любят зиму?
Кто сможет прочитать все стихотворения с художественным вкусом? /чтение/
6. Подбор слов к имеющимся схемам
Пришла, рассыпалась, клоками повисла
– Какой поэтический прием использовал автор? /метафора/
– Найдите в стихотворении еще метафоры? Употребление метафор делает речь более точной, яркой, красочной.
2) Показ рисунков Ученого Кота
- Метель
- Фейерверк (Салют)
- Сказочная снегурочка
Какой рисунок лишний? Почему?
– Так какая зима у Пушкина, сказочная или реалистичная.
Итог: Какое открытие вы сделали на уроке?
Поэт – Художник – Исследователь – Фантазер = Профессионал