Человечество перешло в третье тысячелетие. С каждым днём увеличивается число открытий, меняются технологии, приборы, меняются требования, предъявляемые к будущим специалистам. Совершенствуется не только окружающий нас мир, совершенствуются также методики преподавания школьных дисциплин. Современное общество нуждается в специалистах широкого профиля, владеющих функциональными знаниями о мире, месте и роли в нём человека, и обладающих творческим мышлением.
Химия является одной из самых интересных и сложных школьных дисциплин. Специфика предмета, как экспериментально-теоретической науки отводит ведущую роль не только теоретическим вопросам, но и практическим экспериментам, особенно в профильных классах. Особенность экспериментальных работ в профильных классах заключается в видоизменении цели работы, а именно, не только отработка умений и навыков учащихся при самостоятельном выполнении эксперимента, но и приобщение их к производству определенного конечного продукта, имеющего практическое значение и применение.
Наиболее полно этим задачам отвечает практическая работа «Получение мыла и изучение его свойств», проводимая при изучении темы «Липиды» в элективном курсе «Биохимия».
Урок состоит из двух частей: теоретической и практической.
Теоретическая часть:
а) понятие о липидах;
б) классификация липидов;
в) применение простых липидов.
Практическая часть:
а) получение мыла;
б) доказательство наличия мыла;
в) оформление работы.
Ход урока:
Теоретическая часть:
(по каждому пункту плана выступают заранее подготовленные учащиеся)
а) Понятие о липидах: липиды – природные низкомолекулярные неполярные соединения, полностью или почти полностью нерастворимые в воде, но растворимые в неполярных растворителях. Липиды могут быть извлечены из клеток животных, растений и микроорганизмов неполярными растворителями. В структурном отношении все липиды являются сложными эфирами.
б) Классификация липидов: в зависимости от строения липиды разделяют на простые (двухкомпонентные) и сложные (многокомпонентные). В группе простых липидов выделяют жиры, воски (характерны для растений) и стериды. Сложные липиды подразделяются на фосфолипиды, гликолипиды, диольные и орнитинолипиды (характерны для микроорганизмов).
Жиры (триглицериды) – это сложные эфиры ВЖК и трехатомного спирта глицерина.
Среди глицеридов различают простые и смешанные. В состав первых входят три одинаковые ВЖК, например:
СН2 – О – СО – С17Н35 | СН2 – О – СО – (СН2)7 – СН = СН – (СН2)7 - СН3 |
| | | |
СН – О – СО – С17Н35 | СН – О – СО – (СН2)7 – СН = СН – (СН2)7 – СН3 |
| | | |
СН2 – О – СО – С17Н35 | СН2 – О – СО – (СН2)7 – СН = СН – (СН2)7 – СН3 |
Тристеарин | триолеин |
Смешанные триглицериды построены из остатков глицерина и трех разных ВЖК.
Природные жиры представляют собой смесь разнообразных триглицеридов, в которой преобладают смешанные триглицериды.
в) Применение простых липидов: одним из важнейших свойств жиров являются реакции щелочного гидролиза, которые принято называть омылением жиров. Этот процесс лежит в основе промышленного получения мыла.
Практическая часть.
Цель работы: получить мыло и доказать, что полученное вещество действительно является мылом.
Реактивы и оборудование: топленое свиное сало, растворы гидроксида натрия (w = 35%), хлорида натрия (насыщ.) и этилового спирта, дистиллированная вода, универсальная индикаторная бумажка, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, спиртовка, весы с разновесами, стаканы, пробирки, мензурка, штатив.
Ход работы:
Получение мыла.
- В фарфоровую чашку положить 4-5 г топленного свиного сала, добавить смесь 10 мл этилового спирта и 5 мл раствора щелочи.
- Нагревать смесь 10 мин. на спиртовке, периодически помешивая.
- Охладить чашку и добавить 20-25 мл насыщенного раствора поваренной соли.
- Взвесить фильтр.
- Полученную смесь отфильтровать. Промыть осадок насыщенным раствором поваренной соли и холодной дистиллированной водой.
- Продукт аккуратно высушить фильтровальной бумагой и взвесить.
- Написать уравнение реакции и рассчитать практический выход продукта.
- Экспериментально доказать, что полученный продукт является мылом. Для этого растворить мыло в воде, вспенить полученный раствор, исследовать характер среды раствора индикатором.
- Оформить работу (работу можно оформить в виде таблицы).
Что делали |
Что наблюдали |
Уравнения реакций |
Выводы |
Данная работа показывает взаимосвязь науки и практики, учит рассчитывать необходимые затраты и возможные достижения, дает возможность применения учащимися в практике химических знаний.