Цель урока:
Отработать умения и навыки решения
квадратных уравнений с использованием формул
корней.
Ход урока:
- Устный счет, фронтальный опрос.
- Решение уравнения на повторение пройденного материала.
- Математический диктант.
- Решение уравнений.
- Разбор нового способа решения квадратного уравнения.
- Самостоятельная работа.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
I. Устный счет
На доске записаны уравнения:
х2 + 2х – 8 = 0; 2) 2х2 + 5х = 0; 3) 3х2 = 0; 4) 2х2 + 3х – 8 = 0;
5) х2 – 5х + 1 = 0; 6) 6х2 + 12 = 0.
Вопросы:
- Какие уравнения записаны на доске?
- Какие уравнения называются квадратными?
- Прочтите полные квадратные уравнения.
- Какие уравнения называются полными?
- Как называются уравнения, у которых первый коэффициент равен 1? Приведите примеры.
- Какое выражение называется дискриминантом?
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение? От чего это зависит?
- Как называются уравнения под цифрами 2; 3; 6? Почему?
- Как решаются уравнения под цифрой 2?
- Чему равен х в уравнении под цифрой 3?
- Что можно сказать о решении уравнения под цифрой 6?
II. Решить уравнение:
3х2 + 11х – 14 = 0.
III. Математический диктант
(задания для второго варианта даны в скобках).
Двое решают на разворотах доски:
1. Запишите квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен 3 [- 5], второй коэффициент равен - 5 [3], а свободный член равен 2.
2. Запишите неполное квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен 3 [5], второй – 7 [3], и решите его.
3. Найдите дискриминант квадратного уравнения 3x2 – 8x – 3 = 0,
4. [5y2 – 6y +1 = 0].
5. Сколько корней имеет это уравнение?
6. При каком условии квадратное уравнение не имеет корней? [имеет два одинаковых корня?]
IV. Решение квадратных уравнений:
Задание оценивается на четыре:
1) х2 + 2х – 80 = 0; 2) 4х2 + 4х + 1 = 0; 3) 3у2 – 3у + 1 = 0.
Задание оценивается на пять:
1) 5х2 = 9х + 2; 2) (х + 4 )2 = 3х + 40; 3) (3х – 1)(х + 3) =х(1 + 6х).
На доске одновременно решаются первые три уравнения, затем следующие три. Решения разбираются. Слабые ученики работают по карточкам.
Работа по карточкам.
Дано уравнение 3х2 – 7х + 4 = 0.
Запиши, чему равны а, в, с.
Найди, чему равен дискриминант Д.
Найди по формуле, чему равны х1 и х2.
Запиши ответ.
Аналогично решаются уравнения:
5у2 – 6у + 1 = 0; 2у2 – 9у + 10 = 0; у2 – 10у – 24 = 0.
V. Объяснение нового материала.
Сегодня мы познакомимся еще с одним способом решения квадратных уравнений, который позволит быстро находить корни уравнения.
Назовите коэффициенты в следующих уравнениях и найдите их сумму:
1) х2 – 5х + 1 = 0; | 1 – 5 + 1 = - 3; |
2) 9х2 – 6х + 10 = 0; | 9 – 6 + 10 = 0; |
3) х2 + 2х – 2 = 0; | 1 + 2 – 2 = 0; |
4) х2 - 3х – 1 = 0; | 1 – 3 – 1 = - 3. |
У всех этих уравнений сумма коэффициентов различна. Рассмотрим уравнения, которые решали дома.
Выпишите решения и найдите, чему равна сумма коэффициентов и свободного члена:
1) х2 + х – 2 = 0, | х1 = 1, | х2 = - 2, | 1 + 1 – 2 = 0; |
2) х2 + 2х – 3 = 0, | х1 = 1, | х2 = - 3, | 1 + 2 – 3 = 0; |
3) х2 – 3х + 2 = 0, | х1 = 1, | х2 = 2, | 1 – 3 + 2 = 0; |
4) 5х2 – 8х + 3 = 0, | х1 = 1, | х2 = 3/5, | 5 – 8 + 3 = 0 . |
тыщите закономерность:
- в корнях уравнений;
- в соответствии между корнями и коэффициентами;
- в сумме коэффициентов.
Попытайтесь сформулировать правило нахождения корней.
Если в квадратном уравнении ах2 + вх + с = 0 а + в + с =0, то х1 = 1,
х2 = с/а; если а = 1, то х1 = 1, х2 = с.
VI. Решите уравнения: 3х2 – 7х + 4 = 0; 5х2 – 8х + 3 = 0; 3х2 + 11х – 14 = 0.
VII. Проведение дифференцированной самостоятельной работы на два варианта.
1. 2х2 + х – 3 = 0; 5х2 – 18х + 16 = 0; [5x2 + x - 6 = 0; x2 – 18x + 80 = 0].
2. 5x2 – 16x + 3 = 0; 36y2 – 12y + 1 = 0; [x2 – 22x – 23 = 0; 5x2 + 9x + 4 = 0].
3. – x2 = 5x – 14; (2x – 3)2 = 11x – 19; [6x + 9 = x2; - x(x + 7) = (x – 2)(x + +2)].
VIII. Домашнее задание.
Составить и решить три квадратных уравнения, таких, что а + в + с = 0, решить уравнение (х + 1)2 = (2х – 1)2.
IX. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы решали квадратные уравнения по формулам. Ответьте на вопросы: сколько решений имеет уравнение в зависимости от знака дискриминанта? Какое новое правило решения квадратных уравнений мы вывели на уроке?