Урок в форме научной конференции: "Многообразие словарей. Использование на уроках русского языка"

Разделы: Начальная школа


План урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

– Сегодня у нас не просто урок, а научная конференция. Вы не просто ученики, а научные сотрудники.

Тема нашей научной мини-конференции “Справочная литература. Разнообразие словарей”.

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!

Это действительно прекрасно – узнавать новые слова. Однако в огромном море слов можно и “утонуть”. Поэтому нам нужна хорошая опора – плот, чтобы держаться на плаву. Вот такой основой в море слов является справочная литература – те книги, которые нам разъясняют смысл слов и новых понятий, их значение, историю и правильное написание. Сегодня мы будем говорить о филологических словарях.

У нас на научной конференции есть несколько лабораторий, которые изучали разные виды словарей. Сегодня пришло время поделиться своим опытом.

3. Лаборатория “Словари синонимов”.

Выступления детей:

Руководитель:

Синонимы – это слова, близкие по смыслу. Они обозначают схожие признаки, действия или предметы. Синонимы объединяются в синонимические ряды.

Первый лаборант:

Мы изучали “Учебный словарь синонимов русского языка”, авторы – Зимин В.И., Алекторова Л.П.

Данный словарь насчитывает около 1950 слов и около 709 синонимических групп. Задача словаря – представить учебный материал, необходимый для овладения синонимическим богатством русского языка.

Второй лаборант:

Словарь построен в алфавитном порядке. Словари разбиты на группы синонимов. Каждому слову дается объяснение, приводится пример использования данных слов. В конце словаря есть общий словоуказатель всех слов.

Третий лаборант:

Словарь предназначен, прежде всего, для преподавателей русского языка и учащихся. Однако может использоваться всеми людьми, которые интересуются русским языком.

Задания:

На доске слова:

Большой, громадный, маленький, крошечный, гигантский.

Перепишите эти слова в тетрадь в порядке возрастания размера.

Антонимы – слова, противоположенные по смыслу.

4. Лаборатория “Словари антонимов”.

Выступления детей:

Руководитель:

Антонимы – противоположенные по смыслу словарь.

Словарь антонимов Львова М.Р. содержит свыше 3000 антонимов русского языка – слов с противоположным значением. К антонимам приводятся синонимы (синонимические пары антонимов). Антонимические пары иллюстрированы цитатами из художественной, научной литературы и публицистики. Приводятся цитаты из произведений М. Цветаевой, А. Ахматовой, И. Бунина.

Первый лаборант:

В словаре имеются указатель и приложения: перечень словообразовательных элементов антонимического характера, основные способы образования однокоренных антонимов, не

обычные словообразовательные структуры и такие антонимические пары, противоположность которых определяется контекстуальным значением.
Второй лаборант:

Словарь предназначен для специалистов-филологов, переводчиков, работников печати и радио. Он представляет интерес и для широкого круга читателей.

Задание:

Подберите антонимы и запишите в тетрадь:

Свежий хлеб – …черствый хлеб.
Свежий ветер –… теплый ветер.
Свежая рубашка – …грязная рубашка.

Закончи пословицу (устно).

Мир строит, а война…разрушает.
Человек от лени болеет, а от труда …здоровеет.
Лето припасает, а зима … подъедает.
Чем зря кричать – лучше..помолчать.
Декабрь год кончает, а зиму… начинает.

5. Лаборатория “Словари омонимов”.

Выступления детей:

Руководитель:

Омонимы – это слова, которые имеют разные значения, но одинаковое написание или произношение.

Первый лаборант:

“Словарь омонимов” под редакцией Колесникова Н.П. содержит 3500 групп разных омонимов. Автор словаря – единственный в России исследователь, перу которого принадлежит 10 словарей, изданных за 25 лет его работы.

Второй лаборант:

Словарь построен в алфавитном порядке. Слова разбиты на группы. Каждому слову дается объяснение, приводится пример использования. Есть таблица условных объяснений.

Третий лаборант:

Словарь необходим преподавателям русского языка, ученикам и всем тем, кто интересуется богатством русского языка.

Задание:

Мы слова из русской речи,
Одинаково нас пишут.
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность.
Потому не торопись
Не всегда нужна поспешность.
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки – смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки – мы по смыслу далеки.

Догадайтесь, на чем построена игра слов:

Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки
Может норка возле норки?
Нет нигде. Простыл и след.
Норка есть, а норки нет!

Найдем значение слова “норка” в нашем словаре.

– небольшая нора
– хищный пушной зверек

На доске: мука, змея, атлас, замок

Перепишите в тетрадь и подчеркните только омонимы. Объясните значение слов.

6. Лаборатория “Словари фразеологизмов”.

Выступления детей:

Руководитель:

Фразеологизмы – это устойчивые выражения в русском языке.

Первый лаборант:

“Краткий фразеологический словарь русского языка” Быстровой Е.А., содержит около 800 фразеологизмов Основная задача этого словаря – помочь читателю овладеть нормами употребления разных фразеологизмов, узнать их происхождение.

Второй лаборант:

Словарь построен в алфавитном порядке. Каждому фразеологизму дается разъяснение и показывается, как этот фразеологизм используется в речи и в литературных произведениях.

Третий лаборант:

Словарь адресован учителям и учащимся – всем, кто интересуется русской фразеологией.

Задание:

Найди пару (образец на карточках).

Метко
Неожиданно
Тесно
Темно
Опытный
Мокрый
Ни одной сухой нитки
Стреляный воробей
Хоть глаз выколи
Яблоку негде упасть
Не в бровь, а в глаз
Как снег на голову

Отгадайте фразеологические загадки (устно)

Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом. Ее набирают в рот, когда молчат. Ею нельзя разлить неразлучных друзей. ВОДА

Его проглатывают, упорно не хотя говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко. За него тянут, заставляя высказываться. ЯЗЫК

Ее заваривают, затевая какое-либо хлопотливое дело. А потом расхлебывают, распутывая это дело. Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. КАША

Он в голове у легкомысленного человека. Его советуют искать в поле, когда кто–либо исчез. На него бросают слова и деньги. ВЕТЕР

7. Лаборатория “Этимологические словари”

Выступления детей:

Руководитель:

Этимология – наука, которая изучает историю и происхождение слов.

Первый лаборант:

Этимологический словарь составлен педагогом – практиком Волиной Валентиной Васильевной. В нем около 256 слов. Задача словаря привлечь внимание к истории происхождения слов.

Второй лаборант:

Все слова построены в алфавитном порядке и разбиты не несколько основных групп: животные, транспорт, человек и пр.

Третий лаборант:

Этот словарь подготовлен специально для учеников начальных классов и является “младшим братом” серьезных научных этимологических словарей.

Задание:

Верно ли, что… (устно).

Слово газета образовано от слова газ?

Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит “сорока” – изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому “хаос” в значении “первичное, бесформенное состояние мира”.

Слово мелодия можно проверить словом милый?

Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов – “мело” – песня и “оде”. Слово милый восходит к латинскому “милис” – “нежный”

Слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око?

Верно. Эти слова восходят к латинскому – “окулюс” – глаз.

Словом автограф называют автомобиль, в котором ездят графы?

Неверно. В слове автограф – часть “граф” относится к греческому элементу графо – в значении “пишу”. Часть “авто” – от греческого слова авто в значении “сам”. Полностью слово имеет значение “собственноручная надпись или подпись”.

Слова плотник и плот исторически родственные?

Верно. В древности, словом плот называли соединенные друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делали плотники.

Кроссворд “Техника” /см. Рисунок 1/.

По горизонтали:

1. Слово имеет в своем составе греческий элемент “фотос” – свет и обозначает аппарат для фотографирования.

2. Слово восходит к латинскому слову “вентус” – ветер и обозначает аппарат для проветривания помещений.

3. Слово восходит к греческому “теле” – далеко и обозначает аппарат для разговоров людей на расстоянии.

По вертикали:

Контрольное слово пришло к нам из латинского языка и обозначает информационно-вычислительную машину.

8. Лаборатория “Словари ударений”.

Выступления детей:

Руководитель:

Мы изучали “Словарь ударений” под редакцией Агеенко. Он содержит около 76000 слов. Этот словарь помогает нам определить правильную постановку ударений в трудных словах и формах слов.

Первый лаборант:

Словарь построен в алфавитном порядке. Здесь есть и раздел имен собственных: географические названия, имена известных людей планеты.

Второй лаборант:

Словарь предназначен для учителей и учеников. А так же для дикторов телевидения и радио, журналистов.

Задание:

Расставь правильно ударение.

Включить, включим, включит.
Занял, заняла, заняли.
Звонишь, звонит, звонить.
Начал, начала, начали.
Повторить, повторишь, повторит.

Проверим по нашему словарю.

9. Лаборатория “Словари морфем”.

Выступления детей:

Руководитель:

Морфемы – по-другому, части слова.

Первый лаборант:

Словарь морфем – словарь, в котором показаны части слов: корень, суффиксы, приставки.

Даны способы словообразования.

Второй лаборант:

В данном словаре под редакцией Кузнецова находится около 52000 слов.

Словарь разбит на три части – корни, приставки и суффиксы. Все эти части находятся в алфавитном порядке.

Третий лаборант:

Используя этот словарь можно безошибочно разобрать слова по составу, образовать множество новых однокоренных слов.

Четвертый лаборант:

Словарь предназначен для филологов, учителей и учеников.

Задание:

Подберите однокоренные слова к слову СЛОВО.

А сколько таких слов в нашем справочнике? Приведем примеры и запишем самые яркие.

Слово, словарь, словцо, дословный, пословица.

Разберите эти слова по составу. Проверьте себя по словарю.

10. Лаборатория “Толковые словари”.

Выступления детей:

Руководитель:

Толковать – значит объяснять значение чего-либо. Толковый словарь – это словарь, в котором объясняется значение русских или иностранных слов.

Первый лаборант:

Авторами толковых словарей часто являлись известные люди – писатели, исследователи, филологи.

Например. Широкую известность получил “Толковый словарь” Владимира Даля. Этот человек изучал не только значения русских слов и диалектов, но и интересовался русским народным творчеством. Мы читали русские народные сказки в обработке Владимира Даля.

Второй лаборант:

Или “Толковый словарь” Сергея Ивановича Ожегова. В этом словаре около 57 000 слов.

Все слова построены в алфавитном порядке. Дается краткое толкование каждого значения слова, приводятся примеры употребления слов речи. Каждое слово имеет ударение, формы и даже правильное произношение.

Словарь рассчитан на самый широкий круг читателей.

Третий лаборант:

В современном мире в нашей речи появляется все больше слов из других языков – иностранных слов. Чтобы правильно и уместно их употреблять, необходимо знать их значения.

В этом нам помогают толковые словари иностранных слов.

Задание

Мы работали со словарями. А какое значение дает этим словам толковый словарь Ожегова С.И. (чтение по словарю).

СЛОВАРЬ – Сборник слов (обычно в алфавитном порядке), с пояснениями, толкованиями или с переводом на другие языки.

11. Лаборатория “Орфографические словари”.

Выступления детей:

Руководитель:

Орфография – правописание или правильное написание слов.

Первый лаборант:

Орфографический словарь – словарь, в котором даны правильные написания слов. Эти слова мы иногда называем словарными словами.

Таких словарей очень много. Есть краткие словари для младших школьников или более полные издания для студентов и преподавателей.

Второй лаборант:

Слова в словарях находятся в алфавитном порядке. Задача таких словарей – подсказать нам, как правильно написать нужные слова.

Задание:

Запишите слова: (диктует учитель).

Собака, лиса, одежда, вдруг, автобус, работа, иней.

По первым буквам составь слово (словари).

Зашифруйте аналогичным способом слова “УРОК ЗАКОНЧЕН”.

12. Вывод. Итоги. Награждение лабораторий.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что больше всего запомнилось и понравилось?

Вывод: Русский язык богат и сложен. Различные словари могут помочь нам в учебе и общении.

13. Задание:

Посмотрите в домашней библиотеке справочные издания-словари.

Используемая литература:

1. “Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа” Левушкина О.Н. “Начальная школа” №5 2001 г.

2. “Краткий фразеологический словарь русского языка” Быстрова Е.А., Окунева А.П. Санкт-Петербург, “Просвещение” 1994 г.

3. “Подумай и ответь” Шкатова Л.А. Москва, “Просвещение”, 1989 г.

4. “Словарь русского языка”, Ожегов С.И. Москва, “Русский язык”, 1988 г.

5. “Словарь антонимов”, Львов М.Р. АСТ, 2006 г.

6. “Словарь омонимов русского языка”, Колесников Н.П. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1995 г.

7. “Учебный словарь синонимов русского языка”, Зимин В.И., Алекторова Л.П. Москва, “Школа-Пресс”, 1994 г.

Приложение 1

Презентация