Цели урока:
- образовательная: в результате урока ученики узнают: возникновение выталкивающей силы, ее действие в жидкостях и газах, установят, от каких величин зависит эта сила.
- развивающая: учащиеся продолжают развивать свою речь, логическое мышление, умение самостоятельно строить гипотезы, делать выводы.
- воспитательная: учащиеся продолжают формировать свои коммуникативные умения в процессе парной, коллективной работы, исследовательскую культуру.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа в парах.
Оборудование урока: динамометры, стаканы и мензурки с водой, гири по 100 г, грузы по 100 г, металлические цилиндры одинакового объема, соль.
Хронометраж урока:
- организационный этап – 1 мин.
- постановка учебной проблемы и ее обсуждение – 3-5 мин.
- усвоение новых знаний – 10 мин.
- проведение фронтального эксперимента – 20 мин.
- общий вывод – 5 мин.
- рефлексия – 5 мин.
Ход урока
I. Организационный этап (психологически подготовить учащихся к работе на уроке).
II. Изложение нового.
1. Постановка учебной проблемы.
Учитель читает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.
“Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вершины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул. Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх”.
Вопрос: О какой силе идет речь в этом отрывке?
Вопрос: Вы ее на себе испытывали?
Беседуя с учащимися, учитель подводит их к понятию “выталкивающая сила”.
После беседы записывается тема на доске.
2. Давайте рассмотрим возникновение этой силы. На доске заранее сделан рисунок: (без сил)
Задание учащимся: расставить силы, действующие на тело.
Беседуя, учащиеся приходят к выводу, что а) ; б) , так как , то и . Именно за счет разности этих сил и возникает выталкивающая сила – Fв, направленная вертикально вверх.
Вопрос: Действует ли выталкивающая сила на все тела погруженные в жидкость?
Вопрос: Действует ли выталкивающая сила на тела, погруженные в газ?
Разбирается рисунок 138 на стр.116.
С учащимися обсуждается вывод №1 и записывается.
Вывод №1: На все тела, погруженные в жидкость или газ действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх.
3. Продолжая беседу, учитель подводит детей к вопросу о необходимости измерения силы и способе измерения.
Вывод №2: Для измерения силы необходимо измерить с помощью динамометра вес тела в воздухе и в воде, найти между ними разность.
, где Р2 – вес тела в воде, Р1 – вес тела в воздухе.
4. Итак, вы узнали, как возникает данная сила и как ее измеряют?
Вопрос: что необходимо сделать на следующем этапе?
Беседуя, выясняют, что необходимо узнать от каких физических величин зависит выталкивающая сила. Учащиеся проделывают опыты и заполняют таблицу, предварительно обсудив план экспериментальной работы. Для учащихся, затрудняющихся в выполнении работы, на столах лежат руководства по выполнению экспериментальной работы.
В ходе выполнения учащиеся заполняют таблицу.
Величина | Р1 – вес тела в воздухе | Р2 – вес тела в воде | Вывод | |
Глубина | h1 | |||
h2 | ||||
Плотность тела | ||||
Объем тела | ||||
Плотность жидкости | ||||
После обсуждения результатов на основании анализа таблицы делается вывод.
Вывод №3. Выталкивающая сила зависит от объема тела и плотности жидкости.
Общий вывод по уроку. (объединяются вывод №1 и 3)
Все записывается в тетради учащихся.
На следующем уроке вместе с вами выведем формулу выталкивающей силы.
III. Закрепление: решение качественных задач.
1) К. Паустовский “Кара-Бугаз”
“…Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал ноги, и при всем желании так погрузиться в воду и не смог”. Почему?
2) Пробовали, купаясь, запихнуть мяч в воду? Ну и как?
3) Почему яйцо со стола падает быстро, а в кастрюле с водой опускается на дно медленно?
4) Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода сильнее выталкивает и почему?
5) Первоклассник нырнул на 3 метра, а десятиклассник на 1 метр. Кого сильнее выталкивает вода?
6) Подводная лодка вышла из моря в реку. Изменилась ли выталкивающая сила.
7) Тульчинский №187, 188, 189, 190, 195, 201.
IV. Д/з. §48 (I абзац; стр.116-117), записи в тетради.