Обобщение знаний об именах существительных

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания детей по теме “Имя существительное”.
  2. Закрепить знания и умения учащихся в правописании слов с непроверяемыми безударными гласными.
  3. Закрепить умение в нахождении главных членов предложения.
  4. Способствовать развитию речи, внимания.
  5. Формировать навыки грамотного письма.

Оборудование:

  1. Рисунок поезда.
  2. Рисунок солнышка.
  3. Мягкая игрушка “Карлсон”.
  4. Названия станций.
  5. Картинки с изображением помидора, капусты, огурца.
  6. Дерево, нарисованное на большом плакате.
  7. Груши, сделанные из цветного картона.
  8. Карточки с именами существительными.
  9. Сказочный цветок с вопросами.

Ход урока

1) Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

- Сейчас у нас урок русского языка.

Ребята, скажите, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие на весёлом поезде в Страну знаний, а именно к именам существительным. Согласны? (Ответы детей.)

(На доску вывешивается плакат с изображением поезда.)

- Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку и мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачного путешествия. Ведь хорошее рабочее настроение поможет нам справиться с любыми заданиями на нашем пути. А освещать наш путь и помогать в трудную минуту нам будет вот это доброе и ласковое солнышко.

(На доску учитель вешает рисунок солнышка.)

- За время путешествия мы обобщим наши знания об именах существительных. По дороге нам будут встречаться остановки, названия которых мы будем читать по ходу урока. На каждой станции Карлсон, который нас будет сопровождать во время путешествия, оставил нам задания, чтобы мы не скучали. Эти задания необходимо выполнить. Готовы? Отправляемся в путь!

(На доску выше поезда крепится мягкая игрушка “Карлсон”.)

2) Чистописание.

- Ребята, посмотрите в окно поезда, какая сегодня хорошая погода, как ярко светит наше солнышко. Слышите, как громко стучат колёса поезда по рельсам? (Ответы детей.)

- Мы подъезжаем к первой станции “Писайка”.

(Вывешивается табличка с названием станции.)

- Карлсон предлагает нам выполнить задание по чистописанию. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Вспомним написание заглавной буквы “Х”.

(Учитель объясняет написание буквы, показывая на доске.)

- Буква “Х” состоит из двух элементов: левого полуовала и правого полуовала. В середине эти элементы соприкасаются. Напишите целую строку.

Х

хлеб

- Слово “хлеб” напишите целую строчку. Обратите внимание на последнюю букву. Почему пишем букву “б”?

- Составьте устно предложение с этим словом. (Ответы детей.)

- Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Вспомните, пожалуйста, пословицы о хлебе. (Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Без золота проживёшь, а без хлеба – нет.)

- Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его.

3) Работа над пройденным материалом. Словарная работа.

- Приближаемся к новой станции “Повторяйка”. (Название на доске.) Карлсон предлагает вам дополнить каждое предложение подходящим по смыслу словом, используя картинки.

(На доске написаны предложения, и висят картинки с изображением помидора, капусты, огурца.)

  1. Бабушка в магазине купила кочан…
  2. На грядке краснеет спелый…
  3. В теплице созрел длинный…

- Докажите, что написаны предложения. (Предложение выражает законченную мысль. Все слова в предложении связаны между собой по смыслу.)

- Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Паузой.)

- А как на письме? (Точкой.)

- Запишите эти предложения. Во втором предложении подчеркните главные члены предложения.

- В первом предложении обозначьте падежи имён существительных. (Коллективная работа.)

4) Упражнение в определении числа имён существительных.

- Мы едем, едем, едем в далёкие края. Вместе с нами едет наш любимый сказочный герой Карлсон. Ребята, Карлсон сообщает, что мы через минуту будем на станции “Закрепляйка”, а там нас ждёт увлекательное задание. (Название станции на доске.) Перед вами дерево, на котором растут спелые, сочные груши. Но “съесть” грушу сможет тот, кто правильный даст ответ. Кто желает попробовать грушу?

(На стенде висит плакат с деревом. На ветках дерева прорези, в которые вставлены груши из картона. Дети по очереди выходят к доске, срывают грушу и выполняют задание. На каждой груше написано имя существительное.)

- Измените существительные по числам. Задание выполняется устно.

1 груша: яблоко – (яблоки)

2 груша: друг – (друзья)

3 груша: сапог – (сапоги)

4 груша: листья – (лист)

5 груша: сосны – (сосна)

6 груша: шишки – (шишка)

- Чем же отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном числе? (Обозначают разное количество предметов, имеют разные окончания.)

5) Упражнения в распознавании рода имён существительных.

- Ребята, какое же у нас удивительное путешествие! Столько интересного встречается на пути. Перед нами новая остановка “Проверяйка”. (Название станции вывешивается на доску.)

- Карлсон приготовил для вас карточки, на которых написаны имена существительные. Вам надо определить их род. Работа выполняется самостоятельно в тетрадках. (Карточек столько, сколько детей в классе. На каждой написаны слова: золото, дядя, окно, подушка, журнал, площадь, серебро.)

Взаимопроверка. (С соседом по парте.)

- Как же узнать род существительных?

(Мужской род – он, мой;

Женский род – она, моя;

Средний род – оно, моё.)

6) Физкультминутка.

7) Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

- Следующая станция вам должна очень понравиться. Она называется “Играйка”. (Вывешивается название.) Карлсон предлагает поиграть в игру “Будь внимателен”. Допишите подходящее по смыслу имя существительное с шипящим на конце. Определите род. Задание выполняется по рядам. (Вызывается ученик с каждого ряда.)

На доске: I ряд. II ряд.

Резиновый… Солнечный…

Полевая… Тёмная…

Душистый… Верный…

- Что же надо сделать, чтобы узнать, пишется “мягкий знак” после шипящих на конце слова или нет? (Нужно определить род.)

8) Вопросы для обобщения.

- А сейчас мы посетим последнюю станцию “Задавайка”, где растёт сказочный цветок. (На доску вывешивается название станции и сказочный цветок.)

- Лепестки этого цветка необычные. На них записаны вопросы. Кто сорвёт лепесток и ответит на вопрос, тот станет в 10 раз умнее, будет учиться всегда на “5”. (Дети по желанию выходят и срывают по одному лепестку.)

Вопросы сказочного цветка:

  1. Что называется именем существительным? (Часть речи.)
  2. Что оно обозначает? (Предмет.)
  3. На какие вопросы отвечают имена существительные? (Кто? Что?)
  4. Как изменяются? (По родам, по числам, по падежам.)
  5. Какого рода бывают существительные? (Мужской род, женский род, средний род.)
  6. Каким членом предложения бывают существительные? (Подлежащим, второстепенным членом.)
  7. Назовите падежи существительных с вопросами.

( И.п. – Кто? Что?

Р.п. – Кого? Чего?

Д.п. – Кому? Чему?

В.п. – Кого? Что?

Т.п. – Кем? Чем?

П.п. – О ком? О чём?)

9) Итог урока. Выставление оценок.

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Чем же мы занимались на уроке? (Ответы детей.)

- Вы очень хорошо выполняли все задания. Многие заработали хорошие оценки. Молодцы! Карлсон остался доволен вами и говорит всем “спасибо” за активную работу на уроке.

10) Задание на дом.

- Дома я предлагаю вам написать 10 существительных и указать род. Урок окончен!