В нашем лицее обучение начинается с девятого класса и дети учатся всего 3 года. Они приходят в 9-й класс лицея из разных школ и с разным уровнем подготовки. Как научить обучающихся решать задачи по разделу "Основы кинематики" при недельной нагрузке 2 часа в непрофильных классах? Я добиваюсь хороших результатов (это показала прошедшая аттестация) за счет: 1) четкой постановки образовательной цели урока для обучающихся на разных этапах урока; 2) интеграции курса физики и математики; 3) за счет работы с текстом и рисунками учебника и задач (учу анализировать условия задачи через рисунок).
Обучение проводится по учебнику А.В. Перышкин, Е.М. Гутник "Физика 9 класс".
I. Поурочное планирование раздела "Основы кинематики"
№ урока п/п |
Тема урока |
Образовательная цель урока для обучающихся |
1 | Механическое движение: основные понятия. Основная задача механики | Знать: 1) что такое
механическое движение, материальная точка,
траектория, путь, тело отсчета, система отсчета,
относительность движения; 2) что положение тела определяется координатой, и что такое координата? |
2 | Характеристики механического движени, перемещение | Знать: что механическое
движение определяется векторными физическими
величинами: вектор скорости (), вектор перемещения (), вектор ускорения () Научиться: определять проекцию и модуль перемещения и отличать перемещение от пройденного пути. |
3 | Определение координаты движущегося тела. | Научиться: 1) решать главную задачу механики - находить координаты тела в любой момент времени; 2) определять значение проекций вектора перемещения на координатные оси и его модуль. |
4 | Прямолинейное равномерное движение. | 1) Понимать: физический смысл
скорости. 2) Записывать формулу перемещения в векторном виде () в проекциях (Sx=Vxt), через модуль (S=Vt) 3) Решать задачи с использованием уравнения координаты X=X0+Vxt. 4) Строить графики скорости, координаты, перемещения, пути, равномерного движения. |
5 | Равноускоренное движение | Знать: 1) что характер движения определяется по изменению скорости; 2) что такое ускорение, формулу ускорения, единицы измерения, направление вектора ускорения; 3) что такое мгновенная скорость и ее формула; 4) формулу перемещения. |
6 | Решение задач на тему "Равноускоренное движение" | Научиться: 1) записывать формулу через проекции и через модули с учетом знаков проекций; 2) применять формулы для решения задач. |
7 | Графическое представление равноускоренного движения (интегрированный урок на уровне обобщения) | 1. Учиться анализировать
зависимости между физическими величинами; 2. Понять, что графики зависимости физических величин от времени аналогичны графикам функции y(x) в математике. |
8 | Решение задач графическим и аналитическим способами. | 1. Знать, что функция может
быть задана аналитически (в виде формулы) и
графически; 2. Научиться "читать" график: а) по обозначениям осей координат установить какая физическая величина является аргументом, какая - функцией; в) по виду линии графика (прямая, парабола проходит через начало координат или нет) установить зависимость между величинами. |
9 | Лабораторная работа № 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. | Научиться: 1) определять ускорение шарика и его мгновенную скорость при движении по наклонному желобу; 2) определять абсолютную погрешность при прямых и косвенных измерениях и записывать результаты измерений с учетом абсолютной погрешности. |
10 | Решение задач, подготовка к контрольной работе. | 1. Знать формулы
равноускоренного движения и применять к решению
задач. 2. Уметь получать из них частные случаи: а) если V0=0 и X0=0 в) формулы равномерного движения, если а=0 и V=const. |
11 | Контрольная работа № 1. |
II. Интеграция курса физики и математики.
Для проведения интегрированного урока я разработала таблицу.
Перед работой с таблицей провожу актуализацию знаний по вопросам:
- Что означает в математике выражение у(х)? (Функциональную зависимость между величинами.)
- Как называется х? (Аргументом.)
- Как называется у? (Функция.)
- Какими способами можно задать функцию? (Аналитически - в виде формулы, графически, в виде таблицы.)
Работа с таблицей
При закрытой последней колонке таблицы обучаемые объясняют графики функций, известных из курса математики. Выяснив, какая физическая величина является аргументом в формулах равноускоренного движения, обучаемые получают задание: построить графики зависимости физических величин от времени.
После выполнения задания открывается последняя колонка таблицы и обучаемые проводят самопроверку выполненного задания, вносят дополнения (линии графика при Vx< 0; x0 < 0; V0< 0)
Математика |
Физика |
|||
Функция |
График функции |
Физическая величина |
Формула |
График |
Равномерное прямолинейное движение. Скорость V=const |
||||
y(x)=kx | Проекция перемещения на ось "ОХ" |
Sx=Vxt |
||
y(x)=kx+b k > 0; b > 0 |
координата | X=X0+Vx t |
|
Равноускоренное прямолинейное движение. Скорость изменяется |
||||
y(x)=kx± b | Проекция скорости |
Vx = V0x+ax t |
Чему соответствует точка С? |
|
y(x)= ax2 | Проекция перемещения |
Sx = V0xt+ если V0=0 Sx = |
||
y(x)=ax2+bx+c | Координата |
X=X0+V0x t+ |
Литература
- Е.М. Гутник, Е.В. Шаронина, Э.И. Доронина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкин "Физика.9 класс". М. "Дрофа", 2002.
- Л.А.Кропотова. Проектирование и анализ современного урока. Учебно-методическое пособие. Новокузнецк, Институт повышения квалификации, 2002.