Цели:
- наблюдение над расхождением произношения парной согласной в середине слова с написанием этой орфограммы в слове.
- тренировка учащихся в написании и проверки парной согласной в середине слова
Задачи:
- Вспомнить понятие парные согласные , уметь их записывать парами.
- Работать над каллиграфией письма.
- Упражняться в определении парного согласного на конце слова. Актуализировать знания 2 класса.
- Вывести правило написания парной согласной в середине слова через самостоятельный поиск .
- Учить применять правило на практике .
- Продолжить работу над формированием умения работать в парах.
- Работать над грамотно построенной речью учащихся.
- Учить детей оценивать работу одноклассников и свою работу на уроке.
Оборудование:
- домик с деревьями, буквы (п, к, т, с, ш, ф),
- буквы(ц, б, л, н, г, р, д, в, ч, ж, з, н, щ, м),
- карточки со словами (фарту…, тра..ка, шка…, ве..ка, гря..ка, ша.., гла.., поло..ка, ро..кий),
- карточки с буквами (п, с),
- карточки со стихотворением,
- проектор и ноутбук (по возможности).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II Эмоциональный настрой
На доске или на слайде (Приложение. Слайд № 1):
Вот книжка на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
– Прочитайте стихотворение. (Приложение. Слайд № 2)
– Какой же урок у нас с вами сейчас?
III. Минутка чистописания
Парные согласные по звонкости и глухости.
IV. Актуализация знаний
а) На доске:
– Буквы играли в прятки. Отгадайте буквы , которые спрятались. (П, К, Т, С, Ш, Ф)
– Запишите их в тетрадь (по 1 разу).
– Что мы знаем об этих буквах? (Обозначают парные согласные, глухие звуки, могут быть мягкими и твёрдыми.)
б) Ниже под каждой буквой напишите им пару.
Проверка у доски: дети выбирают ту букву , которая соответствует. (Приложение. Слайд № 3)
п к т с ш ф б г д з ж в |
ц л б н г р д ч в ж з н щ м |
– Что можно сказать о буквах , написанных в пару? (Согл., парные, звонкие.)
V. Вывод темы урока (Приложение. Слайд № 4)
– О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? (О парных согласных.)
VI. Парная согласная в конце слова
– Что мы знаем о парной согласной? Где мы её можем встретить в слове ?
На доске:
фарту…, тра…ка, шка.., ве..ка, гря ка, ша.., гла…, поло..ка, ро кий
– Прочитайте слова на доске (слова даны на доске и на карточках).
– Что заметили? Какое задание можете предложить.
– На какие две группы можно разделить данные слова? (Орфограммы в конце слова и в начале слова.)
Запишите слова, где орфограмма в конце слова, подберите проверочные слова, т.е. докажите.
Дети самостоятельно выполняют задание, затем осуществляется проверка у доски – дети берут карточку со словом, пишут рядом проверочное слово , объясняют орфограмму, вставляют букву.
(Например: фарту.. – слышим звук к, проверочное слово фартуки, слышим звук к, значит – пишем букву К)
фартук – фартуки;
шкаф – шкафы;
шаг – шаги;
глаз – глаза;
Вывод: Где встретилась орфограмма? Как же мы проверяем парную согласную в конце слова?
На доске (Приложение. Слайд № 5):
Парные согласные – самые опасные!
В слове ты их проверяй –
Рядом букву подставляй!
VII. Физкультминутка
VIII . Объяснение нового материала (Парная согласная в середине слова)
– Вернулись к нашему заданию .Запишем 2-ую группу слов во второй столбик, вставим орфограмму, попробуем доказать.
Задание выполняется аналогично 1 столбику , работа идёт параллельно на доске и в тетради.
травка – трава;
ветка – веточка;
грядка – грядочка;
полоска – полосы;
робкий – робок.
– Где здесь встретилась парная согласная в слове?
– Как же мы здесь её доказывали?
– Сделайте вывод , как же проверить парную согласную в середине слова? (Дети делают вывод.)
– Сравним с выводом учебника страница 99.
Дети читают правило.
– Что же мы можем сказать о нашем выводе? (Он совпал)
IХ. Закрепление полученных знаний, применение правила на практике. Работа с учебником
– Посмотрите на слова второй группы. Какое слово лишнее? Почему? (Робкий – т.к. это – имя прилагательное)
– Какой частью речи являлось проверочное слово? (Кр. прилаг.)
Я предлагаю вам следующее задание на странице103 учебника. Упражнение 197. Прочитаем задание. Подберите к данным словам прилагательные.
– Прочитайте слова про себя.Что вы заметили? (Даны кр. прил, являющиеся проверочными словами).
– Образуем от них прилагательные с парной согласной. Работаем от слова “сладок” до слова “редок” (6 слов).
Дети выполняют работу в тетрадях самостоятельно с последующей проверкой с места.
сладок – сладкий,
узок – узкий,
гибок – гибкий,
ловок – ловкий,
гладок – гладкий,
редок – редкий.
– Какое правило помогло нам при выполнении этого задания? (Приложение. Слайд № 6)
Х. Итог урока
– Что же мы с вами делали ?
– Какие задания нам в этом помогали ?
– Как же проверить парную согласную в середине слова?
XI. Работа в парах
– Вернёмся к началу урока, с чего мы его с вами начали? (Приложение. Слайд № 7) Как это стихотворение связано с нашим уроком?
– Работаем в парах. Возьмите листок с этим стихотворением, какое задание надо сделать? Выполните его зелёной ручкой.
Далее идёт проверка с места или у доски. Дети доказывают, какую букву они вставили.
– Что же важного мы сегодня узнали на уроке?
– Какие знания нам в этом помогли?
– Кто нам сегодня помогал? Кому скажем спасибо?
ХII. Конец урока
На доске или на слайде: МОЛОДЦЫ!