Урок русского языка по теме: "Парная согласная в середине слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • наблюдение над расхождением произношения парной согласной в середине слова с написанием этой орфограммы в слове.
  • тренировка учащихся в написании и проверки парной согласной в середине слова

Задачи:

  • Вспомнить понятие парные согласные , уметь их записывать парами.
  • Работать над каллиграфией письма.
  • Упражняться в определении парного согласного на конце слова. Актуализировать знания 2 класса.
  • Вывести правило написания парной согласной в середине слова через самостоятельный поиск .
  • Учить применять правило на практике .
  • Продолжить работу над формированием умения работать в парах.
  • Работать над грамотно построенной речью учащихся.
  • Учить детей оценивать работу одноклассников и свою работу на уроке.

Оборудование:

  • домик с деревьями, буквы (п, к, т, с, ш, ф),
  • буквы(ц, б, л, н, г, р, д, в, ч, ж, з, н, щ, м),
  • карточки со словами (фарту…, тра..ка, шка…, ве..ка, гря..ка, ша.., гла.., поло..ка, ро..кий),
  • карточки с буквами (п, с),
  • карточки со стихотворением,
  • проектор и ноутбук (по возможности).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II Эмоциональный настрой

На доске или на слайде (Приложение. Слайд № 1):

Вот книжка на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

– Прочитайте стихотворение. (Приложение. Слайд № 2)

– Какой же урок у нас с вами сейчас?

III. Минутка чистописания

Парные согласные по звонкости и глухости.

IV. Актуализация знаний

а) На доске:

– Буквы играли в прятки. Отгадайте буквы , которые спрятались. (П, К, Т, С, Ш, Ф)

– Запишите их в тетрадь (по 1 разу).

– Что мы знаем об этих буквах? (Обозначают парные согласные, глухие звуки, могут быть мягкими и твёрдыми.)

б) Ниже под каждой буквой напишите им пару.

Проверка у доски: дети выбирают ту букву , которая соответствует. (Приложение. Слайд № 3)

п к т с ш ф
б г д з ж в
ц л б н г
р д ч в ж
з н щ м

– Что можно сказать о буквах , написанных в пару? (Согл., парные, звонкие.)

V. Вывод темы урока (Приложение. Слайд № 4)

– О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? (О парных согласных.)

VI. Парная согласная в конце слова

– Что мы знаем о парной согласной? Где мы её можем встретить в слове ?

На доске:

фарту…, тра…ка, шка.., ве..ка, гря ка, ша.., гла…, поло..ка, ро кий

– Прочитайте слова на доске (слова даны на доске и на карточках).

– Что заметили? Какое задание можете предложить.

– На какие две группы можно разделить данные слова? (Орфограммы в конце слова и в начале слова.)

Запишите слова, где орфограмма в конце слова, подберите проверочные слова, т.е. докажите.

Дети самостоятельно выполняют задание, затем осуществляется проверка у доски – дети берут карточку со словом, пишут рядом проверочное слово , объясняют орфограмму, вставляют букву.

(Например: фарту.. – слышим звук к, проверочное слово фартуки, слышим звук к, значит – пишем букву К)

фартук – фартуки;
шкаф – шкафы;
шаг – шаги;
глаз – глаза;

Вывод: Где встретилась орфограмма? Как же мы проверяем парную согласную в конце слова?

На доске (Приложение. Слайд № 5):

Парные согласные – самые опасные!
В слове ты их проверяй –
Рядом букву подставляй!

VII. Физкультминутка

VIII . Объяснение нового материала (Парная согласная в середине слова)

– Вернулись к нашему заданию .Запишем 2-ую группу слов во второй столбик, вставим орфограмму, попробуем доказать.

Задание выполняется аналогично 1 столбику , работа идёт параллельно на доске и в тетради.

травка – трава;
ветка – веточка;
грядка – грядочка;
полоска – полосы;
робкий – робок.

– Где здесь встретилась парная согласная в слове?

– Как же мы здесь её доказывали?

– Сделайте вывод , как же проверить парную согласную в середине слова? (Дети делают вывод.)

– Сравним с выводом учебника страница 99.

Дети читают правило.

– Что же мы можем сказать о нашем выводе? (Он совпал)

IХ. Закрепление полученных знаний, применение правила на практике. Работа с учебником

– Посмотрите на слова второй группы. Какое слово лишнее? Почему? (Робкий – т.к. это – имя прилагательное)

– Какой частью речи являлось проверочное слово? (Кр. прилаг.)

Я предлагаю вам следующее задание на странице103 учебника. Упражнение 197. Прочитаем задание. Подберите к данным словам прилагательные.

– Прочитайте слова про себя.Что вы заметили? (Даны кр. прил, являющиеся проверочными словами).

– Образуем от них прилагательные с парной согласной. Работаем от слова “сладок” до слова “редок” (6 слов).

Дети выполняют работу в тетрадях самостоятельно с последующей проверкой с места.

сладок – сладкий,
узок – узкий,
гибок – гибкий,
ловок – ловкий,
гладок – гладкий,
редок – редкий.

– Какое правило помогло нам при выполнении этого задания? (Приложение. Слайд № 6)

Х. Итог урока

– Что же мы с вами делали ?

– Какие задания нам в этом помогали ?

– Как же проверить парную согласную в середине слова?

XI. Работа в парах

– Вернёмся к началу урока, с чего мы его с вами начали? (Приложение. Слайд № 7) Как это стихотворение связано с нашим уроком?

– Работаем в парах. Возьмите листок с этим стихотворением, какое задание надо сделать? Выполните его зелёной ручкой.

Далее идёт проверка с места или у доски. Дети доказывают, какую букву они вставили.

– Что же важного мы сегодня узнали на уроке?

– Какие знания нам в этом помогли?

– Кто нам сегодня помогал? Кому скажем спасибо?

ХII. Конец урока

На доске или на слайде: МОЛОДЦЫ!