Тип урока: “открытие” нового знания
Основные цели:
- Формировать у учащихся способность к обобщению, доказательству общих утверждений с помощью введения буквенных обозначений, способность к использованию в вычислениях свойства делимости произведения.
- Повторить и закрепить понятие простого и составного чисел; свойства умножения; различные способы нахождения Нод и Нок; решение задач на движение; составление буквенных выражений по тексту задач.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
– Здравствуйте, дети! Сегодня мы продолжим работать над делимостью чисел.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
1. Найдите корни уравнения
36 . (а + 1) = 72
(2 – а) . 42 = 0
3 . (а + 12) = 45
(а – 6) : 16 = 0
1; 2; 3; 6
– Что интересного вы заметили? (Это делители числа 6, числа расположены в порядке возрастания.)
2. Найдите НОД (10; 12)
– НОК (10; 12)
3. Пользуясь определением а = b . c назовите делители произведений:
2 . а, 4 . а, 8 . а
– А какое выражение следующее?
16*а
– Как догадались?
– Используя полученное равенство a = b . c, определите, какие делители есть у произведения 16 . а?
D (16; а) = (16; а; 2; 8; 4)
– Откуда вы взяли 4? (16 делится на 4)
– И что? (Можно заменить 16 = 4 . 4)
4. Математический диктант
– Записать в тетрадь только ответы.
Найдите устно частное от деления на 7:
63
707
7 . 48
35 . 111
– При решении последнего примера фиксируется затруднение. Сделать обоснование.
III. Постановка учебной задачи
– Потребовалось ли для ответа на вопрос вычислять значение произведения 35 . 111? (Нет)
– А как можно разделить произведение на число? (Разделить один множитель, а потом полученный результат умножить на второй множитель.)
– Так легче считать? (Да)
– Итак, цель нашего урока – это применение делимости произведения к решению задач. Дети, а как бы вы назвали тему урока? (Делимость произведения.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
– Сформируйте ещё раз свойство, с которым мы познакомились. (Если одно из двух чисел делится на некоторое число, то их произведение делится на это число.)
На доске выставляется несколько карточек с произведениями:
794 . 299; 6851 . 999; 2699 . 5009
– Известно, что одно из произведений кратно 9, а остальные – нет. Не выполняя вычислений, определите, какое из них делится на 9? (6851*999)
На оборотной стороне карточки написано слово “Молодцы”.
– Откройте учебники на стр. 102 и прочитайте свойство делимости.
V. Первичное закрепление во внешней речи
№ 452 (устно) II столбик
№ 456 (а, б) (устно)
VI. Самостоятельная работа
№ 452 I столбик (в тетрадях ставим “+”, если произведение делится на число и “–”, если не делится на число).
VII. Включение в систему знаний и повторение
№ 461 (Щедрин)
№ 464 1) S = 8 . (5 – 3) = 16 см
2) S = 8 . (5 + 3) = 64 см
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кого вы можете отметить?
– Оцените свою работу на уроке.
Учащимся предлагается заполнить индивидуальную таблицу.
Этап урока |
Выполнил |
Исправил |
№ 452 II столбик | ||
№ 456 (а, б) | ||
Самостоятельная работа | ||
№ 452 I столбик | ||
№ 461 | ||
№ 464 |
IX. Домашнее задание
п. 2.2.1
№ 475
№ 482 (1)