Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся, сформулировать особенности применения графиков в физике.
Домашнее задания к уроку:
1. С помощью графических редакторов построить физические графики
- графики равномерного движения (движения, скорости, ускорения);
- графики равноускоренного движения (движения, скорости, ускорения);
- графики гармонических колебаний (координаты, скорости, ускорения).
2. Придумать вопросы по теме “Применение графиков в физике”
Дидактическая структура урока
- Вступительное слово: Тема урока, цели урока, структура урока
- Предъявление домашнего задания. Какие графические редакторы Вы применяли?
- Запись вопросов на доске.
- Поиск ответов на данные вопросы.
- Решение задач
- Тестирование.
Дидактические материалы:
- Презентация (см. Приложение 1).
- Тест (см. Приложение 2).
ХОД УРОКА
1. Подбери пару.
1 | м· кг·с-2 | Дж |
2 | c-1 | Н |
3 | м2·кг·с-2 | Кл |
4 | м-1·кг·с-2 | Гц |
5 | м2·кг·с-3 | Па |
6 | А·с | Вт |
2. Дай названия формулам
Формула |
Название |
||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
1. Вступление | Выполнение письменной работы, повторение единиц измерения и формул |
||
2. Предъявление домашнего
задания:
|
Анализ домашнего задания | ||
3. Сформулируйте вопросы по
графикам? (Запись вопросов на доске) |
1. Способы представления
функции(словесный, аналитический – формулой,
табличный, графический). 2. Что такое график? (graphikos – начертательный(греч), чертёж наглядно что-то изображающий, это линия, построенная определённым образом в определённой системе координат). 3. График и график функции – это равнозначные понятия? Какое является более общим? (График функции – это линия, дающая цельное представление о характере изменения функции по мере изменения аргумента, каждому значению х соответствует одно и только одно значение y.) 4. К чему относятся диаграммы? (Диаграммы – к графикам, например, диаграмма состояния, диаграмма растяжения материала.) 5. Зачем нужны графики? Как вы представляете параболу? Формулой? Линией? Значениями? (Наглядность, информативность, график-это своеобразная фотография функции.) 6. Какие требования мы предъявляем к графику? Что входит в понятие графика? (Оси координат, их обозначение, единицы измерения, масштаб, точки, название.) 7. Всегда ли вы встречаете числовые значения? (График без числовых значений называется эскизным.) 8. Какие графики встречаются в физике? (Графики движения, скорости, ускорения, изопроцессов, ВАХ….) 9. Может ли график иметь сразу несколько названий? (Изотерма, гипербола, график изотермического сжатия.) 10.Как графики используется в физике? (Результаты эксперимента, сравнение теории и практики, чтение, определение величин заданных явно и неявно, решение задач.) |
||
4. Очень часто графическое решение легче, чем аналитическое. Докажем на примере двух задач. | Решение задач: Задача 1. От движущегося поезда отцепляют последний вагон. Поезд продолжает двигаться с той же скоростью. Сравните пути, пройденные поездом и вагоном к моменту остановки вагона. Ускорение вагона можно считать постоянным. Аналитическое решение. t – время движения; Графическое решение Задача 2. Поезд прошел между станциями путь s=17 км со
средней скоростью vср = 60 км/ч. Решение: S = (t + (t – t1)) * v/2 = (2t – t1) * v/2 – площадь трапеции S = vсрt t = S/vср=17/60 V= |
||
5. Проанализировать графические задания ЕГЭ |
1.Равноускоренному движению соответствует график зависимости модуля ускорения от времени, обозначенный на рисунке буквой
|
||
1. На рисунке представлена зависимость
координаты центра шара, подвешенного на пружине,
от времени. Период колебаний равен:
2. Виток провода находится в магнитном поле, перпендикулярном плоскости витка, и своими концами замкнут на амперметр. Магнитная индукция поля меняется с течением времени согласно графику на рисунке. В какой промежуток времени амперметр покажет наличие электрического тока в витке:
3. На рисунке показан процесс изменения состояния идеального газа. Внешние силы совершили над газом работу, равную 5·104 Дж. Какое количество теплоты отдает газ в этом процессе? Ответ выразите в килоджоулях (кДж). Ответ: _______________. 4. 10 моль идеального одноатомного газа охладили, уменьшив давление в 3 раза. Затем газ нагрели до первоначальной температуры 300 К (см. рисунок). Какое количество теплоты сообщено газу на участке 2 - 3? |
|||
6. Рефлексия | 1. Это был урок повторения, но с
элементами обобщения, получилось ли обобщение,
элементы нового встретились ли? 2. Критические замечания |
||
7. Домашнее задание |