Тема урока: "Графики в физике"

Разделы: Физика


Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся, сформулировать особенности применения графиков в физике.

Домашнее задания к уроку:

1. С помощью графических редакторов построить физические графики

  • графики равномерного движения (движения, скорости, ускорения);
  • графики равноускоренного движения (движения, скорости, ускорения);
  • графики гармонических колебаний (координаты, скорости, ускорения).

2. Придумать вопросы по теме “Применение графиков в физике”

Дидактическая структура урока

  1. Вступительное слово: Тема урока, цели урока, структура урока
  2. Предъявление домашнего задания. Какие графические редакторы Вы применяли?
  3. Запись вопросов на доске.
  4. Поиск ответов на данные вопросы.
  5. Решение задач
  6. Тестирование.

Дидактические материалы:

ХОД УРОКА

1. Подбери пару.

1 м· кг·с-2

Дж

2 c-1

Н

3 м2·кг·с-2

Кл

4 м-1·кг·с-2

Гц

5 м2·кг·с-3

Па

6 А·с

Вт

2. Дай названия формулам

 

Формула

Название

1    
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
9

 
10

 
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Вступление

Выполнение письменной работы, повторение единиц измерения и формул

2. Предъявление домашнего   задания:
  • Какие графические редакторы вы применяли при построении графиков?
  • Что получилось и что не смогли сделать?
  • Что узнали нового?
Анализ домашнего задания
3. Сформулируйте вопросы по графикам?
(Запись вопросов на доске)
1. Способы представления функции(словесный, аналитический – формулой, табличный, графический).

2. Что такое график? (graphikos – начертательный(греч), чертёж наглядно что-то изображающий, это линия, построенная определённым образом в определённой системе координат).

3. График и график функции – это равнозначные понятия? Какое является более общим? (График функции – это линия, дающая цельное представление о характере изменения функции по мере изменения аргумента, каждому значению х соответствует одно и только одно значение y.)

4. К чему относятся диаграммы? (Диаграммы – к графикам, например, диаграмма состояния, диаграмма растяжения материала.)

5. Зачем нужны графики? Как вы представляете параболу? Формулой? Линией? Значениями? (Наглядность, информативность, график-это своеобразная фотография функции.)

6. Какие требования мы предъявляем к графику? Что входит в понятие графика? (Оси координат, их обозначение, единицы измерения, масштаб, точки, название.)

7. Всегда ли вы встречаете числовые значения? (График без числовых  значений называется эскизным.)

8. Какие графики встречаются в физике? (Графики движения, скорости, ускорения, изопроцессов, ВАХ….)

9. Может ли график иметь сразу несколько названий? (Изотерма, гипербола, график изотермического сжатия.)

10.Как графики используется в физике? (Результаты эксперимента, сравнение теории и практики, чтение, определение величин заданных явно и неявно, решение задач.)

4. Очень часто графическое решение легче, чем аналитическое. Докажем на примере двух задач. Решение задач:

Задача 1.

От движущегося поезда отцепляют последний вагон. Поезд продолжает двигаться с той же скоростью. Сравните пути, пройденные поездом и вагоном к моменту остановки вагона. Ускорение вагона можно считать постоянным.

Аналитическое решение.

t – время движения;
v – скорость поезда;
v – начальная скорость вагона.
Для поезда путь равен S = v · t (1)
Для вагона , который движется равнозамедленно
S = v · t – , где a ==
S = v · t – v · t/2 = v · t/2

Графическое решение

Задача 2.

Поезд прошел между станциями путь s=17 км со средней скоростью vср = 60 км/ч.
При этом на разгон в начале движения и торможение перед остановкой он потратил в общей сложности t1=4 мин. Остальное время он двигался с постоянной скоростью v. Чему равна эта скорость?

Решение:


S = (t + (t – t1)) * v/2 = (2t – t1) * v/2 – площадь трапеции

S = vсрt t = S/vср=17/60

V=

5. Проанализировать графические задания ЕГЭ

1.Равноускоренному движению соответствует график зависимости модуля ускорения от времени, обозначенный на рисунке буквой

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

  1. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Период колебаний равен:

1) 2 с;
2) 4 с;
3) 6 с;
4) 10 с.

2. Виток провода находится в магнитном поле, перпендикулярном плоскости витка, и своими концами замкнут на амперметр. Магнитная индукция поля меняется с течением времени согласно графику на рисунке. В какой промежуток времени амперметр покажет наличие электрического тока в витке:

1) от 0 с до 1 с;
2) от 1 с до 3 с;
3) от 3 с до 4 с;
4) во все промежутки времени?

3. На рисунке показан процесс изменения состояния идеального газа. Внешние силы совершили над газом работу, равную 5·10Дж. Какое количество теплоты отдает газ в этом процессе? Ответ выразите в килоджоулях (кДж).

Ответ: _______________.

4. 10 моль идеального одноатомного газа охладили, уменьшив давление в 3 раза. Затем газ нагрели до первоначальной температуры 300 К (см. рисунок). Какое количество теплоты сообщено газу на участке 2 - 3?

6. Рефлексия 1. Это был урок повторения, но с элементами обобщения, получилось ли обобщение, элементы нового встретились ли?
2. Критические замечания
7. Домашнее задание