Учебные занятия в рамках модульной организации учебно-воспитательного процесса могут быть двух видов.
Во-первых, с полной самостоятельной учебной деятельностью ученика по основанию новых знаний.
Во-вторых, с доминирующей рефлексивной деятельностью по сравнению с обучающей деятельностью учителя.
Возможно сочетание, как первого, так и второго варианта. Методика трудового обучения использует модульно-блочную технологию в построении отдельных блоков программы. При этом учитывается законченность темы, ее продолжение в последующих, объем времени, отведенный для каждого учебного модуля программы.
К примеру, в программе предусматривается на изучение отделенных тем по 2 и 4-8 часов. В первом случае урок может быть разработан по второму варианту, именно с рефлексивной деятельностью ученика. В случае 8 часовой темы возможно сочетание как первого, так и второго вариантов.
Формируя блок-модуль содержания теоретического материала и практических работ, учитель:
- выявляет, прежде всего, учебные элементы (УЭ) темы, цели и задачи каждого из них;
- осуществляет разработку мотивационных действий;
- устанавливает связи между УЭ;
- концентрирует внимание на уровнях усвоения учебного материала, на выявление системы учебных умений и навыков, необходимых в каждом модуле;
- разрабатывает алгоритмические предписания формирования знаний и умений (прочти, определи, обрати внимание, сравни, найди, получи задание, обратись к учителю, проверь ответ по шаблону, мотивируй ответ, помни, что ..., почему? и др.);
- предусматривает систему корректирующих и контрольных действий с учетом уровневых целей (синтезированные вопросы, тесты, проверочные работы, самоконтроль, взаимный контроль).
Например, я разработала 2 часовой модуль по теме “материаловедение” “Производство и свойства химических волокон”. Урок организован с полной самостоятельной учебной деятельностью ученика по освоению новых знаний.
После сообщения темы урока, я в ходе беседы подвожу учащихся к самостоятельному определению цели всего занятия.
Затем предлагаю подробно изучить план-схему учебной деятельности на уроке карточка А. И затем ребята самостоятельно работают на уроке.
В конце урока выясняю уровень реализации задач и целей урока (критично оценить свои действия), /находись и исправлять ошибки, анализировать причины возникновения ошибок/. Ребята называют суммарную оценку, анализируют свои достижения и ошибки. Предлагаю назвать основной источник знаний который они использовали на уроке:
- учебник;
- информация, которую предложил партнер;
- информация, которую где-либо прочитали или услышали ранее.
- выясняю у учащихся, какие задания вызвали затруднения, какие наибольший интерес.
Даю общую оценку работы класса.
Диагностический контроль в модульно-блочной технологии рационально проводить с помощью тестов.
Тестовые задания можно разделить на 4 группы:
- Задания с выбором ответа, если в нем даются готовые ответы на выбор.
- Задания без готового ответа. Используемый во время тестирования вписываетответ самостоятельно в отведенное для этого место.
- Задания на установление правильной последовательности действий, технологических операций.
- Задания на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется соотнести с элементами другого.
Разработка тестов для уроков технологии обладает определенными дидактическими особенностями, которые выражается в том, что она ориентирована преимущественно на формирование практических умений и навыков.
В условиях ограниченного количества времени, отводимого для изучения теоретического материала, решить проблему диагностического контроля, его усвоения, без применения тестов весьма сложно.
К одному из важнейших достоинств тестового контроля, можно отнести возможность проверки большого объема разнообразного учебного материала на необходимом заранее определенном уровне, усвоения у большой группы учащихся за сравнительно небольшой промежуток времени.
В процессе выполнения теста внимание фиксируется не на формирование ответов, а на осмысление сути заданий.
Учебный модуль (УМ) - автономный элемент, содержащий определенное значение и предназначенный для использования в учебном процессе.
Начальный УМ - вводный УМ блока модулей. Начальные УМ могут включать либо вводную, либо базовую информацию.
Здесь предусматривается чтение проблемных, установочных, обзорных лекций, которые дают обобщенную информацию по узловым вопросам модуля Базисный УМ - УМ конкретного блока модулей, несущий основополагающие материалы всего блока.
Промежуточный УМ - М, построенный с учетом содержания начальных УМ, но не являющийся заключительным. В промежуточных УМ проводятся практические, лабораторные работы, где в комплексе с лекциями, сообщениями конкретизируется и дополняется изучение нового материала, приобретаются определенные умения и навыки .Порядок I изучения промежуточных УМ может быть либо жестко регламентирован, либо вариативным.
Заключительный - УМ, завершающий изучение конкретного блока модулей. УМ и предназначается для подведения итогов, контроля знаний, умений, навыков всех аспектов за счет включения в него учебного содержания и технологии обучения описание технологического процесса обучения и технологических средств обучения).
Комбинированный:- блок УМ - блок модулей, позволяющий осуществить изучение входящих в него модулей в определенном порядке, допускающий возможность применения вариативных последовательностей изучения зависимых УМ.
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА
В трудовом обучении наиболее часто используется комбинированный тип урока. Примерная схема такого урока в модульно-блочной технологии может быть следующей: Модульное построение комбинированного урока по трудовому обучению. Время -90 мин.
№ УЭ | Название этапа | Дидактическая задача | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся - реальный результат решения задачи. |
0 | Оргмомент. | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Заполняется на каждом этапе по каждому уроку, где указывается: содержание рассказа, объяснения, лекции учителя, вопросов, тестов, работа с учебником, технологически ми картами, наглядными пособиями. | Контролирует подготовку учащихся к уроку (наличие спецодежды, дневника, порядок на рабочем месте). | Заканчивают подготовку к уроку. Полная готовность к уроку класса и оборудования |
1 | Подготовка к восприятию, повторение усвоенных ранее знаний и умений. | Установление правильности и полноты знаний и умений, полученных на предыдущих уроках. | Обеспечивает преемственность в изучении тем программы. Контролирует усвоение изученного материала. | Отвечают на вопросы учителя, работают с карточками-заданиями, технологическими картами, демонстрируют приемы работы инструментом. | |
2 | Мотивация, (целеполагание). Подготовка к основному этапу занятия. |
Обеспечение мотивации и принятие уч-ся цели учебно-познавательной деятельности. | Создает проблемную ситуацию, поисковый режим для подготовки учащихся к восприятию, активизирует опорные знания и умения. | Осознанно и быстро включаются в учебно-познавательную деятельность на основе опорных знаний. | |
3 | Изучение нового теоретического материала. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний | Сообщает технико-технологические сведения для сознательного и качественного усвоения, используя методы: словесные- лекция, беседа, рассказ. Наглядные (иллюстрация, демонстрация), проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический, исследовательский). | Активно слушают объяснение, делают записи в тетрадях, составляют инструкционно- технологические карты или чертежи, работают с учебником. Максимальное использование самостоятельности в получении знаний. | |
4 | Первичное закрепление и коррекция материала. | Установление правильности усвоения и осознанности нового материала, выявление пробелов и коррекция. | Контролирует правильность усвоения нового материала с помощью базисного теста. Ликвидирует типичные ошибки и неверные представления у уч-ся. | Отвечают на вопросы, выполняют предложенные учителем проверочные тесты. Самостоятельно оценивают свои работы. | |
5 | Вводный инструктаж по выполнению практической работы. | Обеспечение усвоения новых знаний и формирование практических умений. | Сообщает содержание работы: объясняет порядок ее выполнения показывает и объясняет приемы выполнения технологической операции дает указание по самоконтролю повторяют правила т.б |
Слушают объяснение, работают с
технологическими картами: выбирают рациональный
ход работы: ознакамливаются с технологическими
картами: знакомятся(повторяют)тб, выполняют
пробное упражнение.
|
|
6 | Практическая работа учащихся. | Формирование ведущих знаний и способов действий (умений) по теме. | Организует и контролирует ход работы,
совершая целевые обходы рабочих мест учащихся;
При этом: проверяет усвоение учащимися начала работы следит за правильными приемами работы, соблюдением т.б. контролирует качество работы, предупреждает (устраняет) брак прививает навыки культуры труда и т.д. |
Вырабатывают умения и навыки правильного выполнения приемов труда, решают технико-технологические задачи, осуществляют самоконтроль, самостоятельное выполнение технологической операции. | |
7 | Подведение итогов практической части урока | Анализ и оценка выполненных работ. | Оценивает работы учащихся, демонстрирует лучшие работы, указывает на допущенные недостатки в ходе выполнения работы. | Анализируют и оценивают свои работы, сверяя их с эталонными образцами. | |
8 | Закрепление, систематизация полученных на уроке знаний, умений. |
Формирование целостной системы ведущих знаний, умений по теме. | Определяет уровень усвоения учащимися новых технико-технологических умений, знаний. Проводит профориентационную работу. | Отвечают на вопросы, тесты, беседуют на темы профориентации. Самостоятельное выполнение заданий с применением полученных знаний. |
|
9 | Анализ (подведение итогов) урока и его оценка. | Анализ и оценка успешности достижения цели. Определение перспективы последующей работы. | Делает общий анализ урока и оценивает его. | Самоанализ и самооценка достигнутого на уроке |