План-конспект урока технологии по теме: "Производство и свойства химических волокон. Сравнительная характеристика натуральных и химических волокон"

Разделы: Технология


Учебные занятия в рамках модульной организации учебно-воспитательного процесса могут быть двух видов.

Во-первых, с полной самостоятельной учебной деятельностью ученика по основанию новых знаний.

Во-вторых, с доминирующей рефлексивной деятельностью по сравнению с обучающей деятельностью учителя.

Возможно сочетание, как первого, так и второго варианта. Методика трудового обучения использует модульно-блочную технологию в построении отдельных блоков программы. При этом учитывается законченность темы, ее продолжение в последующих, объем времени, отведенный для каждого учебного модуля программы.

К примеру, в программе предусматривается на изучение отделенных тем по 2 и 4-8 часов. В первом случае урок может быть разработан по второму варианту, именно с рефлексивной деятельностью ученика. В случае 8 часовой темы возможно сочетание как первого, так и второго вариантов.

Формируя блок-модуль содержания теоретического материала и практических работ, учитель:

  • выявляет, прежде всего, учебные элементы (УЭ) темы, цели и задачи каждого из них;
  • осуществляет разработку мотивационных действий;
  • устанавливает связи между УЭ;
  • концентрирует внимание на уровнях усвоения учебного материала, на выявление системы учебных умений и навыков, необходимых в каждом модуле;
  • разрабатывает алгоритмические предписания формирования знаний и умений (прочти, определи, обрати внимание, сравни, найди, получи задание, обратись к учителю, проверь ответ по шаблону, мотивируй ответ, помни, что ..., почему? и др.);
  • предусматривает систему корректирующих и контрольных действий с учетом уровневых целей (синтезированные вопросы, тесты, проверочные работы, самоконтроль, взаимный контроль).

Например, я разработала 2 часовой модуль по теме “материаловедение” “Производство и свойства химических волокон”. Урок организован с полной самостоятельной учебной деятельностью ученика по освоению новых знаний.

После сообщения темы урока, я в ходе беседы подвожу учащихся к самостоятельному определению цели всего занятия.

Затем предлагаю подробно изучить план-схему учебной деятельности на уроке карточка А. И затем ребята самостоятельно работают на уроке.

В конце урока выясняю уровень реализации задач и целей урока (критично оценить свои действия), /находись и исправлять ошибки, анализировать причины возникновения ошибок/. Ребята называют суммарную оценку, анализируют свои достижения и ошибки. Предлагаю назвать основной источник знаний который они использовали на уроке:

  • учебник;
  • информация, которую предложил партнер;
  • информация, которую где-либо прочитали или услышали ранее.
  • выясняю у учащихся, какие задания вызвали затруднения, какие наибольший интерес.

Даю общую оценку работы класса.

Диагностический контроль в модульно-блочной технологии рационально проводить с помощью тестов.

Тестовые задания можно разделить на 4 группы:

  1. Задания с выбором ответа, если в нем даются готовые ответы на выбор.
  2. Задания без готового ответа. Используемый во время тестирования вписываетответ самостоятельно в отведенное для этого место.
  3. Задания на установление правильной последовательности действий, технологических операций.
  4. Задания на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется соотнести с элементами другого.

Разработка тестов для уроков технологии обладает определенными дидактическими особенностями, которые выражается в том, что она ориентирована преимущественно на формирование практических умений и навыков.

В условиях ограниченного количества времени, отводимого для изучения теоретического материала, решить проблему диагностического контроля, его усвоения, без применения тестов весьма сложно.

К одному из важнейших достоинств тестового контроля, можно отнести возможность проверки большого объема разнообразного учебного материала на необходимом заранее определенном уровне, усвоения у большой группы учащихся за сравнительно небольшой промежуток времени.

В процессе выполнения теста внимание фиксируется не на формирование ответов, а на осмысление сути заданий.

Учебный модуль (УМ) - автономный элемент, содержащий определенное значение и предназначенный для использования в учебном процессе.

Начальный УМ - вводный УМ блока модулей. Начальные УМ могут включать либо вводную, либо базовую информацию.

Здесь предусматривается чтение проблемных, установочных, обзорных лекций, которые дают обобщенную информацию по узловым вопросам модуля Базисный УМ - УМ конкретного блока модулей, несущий основополагающие материалы всего блока.

Промежуточный УМ - М, построенный с учетом содержания начальных УМ, но не являющийся заключительным. В промежуточных УМ проводятся практические, лабораторные работы, где в комплексе с лекциями, сообщениями конкретизируется и дополняется изучение нового материала, приобретаются определенные умения и навыки .Порядок I изучения промежуточных УМ может быть либо жестко регламентирован, либо вариативным.

Заключительный - УМ, завершающий изучение конкретного блока модулей. УМ и предназначается для подведения итогов, контроля знаний, умений, навыков всех аспектов за счет включения в него учебного содержания и технологии обучения описание технологического процесса обучения и технологических средств обучения).

Комбинированный:- блок УМ - блок модулей, позволяющий осуществить изучение входящих в него модулей в определенном порядке, допускающий возможность применения вариативных последовательностей изучения зависимых УМ.

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

В трудовом обучении наиболее часто используется комбинированный тип урока. Примерная схема такого урока в модульно-блочной технологии может быть следующей: Модульное построение комбинированного урока по трудовому обучению. Время -90 мин.

№ УЭ Название этапа Дидактическая задача Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся - реальный результат решения задачи.
0 Оргмомент. Подготовка учащихся к работе на занятии. Заполняется на каждом этапе по каждому уроку, где указывается: содержание рассказа, объяснения, лекции учителя, вопросов, тестов, работа с учебником, технологически ми картами, наглядными пособиями. Контролирует подготовку учащихся к уроку (наличие спецодежды, дневника, порядок на рабочем месте). Заканчивают подготовку к уроку. Полная готовность к уроку класса и оборудования
1 Подготовка к восприятию, повторение усвоенных ранее знаний и умений. Установление правильности и полноты знаний и умений, полученных на предыдущих уроках.   Обеспечивает преемственность в изучении тем программы. Контролирует усвоение изученного материала. Отвечают на вопросы учителя, работают с карточками-заданиями, технологическими картами, демонстрируют приемы работы инструментом.
2 Мотивация, (целеполагание).

Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятие уч-ся цели учебно-познавательной деятельности.   Создает проблемную ситуацию, поисковый режим для подготовки учащихся к восприятию, активизирует опорные знания и умения. Осознанно и быстро включаются в учебно-познавательную деятельность на основе опорных знаний.
3 Изучение нового теоретического материала. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний   Сообщает технико-технологические сведения для сознательного и качественного усвоения, используя методы: словесные- лекция, беседа, рассказ. Наглядные (иллюстрация, демонстрация), проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический, исследовательский). Активно слушают объяснение, делают записи в тетрадях, составляют инструкционно- технологические карты или чертежи, работают с учебником. Максимальное использование самостоятельности в получении знаний.
4 Первичное закрепление и коррекция материала. Установление правильности усвоения и осознанности нового материала, выявление пробелов и коррекция.   Контролирует правильность усвоения нового материала с помощью базисного теста. Ликвидирует типичные ошибки и неверные представления у уч-ся. Отвечают на вопросы, выполняют предложенные учителем проверочные тесты. Самостоятельно оценивают свои работы.
5 Вводный инструктаж по выполнению практической работы. Обеспечение усвоения новых знаний и формирование практических умений.   Сообщает содержание работы:

объясняет порядок ее выполнения

показывает и объясняет приемы выполнения технологической операции дает указание по самоконтролю

повторяют правила т.б

Слушают объяснение, работают с технологическими картами: выбирают рациональный ход работы: ознакамливаются с технологическими картами: знакомятся(повторяют)тб, выполняют пробное упражнение.

 

6 Практическая работа учащихся. Формирование ведущих знаний и способов действий (умений) по теме.   Организует и контролирует ход работы, совершая целевые обходы рабочих мест учащихся; При этом:

проверяет усвоение учащимися начала работы

следит за правильными приемами работы, соблюдением т.б.

контролирует качество работы, предупреждает (устраняет) брак

прививает навыки культуры труда и т.д.

Вырабатывают умения и навыки правильного выполнения приемов труда, решают технико-технологические задачи, осуществляют самоконтроль, самостоятельное выполнение технологической операции.
7 Подведение итогов практической части урока Анализ и оценка выполненных работ.   Оценивает работы учащихся, демонстрирует лучшие работы, указывает на допущенные недостатки в ходе выполнения работы. Анализируют и оценивают свои работы, сверяя их с эталонными образцами.
8 Закрепление, систематизация

полученных на уроке знаний, умений.

Формирование целостной системы ведущих знаний, умений по теме.   Определяет уровень усвоения учащимися новых технико-технологических умений, знаний. Проводит профориентационную работу. Отвечают на

вопросы, тесты, беседуют на темы профориентации. Самостоятельное выполнение заданий с применением полученных знаний.

9 Анализ (подведение итогов) урока и его оценка. Анализ и оценка успешности достижения цели. Определение перспективы последующей работы.   Делает общий анализ урока и оценивает его. Самоанализ и самооценка достигнутого на уроке

Приложение