Проект "Безопасность в ЧС техногенного характера. Медико-тактическая характеристика автотранспортных катастроф" (внеаудиторная работа)

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


Участники проекта:

Гулик Константин Викторович

Гулик Константин Викторович
преподаватель всшей категории

Выпускники отделения "Сестриноское дело": 4 курс, 2 группа, 1 бригада

Выпускники отделения "Сестриноское дело": 4 курс, 2 группа, 1 бригада

Слушатели отделения "Лечебное дело"

Слушатели отделения "Лечебное дело"

Образование – величайшее благо мира, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно.

Р. Киплинг

Одним из приоритетных направлений в решении проблем безопасности жизнедеятельности является обучение населения безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе – и в образовательных учреждениях всех типов.

Анализ причин гибели людей показывает, что в большинстве случаев (более80%) причиной смерти является “человеческий фактор”. Люди погибают, прежде всего из-за незнания и несоблюдения правил безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и норм здорового образа жизни.

Безопасность – это:

  • Наука, которую надо изучать и развивать.
  • Искусство, которое надо постигать.
  • Культура, которую надо воспитывать.

Безопасность означает определённое объективное состояние, заключающееся в отсутствии угрозы, которую субъективно ощущают личности и группы.

Актуальной остаётся проблема обеспечения безопасности на дорогах. Формирование сознательного и законопослушного участника дорожного движения определено Федеральным законом “О безопасности дорожного движения” (принят 10.12.1995 г. №196-Ф3):

Статья 22. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах.

1. “Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.

3. Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включается в соответствующие Государственные образовательные стандарты”.

Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются транспортными средствами.

Наиболее многочисленный – городской автотранспорт, который прочно вошёл в категорию самого опасного. На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта.

  • В мире каждую неделю происходят катастрофы с участием пассажирского автобуса, а иной раз и сразу нескольких автомобилей.
  • Ежедневно в нашей стране происходит более 500 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 600.
  • Ежегодно в России на дорогах гибнут более 30 тысяч человек.

За два месяца 2006 года на территории Мурманской области было зарегистрировано 19 ДТП с участием детей, в которых два несовершеннолетних погибли и 18 получили травмы различной степени тяжести. За прошедшую неделю произошло 13 ДТП, в которых 14 человек получили травмы различной степени тяжести.

При движении автомобиля создаётся сложное взаимодействие элементов (звеньев) системы “водитель – автомобиль – дорога”. С учетом этого изучаются все аспекты, как транспортного процесса, так и ДТП. Звенья системы “водитель – автомобиль – дорога” качественно разные. Автомобиль и дорога характеризуются совокупностью технических данных, выражаемых определенными измерителями. Характеристику работы водителя можно составить с помощью психологических и физиологических методов.

Несмотря на качественное различие звеньев системы, они имеют общую цель – перевезти грузы или пассажиров по заранее намеченному маршруту и в запланированное время с обеспечением их безопасности и сохранности. ДТП можно охарактеризовать как несогласованное взаимодействие звеньев системы “водитель – автомобиль – дорога”. Как правило, происшествия быстротечны: события развиваются за несколько секунд, а иногда и за доли секунды…

Наибольший удельный вес от общего количества ДТП составляют наезды на пешеходов – 78%. Величина социально – экономического ущерба от ДТП в 2002 г. составила в стране 279,1 млрд. рублей. Ущерб только от гибели и ранения людей (181,6 млрд. рублей) и от повреждения транспортных средств в ДТП (58,4 млрд. рублей), сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15% от его величины!

“Стержнем государственной политики в области обеспечения БДД до настоящего времени остается принцип выявления и наказания виновных в ДТП: если виновные установлены и меры к участникам движения приняты, то цикл управления БДД считается законченным”. Такое видение ситуации не предполагает разработки каких-то конструктивных мер. Общественное мнение пассивно взирает на дорожные происшествия: почти каждый раз имеется явный виновник, не раздается никаких протестов.

Безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающего степень защищённости его участников от ДТП и их последствий. В дорожном движении правила для всех должны быть едины. Только при таком условии возможна безопасность для всех участников движения. Россией принята Венская конвенция о дорожном движении (1968г.) дополненная на Европейском соглашении в 1971 году в Женеве. Этот документ способствует установлению единых юридических понятий и терминологии для законодательных актов о дорожном движении.

Закон “О безопасности дорожного движения” и Правила дорожного движения создавались для всех участников дорожного движения: пешеходов, водителей, пассажиров. Поэтому, чем раньше и подробнее студенты узнают о дорожном движении, тем больше гарантии того, что участие в нём будет осознанным и безопасным.

Обучение должно проводиться в детских садах, школах и во всех других общеобразовательных учреждениях. Человек, не обученный Правилам дорожного движения, появись он на дороге как пешеход или как водитель, опасен, так же как и любой нарушитель. Он не только рискует своей жизнью, но создаёт угрозу для жизни других участников движения. Именно первые часы и минуты после возникновения несчастного случая, как правило, являются определяющими в отношении прогноза последующего восстановления здоровья и сохранения жизни пострадавших.

Как только вы приблизились к пострадавшему, постарайтесь успокоить его.

Находитесь на уровне его глаз. Говорите спокойно: “Скажите кто вы такой. Объясните, какие действия вы собираетесь предпринять”. При этом нужно помнить: если пострадавший находится в сознании, оказывать помощь можно только с его согласия – он в праве отказаться от неё; при отсутствии контакта с пострадавшим, можно действовать так, как будто такое согласие получено. Прежде чем начинать оказание помощи, надо поставить диагноз. Травмы при дорожно-транспортных происшествиях, как правило, носят множественный и комбинированный характер. Легкие, поверхностные ушибы и ссадины сочетаются со смертельно опасными повреждениями внутренних органов, переломами костей, и почти все эти случаи - с тяжелыми повреждениями головного мозга. Поэтому, прежде чем начинать оказание помощи, надо дать себе ясный отчет о всех тяжелых травмах, полученных пострадавшим. Расстегивать, снимать, разрезать одежду для диагностики и оказания помощи нужно только там, где она пропитана кровью. В остальных случаях выполнение этих двух задач удаления одежды и обуви не требует. Если при осмотре и обследовании пострадавшего диагноз остается неясным, сомнительным, берется диагноз для данного вида и места повреждения наиболее тяжелый, и в соответствии с ним проводятся все лечебно-профилактические и эвакуационные мероприятия. Прежде, чем начать активные действия по отношению к пострадавшему необходимо осмотреть место происшествия и определить следующее:

1. Наличие опасности для пострадавших и окружающих. Обращайте внимание на наличие источников повышенной опасности (пожар, ядовитые испарения, оголённые электрические провода, наличие дыма, интенсивное дорожное движение и др.). Никогда не подвергайте себя риску, иначе вы можете оказаться в роли второго пострадавшего.

2. При дорожной аварии открытая дверь автомашины иногда говорит о том, что второй пострадавший покинул место происшествия. Если один пострадавший стонет от боли или истекает кровью, вы можете не заметить второго пострадавшего, находящегося без сознания. Легко упустить из вида младенца или маленького ребёнка.

3. Определение способности и готовности окружающих помочь вам в оказании первой помощи. Всегда смотрите, нет ли других пострадавших, и если необходимо, попросите окружающих оказать вам содействие в оказании им помощи. Они могут указать дорогу к месту происшествия, освободить место происшествия от транспорта и любопытных и помочь вам в оказании первой помощи.

Памятка безопасности

Необходимо

Немедленно

Обязательно

Меры безопасности

Алгоритм действия

Правила поведения

1. Сообщить о ДТП – “02”.
2. Оповестить службу спасения – “01”.
3. Определить степень опасности для пострадавших и окружающих.
4. Определить характер происшедшего и количество пострадавших.
5. Определить возможность получения помощи со стороны.
6. Вызвать “Скорую помощь” – “03”.
7. Вывести людей в безопасное место.
1. Использовать “Золотой час” медицины катастроф.
2. Приступить к оказанию первой медицинской помощи.
3. Устранить воздействие травматирующего фактора.
4. Определить степень ориентации и адекватности пострадавшего.
5. Выявить нарушения дыхания и пульса.
6. Выявить наличие ран, ожогов, других травм.
7. Обеспечить транспортировку.
1. Сообщить в службы спасения.
2. Уметь оценить ситуацию.
3. Уметь различать опасность.
4. Оказать помощь.
5. Принимать быстрые решения.
6. Сохранять самообладание и самоконтроль.
7. Определять и знать свои возможности.

Приложение 1

Приложение 2