Открытый урок по теме: "Жизнь пресного водоема" (предмет "Окружающий мир"). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использование природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. Уровень ее во многом определяется качеством экологического образования и воспитания. Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.

В своем уроке по теме “Жизнь пресного водоема” познакомила учащихся с разнообразием обитателей пресного водоема, мы рассматривали примеры нарушений сообщества водоема, формулировали правила, направленные на охрану его обитателей. Для активизации познавательной активности детей на уроке используются индивидуальные и групповые формы работы, методы эвристической беседы, решение проблемно-поисковых задач, инсценировки. Особое место на уроке занимает экологическая задача, решение которой вызывает у детей неподдельный интерес.

Предмет: Окружающий мир. 4 класс.

Цели:

1. Познакомить учащегося с разнообразием обитателей пресного водоема, связями между ними.

2. Рассмотреть примеры нарушений сообщества водоема, вызываемые человеком.

3. Сформировать правила, направленные на охрану обитателей водоема.

Оборудование: учебные таблицы, раздаточный материал, учебник А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” 4 класс, перфокарты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (тест).

- Вспомним, что называется водоемом?

1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой.
водоем 2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом.
3. Это хранилище воды.

- Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (река, исток, устье)
Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зеленая. (озеро)

Какие бывают озера?

3. Объяснение нового материала.

- Тема нашего урока: Жизнь пресного водоема. Мы сегодня познакомимся с растительным и животным миром пресного водоема.

- Когда приходишь к водоему в теплое время года, видишь только некоторых его обитателей.

Всех увидеть невозможно!

- А почему в водоеме много разнообразных обитателей? (многие могут найти себе пищу и убежище)

- А почему водоем называют природным сообществом? (в водоеме совместно обитают разнообразные живые существа, они связаны между собой)

а) План: (детям предлагается план урока, согласно которому будет идти работа)

  1. Растения.
  2. Животные.
  3. Микробы.
  4. Если вмешивается человек. (как люди могут нарушить природные равновесия в водоеме)

- Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?

- плавники

- жабры

- перепонки на лапах

- длинные ноги, клюв

- защитную окраску

- обтекаемую форму тела

б) Мозаика

- На поверхности воды можно увидеть одно из самых красивых растений.

Кувшинки и блюдца
Не тонут и не бьются. (белые кувшинки)

Ученики собирают лилию из разрезанных частей (мозаика)

- Чем интересны кувшинки?

У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера.

Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.

Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.

- Что вы можете добавить относительно охраны этого растения? (оно занесено в Красную книгу)

- Сформулируйте правило поведения у водоема, соответствующее этому знаку.

в) Работа в группах.

- У прибрежной части низкого заболоченного берега можно найти осоку, рогоз, камыш.

Работа в группах. (в учебнике панорама стр.193)

- Перечислите, назовите растения водоема.

- Глядя на растения, вы сейчас должны найти отличие и общее сходство у этих растений.

название сходство различие
Рогоз

Тростник

(осока)

Камыш

Это крупные, высокие травянистые растения, растущие у берега, с длинными жесткими листьями, корни прикреплены ко дну водоема, цветки невзрачные Стебли с коричневатыми бархатистыми початками.

Листья острые, режущие.

- Вывод: общее: все растения прикреплены корнями ко дну, имеют высокие стебли с длинными жесткими листьями.

отличие: одни растения цветут, а другие – не цветут.

г) Работа с учебником.

- Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных)

Между растениями и животными водоема существует тесная связь.

- Название, каких животных водоема говорят об их жизни в воде? (водомерка, жук водолюб, жук плавунец, прудовик)

д) Животный мир водоема.

- Догадайся по описанию, о ком идет речь?

? По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка)

Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.

- Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)

? Сама ползет,
На себе свой дом везет. (улитка)

- Какие улитки встречаются в водоеме?

- Чем защищено их тело?

- Какую пользу приносят улитки?

- Ребята, у кого дома есть аквариум?

- Зачем в аквариумы заводят труженицу улитку? (улитка очищает воду в аквариуме)

? Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак)

Сформулируйте правила поведения у водоема согласно этому знаку.

- Экологическая задача

1, 2 группы: - Почему помутнело озеро?

3, 4 группы: - Почему заболели рыбы?

- Ребята, вы молодцы! Это тоже могло быть причиной помутнения озера, но давайте откроем учебник и прочитаем правильный ответ. (учебник стр.197-199)

Вывод: Экологические задачи убеждают, что в водоеме нет ненужных обитателей.

Раки и моллюски играют свою роль в жизни водоема.

? Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло.

е) Физкультминутка.

На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!

Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.

- Какую пользу приносят лягушки?

? Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.

- Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?

Стрекоза и ее личинки очень прожорливые хищники.

Сценка: “Стрекоза и улитка”

- Эй, стрекоза, ты не видела водяного чудища, страшного да безобразного?

- Это я и есть.

- Ну, как бы не так. Ты красивая, легонькая, порхаешь, как вертолетик. А то чудище еле ползало.

- И все равно это я была. Два года я в некрасивой шкурке сидела, ваши насмешки терпела. А сегодня не выдержала, взяла, да и из себя вышла.

Сформулируйте правило поведения у водоема в соответствии с этим знаком.

У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми, головастиками.

Сценка: “Чем дышит плавунец”

- Ай, жук-плавунец помер! Глядите, глядите, вниз головой на воде плавает. Один хвостик маленький наружу!

- Ничего я не помер.

- А зачем ты вниз головой подвесился?

- Я подышать вылез.

- Подышать? Чем же ты дышишь-то?

- А что выставил наружу, тем и дышу. Вот так!

4. Закрепление знаний.

а) Исправь ошибки в тексте. (работа в группах)

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы, а по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски, прудовики и катушки. (обратная связь осуществляется через показ светофоров)

- Как приспособились птицы, живущие у водоемов в добывании пищи?

Составьте 1-2 схему цепей питания, характерных для птиц. (на доске составляем 1 схему питания)

- Кто внимательно слушал, о ком мы не поговорили, согласно нашему плану?

б) Укажи стрелочками, что к чему приводит:

1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий. а) начинают образовываться болота
2. Выловили двустворчатых моллюсков. б) в воду поступает кислород для дыхания рыб
3. Все озеро заросло камышами, тростником, стрелолистами, водорослями. в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные
4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду. г) вода стала мутной в водоеме

5. Домашнее задание.

Подумать дома, можно ли построить воздушный замок под водой?

6. Итог урока.

- Сегодня, ребята, мы с вами подробно познакомились с пресным водоемом и его обитателями и растительным миром.

- Какой можно сделать вывод?