Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использование природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. Уровень ее во многом определяется качеством экологического образования и воспитания. Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
В своем уроке по теме “Жизнь пресного водоема” познакомила учащихся с разнообразием обитателей пресного водоема, мы рассматривали примеры нарушений сообщества водоема, формулировали правила, направленные на охрану его обитателей. Для активизации познавательной активности детей на уроке используются индивидуальные и групповые формы работы, методы эвристической беседы, решение проблемно-поисковых задач, инсценировки. Особое место на уроке занимает экологическая задача, решение которой вызывает у детей неподдельный интерес.
Предмет: Окружающий мир. 4 класс.
Цели:
1. Познакомить учащегося с разнообразием обитателей пресного водоема, связями между ними.
2. Рассмотреть примеры нарушений сообщества водоема, вызываемые человеком.
3. Сформировать правила, направленные на охрану обитателей водоема.
Оборудование: учебные таблицы, раздаточный материал, учебник А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” 4 класс, перфокарты.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний (тест).
- Вспомним, что называется водоемом?
1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой. | |
водоем | 2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом. |
3. Это хранилище воды. |
- Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные)
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море. (река, исток, устье) |
Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зеленая. (озеро) |
Какие бывают озера?
3. Объяснение нового материала.
- Тема нашего урока: Жизнь пресного водоема. Мы сегодня познакомимся с растительным и животным миром пресного водоема.
- Когда приходишь к водоему в теплое время года, видишь только некоторых его обитателей.
Всех увидеть невозможно!
- А почему в водоеме много разнообразных обитателей? (многие могут найти себе пищу и убежище)
- А почему водоем называют природным сообществом? (в водоеме совместно обитают разнообразные живые существа, они связаны между собой)
а) План: (детям предлагается план
урока, согласно которому будет идти работа)
- Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?
- плавники
- жабры
- перепонки на лапах
- длинные ноги, клюв
- защитную окраску
- обтекаемую форму тела
б) Мозаика
- На поверхности воды можно увидеть одно из самых красивых растений.
Кувшинки и блюдца
Не тонут и не бьются. (белые кувшинки)
Ученики собирают лилию из разрезанных частей (мозаика)
- Чем интересны кувшинки?
У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера.
Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.
Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.
- Что вы можете добавить относительно охраны этого растения? (оно занесено в Красную книгу)
- Сформулируйте правило поведения у водоема, соответствующее этому знаку.
в) Работа в группах.
- У прибрежной части низкого заболоченного берега можно найти осоку, рогоз, камыш.
Работа в группах. (в учебнике панорама стр.193)
- Перечислите, назовите растения водоема.
- Глядя на растения, вы сейчас должны найти отличие и общее сходство у этих растений.
название | сходство | различие |
Рогоз Тростник (осока) Камыш |
Это крупные, высокие травянистые растения, растущие у берега, с длинными жесткими листьями, корни прикреплены ко дну водоема, цветки невзрачные | Стебли с коричневатыми бархатистыми
початками. Листья острые, режущие. |
- Вывод: общее: все растения прикреплены корнями ко дну, имеют высокие стебли с длинными жесткими листьями.
отличие: одни растения цветут, а другие – не цветут.
г) Работа с учебником.
- Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных)
Между растениями и животными водоема существует тесная связь.
- Название, каких животных водоема говорят об их жизни в воде? (водомерка, жук водолюб, жук плавунец, прудовик)
д) Животный мир водоема.
- Догадайся по описанию, о ком идет речь?
? По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка)
Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.
- Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)
? Сама ползет,
На себе свой дом везет. (улитка)
- Какие улитки встречаются в водоеме?
- Чем защищено их тело?
- Какую пользу приносят улитки?
- Ребята, у кого дома есть аквариум?
- Зачем в аквариумы заводят труженицу улитку? (улитка очищает воду в аквариуме)
? Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак)
Сформулируйте правила поведения у водоема согласно этому знаку.
- Экологическая задача
1, 2 группы: - Почему помутнело озеро?
3, 4 группы: - Почему заболели рыбы?
- Ребята, вы молодцы! Это тоже могло быть причиной помутнения озера, но давайте откроем учебник и прочитаем правильный ответ. (учебник стр.197-199)
Вывод: Экологические задачи убеждают, что в водоеме нет ненужных обитателей.
Раки и моллюски играют свою роль в жизни водоема.
? Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло.
е) Физкультминутка.
На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!
Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.
- Какую пользу приносят лягушки?
? Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.
- Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?
Стрекоза и ее личинки очень прожорливые хищники.
Сценка: “Стрекоза и улитка”
- Эй, стрекоза, ты не видела водяного чудища, страшного да безобразного?
- Это я и есть.
- Ну, как бы не так. Ты красивая, легонькая, порхаешь, как вертолетик. А то чудище еле ползало.
- И все равно это я была. Два года я в некрасивой шкурке сидела, ваши насмешки терпела. А сегодня не выдержала, взяла, да и из себя вышла.
Сформулируйте правило поведения у водоема в соответствии с этим знаком.
У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми, головастиками.
Сценка: “Чем дышит плавунец”
- Ай, жук-плавунец помер! Глядите, глядите, вниз головой на воде плавает. Один хвостик маленький наружу!
- Ничего я не помер.
- А зачем ты вниз головой подвесился?
- Я подышать вылез.
- Подышать? Чем же ты дышишь-то?
- А что выставил наружу, тем и дышу. Вот так!
4. Закрепление знаний.
а) Исправь ошибки в тексте. (работа в группах)
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы, а по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски, прудовики и катушки. (обратная связь осуществляется через показ светофоров)
- Как приспособились птицы, живущие у водоемов в добывании пищи?
Составьте 1-2 схему цепей питания, характерных для птиц. (на доске составляем 1 схему питания)
- Кто внимательно слушал, о ком мы не поговорили, согласно нашему плану?
б) Укажи стрелочками, что к чему приводит:
1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий. | а) начинают образовываться болота |
2. Выловили двустворчатых моллюсков. | б) в воду поступает кислород для дыхания рыб |
3. Все озеро заросло камышами, тростником, стрелолистами, водорослями. | в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные |
4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду. | г) вода стала мутной в водоеме |
5. Домашнее задание.
Подумать дома, можно ли построить воздушный замок под водой?
6. Итог урока.
- Сегодня, ребята, мы с вами подробно познакомились с пресным водоемом и его обитателями и растительным миром.
- Какой можно сделать вывод?