Цели:
- углубление знаний о движениях земной коры;
- развитие представления о формировании рельефа и его взаимосвязи с движениями земной коры;
- привитие навыков грамотного пересказа, умения находить закономерности в природе;
- воспитание любознательности.
Оборудование:
- физическая карта полушарий,
- атласы,
- картины,
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
- Чтобы начать изучение данной темы, я прошу вас вернуться назад и открыть с.52 учебника и попробовать выделить главное из написанного.
(В одних местах породы погружаются, изменяются, а в других поднимаются вместе с земной корой и разрушаются. Разрушенный материал выносится реками в понижения рельефа, в море и океаны, туда, где происходит их погружение. Так на Земле происходит круговорот горных пород.)
- Молодцы! А теперь ответьте в процессе чего происходит этот круговорот?
(В процессе движений)
- Но достаточны ли ваши знания о движениях земной коры? (Нет). Поэтому необходимо их углубить, расширить, чтобы понять, как образуются различные формы рельефа.
Итак, сегодня мы с вами изучаем тему “Движения земной коры”.
II. Изучение новой темы
(Вывешивается картина, изображающая горизонтальное залегание горных пород)
- Что вы видите? Как залегают горные породы? (Горные породы залегают горизонтально). Эти породы в основном представлены песчаниками, известняками, в них остались остатки раковин, ракушек древних морских животных. Откуда они здесь оказались? Что здесь раньше было?
(наверное, здесь было море)
- Внимательно послушайте сообщения ваших товарищей и ответьте на их вопросы.
1-й ученик: На берегах Скандинавского полуострова на высоте 125-170 м над уровнем моря можно видеть пески и глины с остатками морских раковин? Объясните, почему они здесь оказались?
(Здесь происходит поднятие)
2-й ученик: Население Нидерландов уже почти тысячу лет вынуждено защищать обжитые земли от постепенно наступающего моря. Длинные, высотой до 25 м дамбы и плотины тянутся вдоль берега моря более чем на 18000 км. Ребята, что здесь происходит?
(Здесь происходит опускание)
- Действительно эти два случая говорят нам о ... продолжайте.
(о том, что для земной коры характерны поднятия и опускания, т.е. колебательные движения)
- В каком направлении происходят эти движения? (В вертикальном)
Записывайте в тетрадях:
Поднятия опускания сжатие растяжение
- Идем дальше (Вывешивается картина, изображающая беспорядочное расположение горных пород)
- Как залегают горные породы? (Беспорядочно, смяты в складки)
- А как образуются складки? (При сжатии или растяжении)
Опыт :Берем лист бумаги, на столе сжимаем ладонью
- В каком направлении происходят эти движения? (В горизонтальном)
- Дописываем схему.
- Все эти движения происходят медленно, незаметно. Но бывает так, что движения могут быть быстрыми, кратковременными. О чем идет речь?
Правильно о землетрясениях. Представьте себе картину землетрясения, расскажите о нем, используя то, что вы читали, видели в кино или слышали и записывайте в тетрадях, где они происходят.
(Рассказы учеников с заранее подготовленными дома выступлениями)
- Теперь рассмотрим как происходит землетрясение. (Вывешивается картина) Что здесь главное? (Очаг) Как он образуется? Что написано о нем в учебнике на с.60 (читают)
- От него распространяется сейсмическая волна. Где наибольшие разрушения? (в эпицентре) Почему? (находится над очагом)
Силу землетрясения измеряют с помощью прибора – сейсмографа, в баллах: от 1 до 12 – слабые – в 1-2 балла не ощущаются человеком, в 5-6 баллов – легкие повреждения зданий, трещины в земле, землетрясения в 9 баллов разрушают здания, большие трещины в земле, обвалы в горах. Самые сильные разрушения – в 11-12 баллов.
Практическая часть
Задание:
1. Выписать из учебника новые географические термины и объяснить – что это такое? (грабен, горст, очаг, эпицентр, сейсмограф, сейсмолог)
2. Выяснить по карте в каких местах земного шара происходят и возможны землетрясения.
IV. Закрепление изученного
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Отчего происходят землетрясения?
- Можно ли предотвратить землетрясения?
V. Самооценка учащихся