Цель: Расширение и углубление представления о методах решения иррациональных уравнений.
I. Вступление:
Определение иррационального уравнения
Методы решения иррациональных уравнений (возведение обеих частей в одну и ту же степень, введение новых переменных).
II. Рассмотрение новых методов решения иррациональных уравнений.
1. Метод возведения обеих частей в одну и ту же степень
№1.
.
Если в уравнении несколько радикалов, то
уравнение приходится возводить в степень
неоднократно. В этом случае обычно один из
радикалов уединяют, т. е. располагают в одной из
частей уравнения, а всё остальное переносят в
другую частью. ![]()
,
(посторонний корень)
Ответ: 2.
Мы выполнили проверку, т. к. возведение обеих
частей уравнения в одну и ту же степень может
привести к появлению посторонних корней, потому,
например, что неверное равенство при возведении
в квадрат может дать верное неравенство
(н.), но
при возведении в квадрат получим
(в.)
№2.
.
Возведём обе части уравнения в куб.

![]()
или ![]()
.
Подстановкой найденных значений х в данное уравнение убеждаемся, что его корнем является только х = -0,5.
Ответ: -0,5.
Замечание! При возведении в куб в первый раз мы
получаем равносильное уравнение. Однако
дальнейшая замена выражения
на
выражение
могла привести к появлению постороннего
корня, что показала проверка.
2. Метод введения новых переменных
Ещё один из способов избавиться от радикалов – ввести новую переменную.
№3.
.
Уединим корень в правую часть.
,
сравнив выражения в левой части и под знаком
радикала, заметим
,
пусть
,
, тогда
, имеем
.
Проверим их
Ответ: ![]()
Умение удачно ввести новую переменную приходит не сразу. Удачный выбор новой переменной делают уравнение более прозрачным. Поэтому нет смысла торопиться начинать преобразовывать, сначала лучше убедиться в том, нельзя ли уравнение записать проще, введя новую переменную.
№4.
.
Пусть
,
.
,
возведём обе части в квадрат.
,
,
,
.
Проверка показывает, что
– посторонний корень.
Получим:
. 
Ответ:
.
3. Метод оценки или использования области значений функции
№5.
.
то
следовательно,
т.е. данное уравнение не имеет
смысла.

Ответ: ![]()
№6.
.
Перепишем его так:
.
следовательно,
получим
![]()
Ответ: ![]()
№7.
.
Избавимся от иррациональности в знаменателях дробей левой части уравнения, получим
.
После возведения в квадрат обеих частей получим
![]()
Левая часть в своей области определения >0, следовательно , корней нет.
Ответ: ![]()
4. Функционально-графический метод
№8.
.
1) Рассмотрим функцию
Найдём
Знаки
видны
на рисунке 1.
Получим, что х = 0, х = 3 – точка минимума, х = 1 – точка максимума.

График функции
изобразим схематично (рисунок 2).

Заметим, что
.
2) Рассмотрим функцию
.
Преобразуем её:
.
Заметим, что
.
3) Так как
, то заданное уравнение сводится к системе
уравнений:

Оба этих уравнения, как мы уже отметили,
обращаются в верное равенство при
. Это
единственный корень уравнения.
Ответ: 3.
5. Векторный метод
№9. ![]()
Найдём ОДЗ:
.
Пусть
, то
,
2, т. е.
. Так как
, где
– угол
между векторами u и v, то
, следовательно,
и
–
коллинеарны, поэтому соответствующие координаты
пропорциональны:

![]()
![]()
х = 1,44, ![]()
Ответ: 1,44.
6. Прямое использование ОДЗ
№10.
.
Нахождение ОДЗ в этом уравнении представляет собой достаточно трудоёмкую работу (попробуйте!) и совершенно ненужную задачу. Возведём обе части в квадрат:
,
,
,
(посторонний
корень).
Ответ: 1.
№11. ![]()
В этом уравнении нахождение ОДЗ приносит несомненную пользу.

Графически переменные можно видеть на рисунке 3.
Используя числовую прямую, выясним, что ОДЗ состоит из х = 0 и х = 1. Проверка показывает, что х = 0 – посторонний корень.
Ответ: 1.

Итак, лучше искать ОДЗ или делать проверку? Истина, как всегда, посередине.
7. Метод мажорант
№12.
.
Преобразуем подкоренные выражения, выделив полный квадрат, тогда

![]()
Значение левой части
, значение правой части
.
Равенство при условии, что обе части равны 5 при
одном и том же значении х.

х = -1. Проверим и убедимся в том, что х = -1 – корень уравнения.
Ответ: -1.
8. Преобразование выражения
№13.
ОДЗ
.

или
.
Решение стандартно. ![]()
Ответ: -1; 0; 3.
9. Использование монотонности функции
№14.
.
ОДЗ
,
.
Левая часть уравнения – сумма убывающих
функций, а правая – возрастающая функция,
следовательно, уравнение имеет единственный
корень. Так как
, то
. Подберём х, он равен 7.
Ответ: 7.
Обзор “новинок”
№ 15.
ОДЗ ![]()
![]()
x+3=0 или x+3=3x-9
x=3 (не удовлетворяет) x=6
Если
, то ![]()

Ответ: -6; 6
№ 16. ![]()
![]()
5 - 2cos2x > 0, 2 - cos2,5x > 0, при всех X R
7 – 3cos2,5x = 4;
cos2,5x = 1, x = 4/5 n, n Z
Ответ: 4/5 n Z
№ 17. ![]()
,
Ответ: -1.
№ 18.
ОДЗ ![]()
Ответ: -П; П
III. Выводы
IV. Домашнее задание. Разобрать решения этих уравнений, решить их самостоятельно и свериться.