Тип: урок нового материала.
Технология: на проблемной основе.
Цели:
1) уточнение знаний об органах дыхания, знакомство с процессом газообмена в лёгких;
2) развитие познавательной активности;
3) воспитание чувства коллективизма.
Задачи:
1) формирование собственного опыта исследования;
2) развитие умения работать с текстом;
3) совершенствование умения делать обобщения, выводы, аргументировать свои ответы.
Оборудование: кроссворд “Органы дыхания”, карточки с изображением пылесоса, печки, сторожевого поста, метлы, телевизора, таблица “Органы дыхания”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Настрой на урок.
- Вдохните глубоко и свободно и вы почувствуете бодрость и прекрасное самочувствие.
2. Сообщение темы, целей урока.
II. Работа над пройденным материалом.
Задание №1: Разгадать кроссворд
1. Какое движение должен сделать человек, чтобы набрать воздуха в лёгкие? (вдох)
2. Что вместе с воздухом попадает в нос? (пыль)
3. Куда попадает воздух из носа? (в трахею)
4. Что защищает наш организм от воды, ветра, жары и холода? (кожа)
5. Чем человек втягивает воздух? (носом)
6. Что защищает лёгкие от пыли? (бронхи)
7. Какой орган находится в грудной клетке? (лёгкие)
- Какое слово у нас получилось по горизонтали? (дыхание) .
Задание №2: Показать по таблице все органы дыхания.
Задание №3: Поработать в группах и вспомнить ранеизученный материал об органах дыхания.
1 группа. Нос.
- Какие машины и сооружения умещаются в нашем носу? (выбор ответов по карточкам, где изображены: пылесос, печка, сторожевой пост, метла, телевизор) . Доказать.
2 группа. Трахея.
- Вспомнить и рассказать о хитром устройстве трахеи.
3 группа. Бронхи.
- Вспомнить и рассказать для чего нужны бронхи.
4 группа. Кожа.
- Почему в нашем кроссворде появилось это слово? Какое отношение кожа имеет к дыханию?
5 группа. Лёгкие.
- Вспомнить и рассказать для чего нужны лёгкие?
(Дети в группах обсуждают свои задания и проблемные вопросы, выбирают выступающего. Заслушивается каждая группа) .
III. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, а сколько времени может человек прожить без воздуха, не дышать? (высказывания детей)
- Давайте проведём опыт. (У доски несколько учащихся по команде делают глубокий вдох и задерживают дыхание. Учитель засекает время) .
- Все люди разные, у каждого свои возможности.
Это интересно:
- ныряльщики за жемчугом могут пробыть под водой до 4 минут;
- спортивный рекорд нахождения под водой равен 5 минутам 24 секундам;
- а вот бобры могут задерживать дыхание на 15-30 минут под водой;
- а киты до 1 часа.
- Давайте проведём опыт. Посчитайте, сколько дыхательных движений вы делаете в спокойном состоянии за 1 минуту (песочные часы) .
Физминутка.
Динамическая пауза на основе стихов А. Барто об игрушках: “Зайка”, “Бычок”, “Самолёт”, “Мяч”. (дети повторяют стихи, изображая героев)
- А теперь посчитаем сколько дыхательных движений вы делаете за 1 минуту после физминутки?
- Почему больше? (ответы детей)
- Мы вернёмся к этому проблемному вопросу в конце урока и увидим, кто же оказался прав.
На доске:
состав воздуха:
- кислород
- азот
- углекислый газ
- Какой компонент состава воздуха необходим живым организмам для дыхания? (кислород)
- Лёгкие расчленены на множество мельчайших мешочков – альвеол (они похожи на кисть винограда) . Лёгкие пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами – капиллярами. Через капилляры в лёгкие поступает кровь, бедная кислородом и содержащая большое количество углекислого газа. В лёгких кровь отдаёт углекислый газ и забирает кислород, который несёт всем органам.
- Как же происходят вдохи и выдохи? При вдохе увеличивается объём грудной клетки, лёгкие расправляются, увеличивается их объём, и воздух заполняет их. А при выдохе, грудная клетка сжимается, сжимаются лёгкие и выдавливают углекислый газ.
- Давайте измерим грудную клетку при вдохе и выдохе (один ученик выходит к доске, учитель выполняет измерения при помощи метра)
- А теперь обратимся к учебнику и прочитаем на стр. 38 “Какую работу выполняют лёгкие?”
IV. Закрепление нового материала (возврат к проблемному вопросу) .
- Почему же во время физических упражнений количество дыхательных движений увеличивается?
V. Итог урока.
Как происходит газообмен в лёгких?
VI. Домашнее задание: с 37-39.