Урок-конспект по русскому языку во 2-м классе на тему: "Части речи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепить и обобщить знания детей о частях речи.
  • Развивать познавательный интерес к предмету, орфографическую зоркость, речевые умения, память, мышление, внимание. Работать над развитием устной и письменной речи.
  • Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы, картины, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

На уроке продолжаем красиво писать, думать и рассуждать.

ІІ. Минутка чистописания.

Записать строчные буквы в одну строку.

а) Назовите и запишите парную согласную буквы “ф”.

б) Какая буква в алфавите стоит перед буквой “п”?

в) Назовите букву, которая обозначает звуки [л], [л']. Запишите.

г) Какой звук чаще звучит в скороговорке? Обозначьте его буквой.

Семь суток сорока старалась, спешила. Себе сапоги сыромятные сшила.

- Прочитайте записанные буквы. Что у вас получилось? (слово)

ІІІ. Закрепление и обобщение полученных знаний.

Сообщение темы урока.

- Из чего состоит наша речь?

- А из чего состоят предложения?

- В русском языке слов очень много. Чем они отличаются друг от друга?

- У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы. Другие их признаки, третьи – действия.

1) Коллективная работа.

- Прочитайте слова, записанные на доске. На какие три группы можно их разделить? Что нужно сделать, чтобы определить часть речи.

(Дети записывают слова на доске в три столбика)

Слова для работы: Тают, яркое, весна, наступила, ручьи, светит, звонкие, почки.

- Докажите, что слова первого столбика – имена существительные; второго – имена прилагательные; третьего – глаголы.

Открываются таблицы-опоры.

Имя существительное

кто? что?

предмет

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

признак предмета

Глагол

что делает?  что сделал? что будет делать?

действие предмета

- Цель нашего урока повторить все, что мы знаем об этих частях речи.

2) – Прочитайте еще раз записанные слова. О каком времени года они нам рассказывают? (о весне)

- Весна – прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

- На доске висит картина, что на ней изображено, мы не знаем. Но в конце нашего урока мы сможем это увидеть. Для этого вы должны мне помогать.

3) Выборочное комментированное списывание. Повторение об имени существительном.

- Прочитайте стихотворение, записанное на доске. О чем оно? Найдите и выпишите все имена существительные.

- Вспомните, на какой вопрос они отвечают.

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревает,
Топит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая,
И ручьями слезы льет.

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?

- Какие имена существительные отвечают на вопрос что? Приведите примеры.

Открывается 1 часть картины. (Приложение №1)

4) Повторение о глаголах. Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.

Учащиеся должны, внимательно прослушав, назвать глаголы.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось.
Все гонит зиму вон,-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

- Докажите, что назвали глаголы.

Индивидуальная работа по карточкам, разным по сложности.

Задание: в данном тексте подчеркнуть все глаголы.

Открывается 2 часть картины (Приложение №2)

Физ. минутка.

Наши ранние цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

5)Повторение об именах прилагательных.

- Но весна к нам приходит не одна, а со своими друзьями. Отгадайте, что это?

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

(подснежник)

- Подснежник – первый весенний цветок. А какие еще весенние цветы вы знаете?

- В апреле появляются мать-и-мачеха, голубая пролеска, медуница, хохлатка, ветреница и другие цветы.

- Посмотрите на картину. Это подснежник.

(на доске картинка с изображением подснежника)

- Составьте предложение о подснежнике. (дети называют свои предложения)

6) Списать предложение. Подчеркнуть имена прилагательные, доказать выбор. Выписать слова, помогающие охарактеризовать подснежник.

Ранний весенний цветок – нежный подснежник.

- Ребята, очень трудно представить нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях в садах и парках цветут разные растения. Люди спешат рвать цветы, собирать их в букеты. А стоит ли губить цветы из-за нескольких дней красоты? Нет! Ведь не даром в говорят: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу”.

Давайте не будем срывать полевые, луговые, лесные цветы. Пусть они радуют своим ароматом и ярким нарядом. Если мы будем заботиться о природе, мы станем добрее.

Открывается 3 часть картины. (Приложение №3)

7) Запись предложения под диктовку. Объяснить орфограммы. В первом предложении подчеркнуть грамматическую основу, во втором определить, какими частями речи выражены слова в предложении.

Пришла теплая весна. Тает последний снег.

- О каком времени года мы сегодня говорили на уроке? Посмотрите, какая красивая картина весны у нас получилась.

Картина открывается полностью. (Приложение №4)

ІV. Подведение итога урока.

- Что мы сегодня на уроке повторяли?

- Какая часть речи обозначает признаки предметов?

- Слова, какой части речи отвечают на вопросы что делает? что сделает? что будет делать?

- Какая часть речи обозначает предмет?

- Что понравилось на уроке? Какой вывод сделали для себя?

- Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всем на свете – и тогда. Каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным. Спасибо вам за урок!