Цели урока:
- Закрепить и обобщить знания детей о частях речи.
- Развивать познавательный интерес к предмету, орфографическую зоркость, речевые умения, память, мышление, внимание. Работать над развитием устной и письменной речи.
- Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы, картины, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
На уроке продолжаем красиво писать, думать и рассуждать.
ІІ. Минутка чистописания.
Записать строчные буквы в одну строку.
а) Назовите и запишите парную согласную буквы “ф”.
б) Какая буква в алфавите стоит перед буквой “п”?
в) Назовите букву, которая обозначает звуки [л], [л']. Запишите.
г) Какой звук чаще звучит в скороговорке? Обозначьте его буквой.
Семь суток сорока старалась, спешила. Себе сапоги сыромятные сшила.
- Прочитайте записанные буквы. Что у вас получилось? (слово)
ІІІ. Закрепление и обобщение полученных знаний.
Сообщение темы урока.
- Из чего состоит наша речь?
- А из чего состоят предложения?
- В русском языке слов очень много. Чем они отличаются друг от друга?
- У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы. Другие их признаки, третьи – действия.
1) Коллективная работа.
- Прочитайте слова, записанные на доске. На какие три группы можно их разделить? Что нужно сделать, чтобы определить часть речи.
(Дети записывают слова на доске в три столбика)
Слова для работы: Тают, яркое, весна, наступила, ручьи, светит, звонкие, почки.
- Докажите, что слова первого столбика – имена существительные; второго – имена прилагательные; третьего – глаголы.
Открываются таблицы-опоры.
|
|
|
- Цель нашего урока повторить все, что мы знаем об этих частях речи.
2) – Прочитайте еще раз записанные слова. О каком времени года они нам рассказывают? (о весне)
- Весна – прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
- На доске висит картина, что на ней изображено, мы не знаем. Но в конце нашего урока мы сможем это увидеть. Для этого вы должны мне помогать.
3) Выборочное комментированное списывание. Повторение об имени существительном.
- Прочитайте стихотворение, записанное на доске. О чем оно? Найдите и выпишите все имена существительные.
- Вспомните, на какой вопрос они отвечают.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревает,
Топит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая,
И ручьями слезы льет.
- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?
- Какие имена существительные отвечают на вопрос что? Приведите примеры.
Открывается 1 часть картины. (Приложение №1)
4) Повторение о глаголах. Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.
Учащиеся должны, внимательно прослушав, назвать глаголы.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось.
Все гонит зиму вон,-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
- Докажите, что назвали глаголы.
Индивидуальная работа по карточкам, разным по сложности.
Задание: в данном тексте подчеркнуть все глаголы.
Открывается 2 часть картины (Приложение №2)
Физ. минутка.
Наши ранние цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
5)Повторение об именах прилагательных.
- Но весна к нам приходит не одна, а со своими друзьями. Отгадайте, что это?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
(подснежник)
- Подснежник – первый весенний цветок. А какие еще весенние цветы вы знаете?
- В апреле появляются мать-и-мачеха, голубая пролеска, медуница, хохлатка, ветреница и другие цветы.
- Посмотрите на картину. Это подснежник.
(на доске картинка с изображением подснежника)
- Составьте предложение о подснежнике. (дети называют свои предложения)
6) Списать предложение. Подчеркнуть имена прилагательные, доказать выбор. Выписать слова, помогающие охарактеризовать подснежник.
Ранний весенний цветок – нежный подснежник.
- Ребята, очень трудно представить нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях в садах и парках цветут разные растения. Люди спешат рвать цветы, собирать их в букеты. А стоит ли губить цветы из-за нескольких дней красоты? Нет! Ведь не даром в говорят: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу”.
Давайте не будем срывать полевые, луговые, лесные цветы. Пусть они радуют своим ароматом и ярким нарядом. Если мы будем заботиться о природе, мы станем добрее.
Открывается 3 часть картины. (Приложение №3)
7) Запись предложения под диктовку. Объяснить орфограммы. В первом предложении подчеркнуть грамматическую основу, во втором определить, какими частями речи выражены слова в предложении.
Пришла теплая весна. Тает последний снег.
- О каком времени года мы сегодня говорили на уроке? Посмотрите, какая красивая картина весны у нас получилась.
Картина открывается полностью. (Приложение №4)
ІV. Подведение итога урока.
- Что мы сегодня на уроке повторяли?
- Какая часть речи обозначает признаки предметов?
- Слова, какой части речи отвечают на вопросы что делает? что сделает? что будет делать?
- Какая часть речи обозначает предмет?
- Что понравилось на уроке? Какой вывод сделали для себя?
- Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всем на свете – и тогда. Каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным. Спасибо вам за урок!