Тип урока: урок-экспертиза.
Задачи у рока:
- формировать логическое мышление;
- умение делать выводы и обобщения;
- развивать исследовательские умения и навыки самоанализа и самоконтроля;
- способствовать повышению личной уверенности.
Экологическое образование - органическая часть содержания всех школьных дисциплин. Его суть - способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологические проблемы. Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно.
Комплексное антропогенное воздействие на природу Кемеровской области привело к неблагоприятным изменениям атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы к опасным тенденциям в изменении здоровья населения области. Поэтому формирование экологической грамотности школьников я считаю важнейшей задачей настоящего периода.
Урок по теме “Экологические проблемы города Анжеро-Судженска и Кемеровской области” считаю, что целесообразно проводить в форме урока-экспертизы. Это интегрированный урок (география + химия). Урок можно провести как в 8, так и в 9 классе. Урок является завершающим в разделе “География Кемеровской области”.
Тема: Экологические проблемы города Анжеро-Судженска и Кемеровской области
Цели урока:
- оценить экологическую ситуацию в городе;
- установить источники загрязнения и определить уровень загрязненности;
- наметить пути решения проблемы.
Оборудование: колбы, пробирки, гирьки, прибор для определения кислотности воды и почв, газеты и другие источники информации.
Методы и формы учебной деятельности: урок-экспертиза, форма работы - групповая.
Для выполнения поставленных целей сформированы группы экспертов, каждая из которых получила задание и инструкцию по ее выполнению. Были выбраны руководители групп и один руководитель для координации всей работы.
Задание 1-й группе. Изучить экологическую ситуацию в области, в городе в сравнении с данными по России и сделать вывод.
Задание 2-й группе. Изучить снежный покров, как показатель загрязненности в шести пунктах города.
Задание 3-й группе. Изучить агрохимические свойства почв.
Задание 4-й группе. Определить характер и уровень загрязненности вод в реках и озерах города.
Структура урока:
План
- Экологическая ситуация в регионе.
- Изучение снежного покрова в городе Анжеро-Судженске.
- Изучение агрохимических свойств почв.
- Характер и уровень загрязненности вод в реках и озерах города.
Ход урока
I. Организация класса.
П. Изучение нового материала.
Выступление учащихся с результатами исследований по городу Анжеро-Судженску:
1. Экологические ситуации по г. Анжеро-Судженску в сравнении с данными по России и Кузбассу
Численность населения (тыс. чел.) | Общее количество | На 1-го жителя | |||||
Твердых бытовых отходов (тыс. тонн) | Выбросы в атмосферу вредных веществ (тыс. тонн) | Сброс загрязненной воды (тыс. тонн) | Твердых бытовых отходов (тыс. тонн) | Выбросы в атмосферу вредных веществ (тыс. тонн) | Сброс загрязнеиной воды (тыс. тонн) | ||
Россия | 147976 3069 1039 |
1923688 613800 170 |
71028,5 7061 13 |
27227584 5000 250 |
13 200 1,6 |
0,48 0,5 0,13 |
184 16,5 2,41 |
Кузбасс | |||||||
г. Анжеро-Судженск |
2. Загрязнение снега пылью
Пробы снега, отобранные с территории города в начале снеготаяния, разделялись путем фильтрования на сухой нерастворимый осадок на фильтре (пыль) и фильтраты (воду), которые анализировались отдельно.
Загрязнение снега пылью (сухой остаток на фильтре)
Место отбора | Площадь отбора образца (в ) | Масса осадка (в мг/л) |
Нефтепровод Горбольница Физкультурник Стеклозавод За школой № 17 6. Диспетчерская |
0,04 0,08 0,05 0,04 0,04 0,04 | 15,0 20,0 27,0 25,0 17,0 30,0 |
Химический анализ снеговой воды
Химический анализ не выявил значительных отклонений от принятых норм; количество солей небольшое, рН-близкая к нейтральной, жесткость воды небольшая, содержание катионов и анионов не превышает нормы.
№ | Место отбора | Цвет снега | Прозрачность | Запах | рН среды | Наличие осадка после оттаивания | Жесткость
|
Анионовый осадок |
1 2 3 4 5 6 |
Нефтепровод Горбольница Физкультурник Стеклозавод Диспетчерская За школой №17 |
Бесцветный | Прозрачный | 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл |
РН=5 РН=5 РН=5 РН=5 РН=5 РН=5 |
небольшой 2 балла меньше 3 баллов больше 5 баллов меньше 3 баллов самый большой 6 баллов небольшой 2 балла |
следы следы следы следы 12 мг/л следы |
Для сравнения: Яйская вода = , рН = 5 – слабая кислотная среда.
Анализ почвы
Анжеро-Судженск расположен на северо-западе Кемеровской области. Основным типом зональных почв являются серые лесные оподзоленные почвы. На территории города почвы загрязнены отходами угледобычи и переработки угля. Верхний горизонт их представляет техногенную смесь гумусового горизонта с отходами угледобычи.
Агрохимические свойства почв (грунтов) в основном не отличаются от зональных почв: реакция почвенного раствора рН – слабощелочная.
№ | Место отбора | Кислотность | Азот подвижный | Ионный состав |
1 | За школой №17 | РН = 7-8 (слабощелочная – ближе к нейтральной) | отсутствует | следы ионов |
2 | Красная горка (за переездом) | РН = 7 (слабощелочная) | отсутствует | не обнаружены |
3 | Ул. Донская (район 8 горы) | РН = 8-9 (слабощелочная) | отсутствует | обнаружено наличие ионов |
4. Результат анализа сточной воды: школа № 17
Исследуемый | Концентрация мг/л | |||||
Соли нитраты аммония |
||||||
объект | рН | ХПК | хлориды | железо | ||
ПДК вещества | 5,0- 5,5 |
50,0 | 4,5-10,0 | 0,7-1,0 | отсутствуют | |
р. Алчедат | 7,1 | 51,5 | 7,2 | 0,55 | 0,0028 | 1,9 |
оз. Собачка | 6,5 | 92,7 | 16,3 | 0,7 | 0,0086 | 0,62 |
оз. Кристалл | 6,65 | 41,2 | 23,5 | 0,5 | 0,0086 | 0,37 |
р. Анжерка | 7,7 | 31,0 | 50,6 | 0,35 | 0,014 | 0,3 |
РН влияет на качество воды; ХПК оказывает влияние на животный и растительный мир водоема; Хлориды влияют на вкус и запах воды; Железо влияет на вкус воды, при высокой концентрации железа в воде образуются ржавые хлопья.
Анализы проводились на Химзаводе.
Во время первого (зимнего) паводка вода в Анжеро-Судженских водоемах очень близка к ГОСТу, однако во время второго паводка (весеннего) вода сильно загрязнена вредными веществами.
О загрязнении окружающей среды в городе Анжеро-Судженске
Анжеро-Судженск является одним из старейших рудников Кузбасса. В 1897 году Михельсон скупил паи Перфильева и Ремейникова и стал единственным владельцем Судженских копий. От Судженских копий до Малой Анжерки была проложена гужевая дорога.
Название города произошло от протекающей речки Анжерки и сибирского села Судженка, основанного переселенцами.
В январе 1928 года постановлением ВЦИК был образован поселок Анжеро-Судженск. В мае 1931 года Анжеро-Судженск переведен в разряд городов областного подчинения. Территория города представляет собой водораздел рек Яя и Мозаловского Китата. Транссибирская железнодорожная магистраль делит Анжеро-Судженск на северную и южную части.
С развитием промышленности растет и развивается город. На месте тайги появились новые улицы и дома. В городе было открыто шесть шахт, построены машиностроительный, химико-фармацевтический, стекольный, вагоноремонтный заводы. Две обогатительные фабрики. Город рос и благоустраивался. Сносилось ветхое жилье, строилось новое. Анжеро-Судженск строился районами. Примыкающими к шахтам - шесть шахт - шесть поселков, а между ними пустыри, которые было решено засеять лесом.
С развитием промышленности увеличилось загрязнение окружающей среды города. Рядом с обогатительными фабриками выросли горы породы, которая горела и дымилась, выделяя газы в атмосферу. Заводы увеличивали выпуск продукции, сливали отходы в реку, а высокие заводские трубы выбрасывали в атмосферу клубы ядовитого дыма. Котельные, которые отапливают жилье, тоже вносят свою лепту своими дымящими трубами. Совсем недавно в центре города - на диспетчерской, снег зимой был черным то шлака, летящего из трубы ТЭЦ.
Но сейчас там установили улавливающие фильтры и выбросов стало меньше. В свое время такое отношение к природе нанесло ей значительный ущерб.
Реки обмелели, стали небезопасными из-за вредных сбросов. Например, река Алчедат в районе Новой колонии. Сейчас ее в народе называют поганкой, а когда-то в ней ловили рыбу и купались, а на ее берегах был высокий лес.
С началом перестройки, многие предприятия закрылись, перестали отравлять окружающую среду и стало намного чище. Но теперь стараются жители нашего города. Многие почему-то считают, что мусор можно выбрасывать где вздумается, особенно зимой, а весной вся эта свалка бытовых отходов оттаивает и “украшает” наши улицы и дворы. Поэтому весной проводятся субботники по очистке города от мусора. Но мне кажется, что город, особенно наш северный микрорайон настолько захламлен, что субботники можно делать круглый год.
Все это - только малая часть жизнедеятельности человека, которая отрицательно сказывается на экологии города и окружающей среде.
III. Итог урока.
Самооценка урока.
Домашнее задание.
Список литературы
- Ильиничев А.И., Соловьев А.И., География Кузбасса, Кемерово, 1988 г.
- Ильичев А.И., Виткин М.П., Калинишев И.В. Кузбасс. Ресурсы. Экономика. Рынок. Кемерово, 1995 г.
- Г.И.Грицко, Овдеенко В. И., Описание экологической карты Кемеровской области, Кемерово, 1996 г.