Экологические проблемы г. Анжеро-Судженска и Кемеровской области

Разделы: География


Тип урока: урок-экспертиза.

Задачи у рока:

  • формировать логическое мышление;
  • умение делать выводы и обобщения;
  • развивать исследовательские умения и навыки самоанализа и самоконтроля;
  • способствовать повышению личной уверенности.

Экологическое образование - органическая часть содержания всех школьных дисциплин. Его суть - способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологические проблемы. Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно.

Комплексное антропогенное воздействие на природу Кемеровской области привело к неблагоприятным изменениям атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы к опасным тенденциям в изменении здоровья населения области. Поэтому формирование экологической грамотности школьников я считаю важнейшей задачей настоящего периода.

Урок по теме “Экологические проблемы города Анжеро-Судженска и Кемеровской области” считаю, что целесообразно проводить в форме урока-экспертизы. Это интегрированный урок (география + химия). Урок можно провести как в 8, так и в 9 классе. Урок является завершающим в разделе “География Кемеровской области”.

Тема: Экологические проблемы города Анжеро-Судженска и Кемеровской области

Цели урока:

  • оценить экологическую ситуацию в городе;
  • установить источники загрязнения и определить уровень загрязненности;
  • наметить пути решения проблемы.

Оборудование: колбы, пробирки, гирьки, прибор для определения кислотности воды и почв, газеты и другие источники информации.

Методы и формы учебной деятельности: урок-экспертиза, форма работы - групповая.

Для выполнения поставленных целей сформированы группы экспертов, каждая из которых получила задание и инструкцию по ее выполнению. Были выбраны руководители групп и один руководитель для координации всей работы.

Задание 1-й группе. Изучить экологическую ситуацию в области, в городе в сравнении с данными по России и сделать вывод.

Задание 2-й группе. Изучить снежный покров, как показатель загрязненности в шести пунктах города.

Задание 3-й группе. Изучить агрохимические свойства почв.

Задание 4-й группе. Определить характер и уровень загрязненности вод в реках и озерах города.

Структура урока:

План

  1. Экологическая ситуация в регионе.
  2. Изучение снежного покрова в городе Анжеро-Судженске.
  3. Изучение агрохимических свойств почв.
  4. Характер и уровень загрязненности вод в реках и озерах города.

Ход урока

I. Организация класса.

П. Изучение нового материала.

Выступление учащихся с результатами исследований по городу Анжеро-Судженску:

1. Экологические ситуации по г. Анжеро-Судженску в сравнении с данными по России и Кузбассу

  Численность населения (тыс. чел.) Общее количество На 1-го жителя
Твердых бытовых отходов (тыс. тонн) Выбросы в атмосферу вредных веществ (тыс. тонн) Сброс загрязненной воды (тыс. тонн) Твердых бытовых отходов (тыс. тонн) Выбросы в атмосферу вредных веществ (тыс. тонн) Сброс загрязнеиной воды (тыс. тонн)
Россия 147976

3069

1039

1923688

613800

170

71028,5

7061

13

27227584

5000

250

13

200

1,6

0,48

0,5

0,13

184

16,5

2,41

Кузбасс
г. Анжеро-Судженск

2. Загрязнение снега пылью

Пробы снега, отобранные с территории города в начале снеготаяния, разделялись путем фильтрования на сухой нерастворимый осадок на фильтре (пыль) и фильтраты (воду), которые анализировались отдельно.

Загрязнение снега пылью (сухой остаток на фильтре)

Место отбора Площадь отбора образца (в ) Масса осадка (в мг/л)
Нефтепровод

Горбольница

Физкультурник

Стеклозавод

За школой № 17

6. Диспетчерская

0,04 0,08 0,05 0,04 0,04 0,04 15,0 20,0 27,0 25,0 17,0 30,0

Химический анализ снеговой воды

Химический анализ не выявил значительных отклонений от принятых норм; количество солей небольшое, рН-близкая к нейтральной, жесткость воды небольшая, содержание катионов и анионов не превышает нормы.

Место отбора Цвет снега Прозрачность Запах рН среды Наличие осадка после оттаивания Жесткость

Анионовый осадок
1

2

3

4

5

6

Нефтепровод

Горбольница

Физкультурник

Стеклозавод

Диспетчерская

За школой №17

Бесцветный Прозрачный 1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
РН=5

РН=5

РН=5

РН=5

РН=5

РН=5

небольшой 2 балла

меньше 3 баллов

больше 5 баллов

меньше 3 баллов

самый большой 6 баллов

небольшой 2 балла






следы

следы

следы

следы

12 мг/л следы

Для сравнения: Яйская вода = , рН = 5 – слабая кислотная среда.

Анализ почвы

Анжеро-Судженск расположен на северо-западе Кемеровской области. Основным типом зональных почв являются серые лесные оподзоленные почвы. На территории города почвы загрязнены отходами угледобычи и переработки угля. Верхний горизонт их представляет техногенную смесь гумусового горизонта с отходами угледобычи.

Агрохимические свойства почв (грунтов) в основном не отличаются от зональных почв: реакция почвенного раствора рН – слабощелочная.

Место отбора Кислотность Азот подвижный Ионный состав
1 За школой №17 РН = 7-8 (слабощелочная – ближе к нейтральной) отсутствует следы ионов
2 Красная горка (за переездом) РН = 7 (слабощелочная) отсутствует не обнаружены
3 Ул. Донская (район 8 горы) РН = 8-9 (слабощелочная) отсутствует обнаружено наличие ионов

4. Результат анализа сточной воды: школа № 17

Исследуемый Концентрация мг/л
          Соли

нитраты аммония

объект рН ХПК хлориды железо
         
ПДК вещества 5,0-

5,5

50,0 4,5-10,0 0,7-1,0 отсутствуют
р. Алчедат 7,1 51,5 7,2 0,55 0,0028 1,9
оз. Собачка 6,5 92,7 16,3 0,7 0,0086 0,62
оз. Кристалл 6,65 41,2 23,5 0,5 0,0086 0,37
р. Анжерка 7,7 31,0 50,6 0,35 0,014 0,3

РН влияет на качество воды; ХПК оказывает влияние на животный и растительный мир водоема; Хлориды влияют на вкус и запах воды; Железо влияет на вкус воды, при высокой концентрации железа в воде образуются ржавые хлопья.

Анализы проводились на Химзаводе.

Во время первого (зимнего) паводка вода в Анжеро-Судженских водоемах очень близка к ГОСТу, однако во время второго паводка (весеннего) вода сильно загрязнена вредными веществами.

О загрязнении окружающей среды в городе Анжеро-Судженске

Анжеро-Судженск является одним из старейших рудников Кузбасса. В 1897 году Михельсон скупил паи Перфильева и Ремейникова и стал единственным владельцем Судженских копий. От Судженских копий до Малой Анжерки была проложена гужевая дорога.

Название города произошло от протекающей речки Анжерки и сибирского села Судженка, основанного переселенцами.

В январе 1928 года постановлением ВЦИК был образован поселок Анжеро-Судженск. В мае 1931 года Анжеро-Судженск переведен в разряд городов областного подчинения. Территория города представляет собой водораздел рек Яя и Мозаловского Китата. Транссибирская железнодорожная магистраль делит Анжеро-Судженск на северную и южную части.

С развитием промышленности растет и развивается город. На месте тайги появились новые улицы и дома. В городе было открыто шесть шахт, построены машиностроительный, химико-фармацевтический, стекольный, вагоноремонтный заводы. Две обогатительные фабрики. Город рос и благоустраивался. Сносилось ветхое жилье, строилось новое. Анжеро-Судженск строился районами. Примыкающими к шахтам - шесть шахт - шесть поселков, а между ними пустыри, которые было решено засеять лесом.

С развитием промышленности увеличилось загрязнение окружающей среды города. Рядом с обогатительными фабриками выросли горы породы, которая горела и дымилась, выделяя газы в атмосферу. Заводы увеличивали выпуск продукции, сливали отходы в реку, а высокие заводские трубы выбрасывали в атмосферу клубы ядовитого дыма. Котельные, которые отапливают жилье, тоже вносят свою лепту своими дымящими трубами. Совсем недавно в центре города - на диспетчерской, снег зимой был черным то шлака, летящего из трубы ТЭЦ.

Но сейчас там установили улавливающие фильтры и выбросов стало меньше. В свое время такое отношение к природе нанесло ей значительный ущерб.

Реки обмелели, стали небезопасными из-за вредных сбросов. Например, река Алчедат в районе Новой колонии. Сейчас ее в народе называют поганкой, а когда-то в ней ловили рыбу и купались, а на ее берегах был высокий лес.

С началом перестройки, многие предприятия закрылись, перестали отравлять окружающую среду и стало намного чище. Но теперь стараются жители нашего города. Многие почему-то считают, что мусор можно выбрасывать где вздумается, особенно зимой, а весной вся эта свалка бытовых отходов оттаивает и “украшает” наши улицы и дворы. Поэтому весной проводятся субботники по очистке города от мусора. Но мне кажется, что город, особенно наш северный микрорайон настолько захламлен, что субботники можно делать круглый год.

Все это - только малая часть жизнедеятельности человека, которая отрицательно сказывается на экологии города и окружающей среде.

III. Итог урока.

Самооценка урока.

Домашнее задание.

Список литературы

  1. Ильиничев А.И., Соловьев А.И., География Кузбасса, Кемерово, 1988 г.
  2. Ильичев А.И., Виткин М.П., Калинишев И.В. Кузбасс. Ресурсы. Экономика. Рынок. Кемерово, 1995 г.
  3. Г.И.Грицко, Овдеенко В. И., Описание экологической карты Кемеровской области, Кемерово, 1996 г.