Чтобы что-то узнать,
Нужно уже что-то знать. (Поп)
Тема: “Выталкивающая (архимедова) сила”
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
- уяснить понятие “выталкивающая сила”, получить первые представления о ней и о законе Архимеда;
- развивать логическое мышление в процессе формировки выводов;
- воспитать умение работать в парах.
Ход урока
I. Актуализация познавательной деятельности.
1. Фронтальный опрос:
а) Дать определение силы, как физической величины.
б) Дать определение веса тела.
в) Плотность, как физическая величина.
г) Закон Паскаля.
д) Формулы для определения плотности и давления.
2. Сегодня на уроке на основе наблюдения, анализов и выводов вы получите общие знания, которые станут результатом совместного исследования каждого из вас. Эти знания широко используются в жизни, например, при конструировании судов, подводных сооружений, при исследовании морских глубин и атмосферы.
Вы будете работать по парам. Каждая выполнит “своё” задание, которое сформулировано на карточке. Через 10 минут каждая пара отчитается о проделанной работе и должна продемонстрировать свой опыт классу и ответить на поставленные вопросы.
II. Изучение нового материала.
В зависимости от числа учеников над решением одной задачи может работать несколько пар.
Задача 1.
Охарактеризовать поведение тела внутри жидкости. Для её решения выполняются задания на карточках. № 1, 2 (Приложение)
После отчётов 2- х первых пар вводится понятие “выталкивающая сила” как результат взаимодействия тела с жидкостью. Начинаем составлять опорный конспект: появляется запись темы и рисунок с изображением выталкивающей силы.
Задача 2. Узнать способы определения выталкивающей силы: задание карточек 3 и 4 (Приложение)
Отчитываются пары, демонстрируя свои опыты, продолжаем составлять конспект.
Задача 3. Раскройте связь данного понятия с другими ( глубиной погружения, формой и положением тела)
Выполнение заданий 5, 6 и обсуждение по лучиных результатов приводят к выводу: Fвыт зависит от объёма погружённого тела и плотности жидкости. Выполнение 7- го задания и обсуждение их результата приводят к выводу: Fвыт , не зависит от плотности вещества тела, глубины погружения положение тела и его формы.
По мере выступление пар заполняется опорный конспект, который записан на доске и в тетрадях учеников.(Приложение)
III. Закрепление.
Краткий рассказ учителя по конспекту, выделением того, что нового делали учащиеся на уроке.
IV. Подведение итогов. Выделяется лучшая пара по сотрудничеству, самый лучший теоретик, лучший экспериментатор, выставляются оценки.
Домашнее задание. Прочесть легенду об Архимеде. Изучить тему по опорному конспекту.