Тема урока: "Как стать интересным собеседником"

Разделы: Классное руководство


Форма: Беседа.

Цель: Формирование навыков ведения и управления беседой.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи.
  2. Установить зависимость между речевой культурой и общей культурой человека.

I. Подготовительный этап

1. Плакаты

  • “слово - серебро, молчание - золото”
  • “прожуй прежде, чем проглотить,
  • послушай, прежде чем говорить”
  • “одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани”

2. Собеседование по вопросам

- Какими качествами на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник?

- Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора с одноклассниками, друзьями?

- Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их? (сдержанность, предупредительность, умение управлять своими чувствами, настроением, наличие чувства юмора, доброжелательность и др.)

II. План-конспект беседы

Вступительное слово воспитателя

Быть хорошим собеседником - не значит красиво и речисто говорить самому, пересыпать свою речь неумными остротами и анекдотами. Вас сочтут приятным собеседником, если вы будете говорить меньше, давая возможность высказаться другим и внимательно выслушивая их.

Известен такой случай: однажды к Бернардо Шоу один из его знакомых обратился с вопросом:

“Госпожа Х. писала мне, что вы чудесный собеседник и прирождённый рассказчик. Что вы ей рассказывали? Шоу ответил: “Я молчал, рассказывала она””

Задание № 1

1. Детям предлагается проиграть разнообразные виды разговоров между людьми (деловых, дружеских).

2. Показать сюжет из ТВ журнала “Ералаш”.

Встреча двух друзей (2-х одноклассников). Встречаются у входа в кинотеатр.

Один из них только что посмотрел фильм.

- Ты откуда?

- Из кинотеатра.

- Хороший был фильм?

- Ух, и здорово!

- Что же здорово?

- Да понимаешь, так здорово! Сначала значит, он вдруг узнаёт, а потом понимает.… И пошло….. Он ему как даст, а тот раз - и в машину. Тут началась погоня. Машина раз и перевернулась. Тот вскочил и в речку.… Ну, вообщем здорово! Понимаешь?

- ???????

Обсудим проблемы

Вопросы учащимся:

  1. Какие ошибки были допущены в разговорном общении людей?
  2. Почему не состоялся разговор ребят?

 Упражнение № 1

Разделитесь на группы по 3-4 человека. Начните разговор на любую тему. Через 3-5 минут обсудите следующие вопросы:

- Кто был инициатором начала беседы?

- Кто предложил тему разговора?

- Кто активно поддерживал разговор, кто отстранился от него?

- Все ли были заинтересованы выбранной темой разговора?

Упражнение № 2

Вы узнали, что у вашего одноклассника есть интересная книга, которую вы давно мечтали почитать, но никак не можете взять в библиотеке, так как пользуется большим спросом. Однако вы знаете, что обладатель книги жадный и корыстный. Попытайтесь, так провести беседу с этим товарищем, чтобы он не смог отказать вам.

Релаксационная пауза

“Что слышите, что видите?”

Детям предлагается закрыть глаза, расслабиться.

- Представьте себе, что вы находитесь на берегу лесного озера. Прислушайтесь окружающим нас звукам. Что вы слышите? Что видите? Что является источником звука?

- Кто больше услышит звуков.

III. Основная часть беседы

При общении с людьми необходимо иметь в виду, что слово обладает могучей способностью в одних случаях подбодрить человека, внушить ему уверенность в себе, принести радость, в других – огорчить, нанести оскорбление или заронить обиду.

- С чего начинать разговор?

Поводом для беседы может прочитанная книга, статья, телепередача и др. В некоторых случаях лучше начать с маленького вступления, скажем, спросить друг друга о здоровье, о каких-то известных вам проблемах собеседника. Это создаёт доверительную обстановку.

Не следует забывать о дистанции общения. По степени доверительности она может быть:

  • личной (расстояние между собеседниками достигает до 0,5 метра)
  • социальной (1,2м - 3,7м)
  • межличностной, при разговоре двух друзей (0,5–1,2 м)
  • публичной (собрания, заседания) (3,7 м и более)

Тактичная шутка и юмор оживляют любую беседу, а порой помогают разрешить напряжённую обстановку, облегчить общение. Избегайте самоуверенных интонаций в разговоре, чаще всего оскорбительным бывает именно тон разговора.

Чаще всего проблемы при общении возникают от того, что мы не умеем внимательно слушать, сосредоточиться. Слушателю может мешать: чрезмерная заинтересованность внешностью собеседника или выступающего, обдумывание проблем, повышенное внимание к недостаткам говорящего.

Слушая, необходимо забыть личные предубеждения против собеседника, не стремиться найти просчёты в речи или поставить под сомнение услышанное.

Не пытаться слушать и одновременно делать 2-3 дела.

Быть снисходительным и уважать манеру разговора собеседника.

IV. Заключение

И в заключение нашего занятия я хочу предложить вам основные правила эффективного слушания.

  • На уроке, собрании, во время лекции или при разговоре с людьми настройте себя на волну внутренней заинтересованности в предстоящей теме беседы.
  • Слушая, выделите для себя главные мысли, постарайтесь правильно понять их.
  • Сопоставляйте полученную информацию с собственной, отметьте, что узнали много нового.
  • Не прерывайте собеседника или оратора вопросом, репликой или какими-то эмоциональными возгласами.
  • Дайте высказать мысль до конца. Надо научиться выслушивать до конца даже то, что кажется вам абсурдным, ошибочным или оскорбительным.