Форма: Беседа.
Цель: Формирование навыков ведения и управления беседой.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи.
- Установить зависимость между речевой культурой и общей культурой человека.
I. Подготовительный этап
1. Плакаты
- “слово - серебро, молчание - золото”
- “прожуй прежде, чем проглотить,
- послушай, прежде чем говорить”
- “одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани”
2. Собеседование по вопросам
- Какими качествами на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник?
- Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора с одноклассниками, друзьями?
- Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их? (сдержанность, предупредительность, умение управлять своими чувствами, настроением, наличие чувства юмора, доброжелательность и др.)
II. План-конспект беседы
Вступительное слово воспитателя
Быть хорошим собеседником - не значит красиво и речисто говорить самому, пересыпать свою речь неумными остротами и анекдотами. Вас сочтут приятным собеседником, если вы будете говорить меньше, давая возможность высказаться другим и внимательно выслушивая их.
Известен такой случай: однажды к Бернардо Шоу один из его знакомых обратился с вопросом:
“Госпожа Х. писала мне, что вы чудесный собеседник и прирождённый рассказчик. Что вы ей рассказывали? Шоу ответил: “Я молчал, рассказывала она””
Задание № 1
1. Детям предлагается проиграть разнообразные виды разговоров между людьми (деловых, дружеских).
2. Показать сюжет из ТВ журнала “Ералаш”.
Встреча двух друзей (2-х одноклассников). Встречаются у входа в кинотеатр.
Один из них только что посмотрел фильм.
- Ты откуда?
- Из кинотеатра.
- Хороший был фильм?
- Ух, и здорово!
- Что же здорово?
- Да понимаешь, так здорово! Сначала значит, он вдруг узнаёт, а потом понимает.… И пошло….. Он ему как даст, а тот раз - и в машину. Тут началась погоня. Машина раз и перевернулась. Тот вскочил и в речку.… Ну, вообщем здорово! Понимаешь?
- ???????
Обсудим проблемы
Вопросы учащимся:
- Какие ошибки были допущены в разговорном общении людей?
- Почему не состоялся разговор ребят?
Упражнение № 1
Разделитесь на группы по 3-4 человека. Начните разговор на любую тему. Через 3-5 минут обсудите следующие вопросы:
- Кто был инициатором начала беседы?
- Кто предложил тему разговора?
- Кто активно поддерживал разговор, кто отстранился от него?
- Все ли были заинтересованы выбранной темой разговора?
Упражнение № 2
Вы узнали, что у вашего одноклассника есть интересная книга, которую вы давно мечтали почитать, но никак не можете взять в библиотеке, так как пользуется большим спросом. Однако вы знаете, что обладатель книги жадный и корыстный. Попытайтесь, так провести беседу с этим товарищем, чтобы он не смог отказать вам.
Релаксационная пауза
“Что слышите, что видите?”
Детям предлагается закрыть глаза, расслабиться.
- Представьте себе, что вы находитесь на берегу лесного озера. Прислушайтесь окружающим нас звукам. Что вы слышите? Что видите? Что является источником звука?
- Кто больше услышит звуков.
III. Основная часть беседы
При общении с людьми необходимо иметь в виду, что слово обладает могучей способностью в одних случаях подбодрить человека, внушить ему уверенность в себе, принести радость, в других – огорчить, нанести оскорбление или заронить обиду.
- С чего начинать разговор?
Поводом для беседы может прочитанная книга, статья, телепередача и др. В некоторых случаях лучше начать с маленького вступления, скажем, спросить друг друга о здоровье, о каких-то известных вам проблемах собеседника. Это создаёт доверительную обстановку.
Не следует забывать о дистанции общения. По степени доверительности она может быть:
- личной (расстояние между собеседниками достигает до 0,5 метра)
- социальной (1,2м - 3,7м)
- межличностной, при разговоре двух друзей (0,5–1,2 м)
- публичной (собрания, заседания) (3,7 м и более)
Тактичная шутка и юмор оживляют любую беседу, а порой помогают разрешить напряжённую обстановку, облегчить общение. Избегайте самоуверенных интонаций в разговоре, чаще всего оскорбительным бывает именно тон разговора.
Чаще всего проблемы при общении возникают от того, что мы не умеем внимательно слушать, сосредоточиться. Слушателю может мешать: чрезмерная заинтересованность внешностью собеседника или выступающего, обдумывание проблем, повышенное внимание к недостаткам говорящего.
Слушая, необходимо забыть личные предубеждения против собеседника, не стремиться найти просчёты в речи или поставить под сомнение услышанное.
Не пытаться слушать и одновременно делать 2-3 дела.
Быть снисходительным и уважать манеру разговора собеседника.
IV. Заключение
И в заключение нашего занятия я хочу предложить вам основные правила эффективного слушания.
- На уроке, собрании, во время лекции или при разговоре с людьми настройте себя на волну внутренней заинтересованности в предстоящей теме беседы.
- Слушая, выделите для себя главные мысли, постарайтесь правильно понять их.
- Сопоставляйте полученную информацию с собственной, отметьте, что узнали много нового.
- Не прерывайте собеседника или оратора вопросом, репликой или какими-то эмоциональными возгласами.
- Дайте высказать мысль до конца. Надо научиться выслушивать до конца даже то, что кажется вам абсурдным, ошибочным или оскорбительным.