Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Безударные гласные непроверяемые ударением. Наши пернатые друзья"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  • научить детей писать словарные слова (название птиц);
  • научить приемам запоминания с опорой на наглядность, на ассоциации;
  • закрепить умения фонетического разбора слов;
  • разбора слов по составу;
  • закрепить умение работать с толковым и этимологическим словарем;
  • работать над развитием речи, над правильным построением предложений.
Этапы урока Ход урока Примечание
1. Организационный момент - Рот, ребята, на замок, начинается урок.

У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся.

 
2. Сообщение темы урока - Сегодня на уроке мы с вами будем работать в тетрадях, в словарях. Будет индивидуальная работа у доски, на карточках за партами.

Работать мы будем с правилом безударная гласная непроверяемая ударением. Скажите, как называются эти слова?

Дети: – Словарные.

- На уроке нас ждут интересные встречи и трудные задания. Но, прежде нам надо повторить изученные правила.

 
3. Повторение пройденного - На доске записаны 2 столбика слов. К доске идут…….. Они за шторкой будут вставлять пропущенные буквы и подумают, с каким правилом они работают. А мы потом проверим.

- Индивидуально на месте работают с карточками следующие ученики: ………………..

- А мы будем работать с правилом непроизносимые согласные в корне слова. Давайте вспомним, как проверить эту букву?

Ответы детей.

- Внимание. Взяли в руки веера.

Поз* но

Трос* ник

Со* нце

Облас* ной

Ненас* ный

- Хорошо, а теперь проверим работу детей у доски.

Дети читают слова, называя проверочные, говорят, с каким правилом работали.

Сн…жинка

Сл…ды

К…рмить

Пог…стить

Моро…

Кана…ка

Сугро…

Сосе…ка

Учитель показывает карточки со словами

4. Минутка чистописания - А сейчас вы узнаете, что же за гости побывают у нас на уроке.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный нос и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится
Угадали? Это … птица.

- Верно, сегодня у нас в гостях наши пернатые друзья. И первый из них уже приземлился на ваши парты. Вы узнали кто это?

Дети: – воробей

- Давайте вспомним, за что воробью дали такое название. [1][2]

Дети: – ответы

- Он прилетел, чтобы приготовить нашу руку к письму. В названии воробей две буквы О. И действительно спрятались два слова ВОР и БЕЙ. Поэтому давайте составим узор из букв О. Нарисуем глазик, в хвостике 4 элемента, а на тельце – целую строчку.

Дети выполняют работу.

- Рука теперь готова и запишем это слово в тетрадь под рубрикой “словарь”.

Дети записывают слово в словарик.

- Давайте опишем воробья, какой он.

Ответы детей

- Вспомните пословицы или поговорки, в которых есть название воробей.

Ответы детей

-Когда так говорят “воробьиный шаг”, “воробью по колено”?

Ответы детей.

- Этот маленький мальчишка в сером армячишке принёс нам в клювике имя следующего гостя. Но имя нужно отгадать, решив ребус.

- Запишем это слово в тетрадь на следующей строчке.

Дети записывают в тетрадь.

- Подберите однокоренные слова. Прилагательное.

Дети: – Вороний

-Записываем в тетрадь. Выделите корень. Чем является ИЙ?

Дети: - Окончанием

- Вспомните, что такое окончание?

Дети: - Говорят правило

- Подберите глагол.

Дети: – Проворонили.

- Разберите по составу. С чего начинается разбор? Что такое окончание?

Ответы детей.

- Что указываем дальше? Что называется корнем?

(далее дети указывают приставку и суффикс, и рассказывают правила).

- Давайте составим предложение с этим словом.

Дети составляют предложение устно.

- И ворона пришла к нам не с пустым клювом. Смотрите, у неё тоже ребус. Кто же придёт к нам в гости на этот раз?

- Молодцы. Это СОРОКА. Запишем это слово в тетрадях с новой строки. У сороки есть прозвище – “Белобока”. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

- По бокам у сороки пёрышки белые, головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. А хвост длинный, прямой будто стрела. И перья на нём с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! Поставим ударение в этом слове.

(далее идёт фонетический разбор слова).

- Составим словосочетания с этим словом.

Дети

- Сорока пёстрая,
- длиннохвостая,
- говорливая,
- болтливая

 

 

 

 

 

Учитель показывает изображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово не воробей – вылетит - не поймаешь!

 

 

Учитель показывает ребус ВОРОНА, карточку со словом и изображение птицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель показывает ребус СОРОКА, карточку со словом и изображение птицы.

5. Физминутка - Давайте отдохнём.

СОРОКА белобока кашку варила, деток кормила…

Проводится пальчиковая гимнастика. [3]
6. Работа с учебником. - А, вот, чтобы узнать имя следующего гостя, обратимся к учебнику [4] стр. 25  №4. Прочитайте, какую птицу описывают поэты.

- Почему так называет снегиря? Обратимся к “ключику”. Снегирь принёс вам на парты задание в парах.

 
7. Самостоятельная работа в парах. - Достаньте из конверта карточки и составьте предложения.

В НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ ПОЛОСЕ ЗИМУЮТ ВОРОНЫ, ВОРОБЬИ, СОРОКИ.

Какое предложение по цели высказывания?

Сколько слов в предложении?

- Запишите это предложение в тетради самостоятельно.

Найдите глагол.

Найдите прилагательное.

Найдите предлог.

Самостоятельно подпишите существительное.

У детей на партах конверты с карточками, на которых написаны слова данного предложения.
8. Итог работы. - Ну, вот все гости в сборе. Давайте поможем птицам в эти зимние холода – самое трудное для них время. Повесим кормушку и покормим птиц.

- Ой! А кто это за веткой спрятался.

Дети –синичка!

- А почему она так называется?

Ответы детей.

- Она принесла на хвосте домашнее задание [4] Стр. 24, №3. Выполнив это упражнение, вы узнаете о ней.

- Давайте вспомним, что сделали на уроке?

Дети - повторили правила

Дети - узнали новые слова

Дети - работали на карточках, с веерами…

Учитель беседует о помощи пернатым друзьям зимой.

Учитель показывает изображение птицы.

  Молодцы. Оценки за урок получают…  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. В.И. Даль “Толковый словарь русского языка: Современное написание”
  2. Этимологический словарь для школьников.
  3. Е.И. Чернова, Е.Ю. Тимофеева “Пальчиковая гимнастика”.
  4. Л.Я. Желтовская “Русский язык” 2 класс (часть 2).