ЦЕЛИ УРОКА:
- научить детей писать словарные слова (название птиц);
- научить приемам запоминания с опорой на наглядность, на ассоциации;
- закрепить умения фонетического разбора слов;
- разбора слов по составу;
- закрепить умение работать с толковым и этимологическим словарем;
- работать над развитием речи, над правильным построением предложений.
Этапы урока | Ход урока | Примечание |
1. Организационный момент | - Рот, ребята, на замок, начинается урок. У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся. |
|
2. Сообщение темы урока | - Сегодня на уроке мы с вами будем
работать в тетрадях, в словарях. Будет
индивидуальная работа у доски, на карточках за
партами. Работать мы будем с правилом безударная гласная непроверяемая ударением. Скажите, как называются эти слова? Дети: – Словарные. - На уроке нас ждут интересные встречи и трудные задания. Но, прежде нам надо повторить изученные правила. |
|
3. Повторение пройденного | - На доске записаны 2 столбика слов. К
доске идут…….. Они за шторкой будут вставлять
пропущенные буквы и подумают, с каким правилом
они работают. А мы потом проверим. - Индивидуально на месте работают с карточками следующие ученики: ……………….. - А мы будем работать с правилом непроизносимые согласные в корне слова. Давайте вспомним, как проверить эту букву? Ответы детей. - Внимание. Взяли в руки веера. Поз* но Трос* ник Со* нце Облас* ной Ненас* ный - Хорошо, а теперь проверим работу детей у доски. Дети читают слова, называя проверочные, говорят, с каким правилом работали. |
Сн…жинка Сл…ды К…рмить Пог…стить Моро… Кана…ка Сугро… Сосе…ка Учитель показывает карточки со словами |
4. Минутка чистописания | - А сейчас вы узнаете, что же за гости
побывают у нас на уроке. Снится ночью пауку - Верно, сегодня у нас в гостях наши пернатые друзья. И первый из них уже приземлился на ваши парты. Вы узнали кто это? Дети: – воробей - Давайте вспомним, за что воробью дали такое название. [1][2] Дети: – ответы - Он прилетел, чтобы приготовить нашу руку к письму. В названии воробей две буквы О. И действительно спрятались два слова ВОР и БЕЙ. Поэтому давайте составим узор из букв О. Нарисуем глазик, в хвостике 4 элемента, а на тельце – целую строчку. Дети выполняют работу. - Рука теперь готова и запишем это слово в тетрадь под рубрикой “словарь”. Дети записывают слово в словарик. - Давайте опишем воробья, какой он. Ответы детей - Вспомните пословицы или поговорки, в которых есть название воробей. Ответы детей -Когда так говорят “воробьиный шаг”, “воробью по колено”? Ответы детей. - Этот маленький мальчишка в сером армячишке принёс нам в клювике имя следующего гостя. Но имя нужно отгадать, решив ребус. - Запишем это слово в тетрадь на следующей строчке. Дети записывают в тетрадь. - Подберите однокоренные слова. Прилагательное. Дети: – Вороний -Записываем в тетрадь. Выделите корень. Чем является ИЙ? Дети: - Окончанием - Вспомните, что такое окончание? Дети: - Говорят правило - Подберите глагол. Дети: – Проворонили. - Разберите по составу. С чего начинается разбор? Что такое окончание? Ответы детей. - Что указываем дальше? Что называется корнем? (далее дети указывают приставку и суффикс, и рассказывают правила). - Давайте составим предложение с этим словом. Дети составляют предложение устно. - И ворона пришла к нам не с пустым клювом. Смотрите, у неё тоже ребус. Кто же придёт к нам в гости на этот раз? - Молодцы. Это СОРОКА. Запишем это слово в тетрадях с новой строки. У сороки есть прозвище – “Белобока”. Как вы думаете, почему? Ответы детей. - По бокам у сороки пёрышки белые, головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. А хвост длинный, прямой будто стрела. И перья на нём с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! Поставим ударение в этом слове. (далее идёт фонетический разбор слова). - Составим словосочетания с этим словом. Дети – - Сорока пёстрая, |
Учитель показывает изображение.
Слово не воробей – вылетит - не поймаешь!
Учитель показывает ребус ВОРОНА, карточку со словом и изображение птицы.
Учитель показывает ребус СОРОКА, карточку со словом и изображение птицы. |
5. Физминутка | - Давайте отдохнём. СОРОКА белобока кашку варила, деток кормила… |
Проводится пальчиковая гимнастика. [3] |
6. Работа с учебником. | - А, вот, чтобы узнать имя следующего
гостя, обратимся к учебнику [4] стр. 25 №4.
Прочитайте, какую птицу описывают поэты. - Почему так называет снегиря? Обратимся к “ключику”. Снегирь принёс вам на парты задание в парах. |
|
7. Самостоятельная работа в парах. | - Достаньте из конверта карточки и
составьте предложения. В НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ ПОЛОСЕ ЗИМУЮТ ВОРОНЫ, ВОРОБЬИ, СОРОКИ. Какое предложение по цели высказывания? Сколько слов в предложении? - Запишите это предложение в тетради самостоятельно. Найдите глагол. Найдите прилагательное. Найдите предлог. Самостоятельно подпишите существительное. |
У детей на партах конверты с карточками, на которых написаны слова данного предложения. |
8. Итог работы. | - Ну, вот все гости в сборе. Давайте
поможем птицам в эти зимние холода – самое
трудное для них время. Повесим кормушку и
покормим птиц. - Ой! А кто это за веткой спрятался. Дети –синичка! - А почему она так называется? Ответы детей. - Она принесла на хвосте домашнее задание [4] Стр. 24, №3. Выполнив это упражнение, вы узнаете о ней. - Давайте вспомним, что сделали на уроке? Дети - повторили правила Дети - узнали новые слова Дети - работали на карточках, с веерами… |
Учитель беседует о помощи пернатым
друзьям зимой. Учитель показывает изображение птицы. |
Молодцы. Оценки за урок получают… |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- В.И. Даль “Толковый словарь русского языка: Современное написание”
- Этимологический словарь для школьников.
- Е.И. Чернова, Е.Ю. Тимофеева “Пальчиковая гимнастика”.
- Л.Я. Желтовская “Русский язык” 2 класс (часть 2).