Тема. Имя существительное. Родительный и винительный падежи.
Цели:
1. Углубление, обобщение представлений учащихся о склонение имен существительных.
2. Закрепить и познакомить с новыми приемами распознавания падежей в предложении.
3. Повторить главные члены предложения.
4. Работа над орфограммами в словах.
5. Воспитывать трудолюбие, терпение и внимательность.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
Учитель.
– Сегодня на нашем уроке мы снова совершим путешествие в страну Речь. Мы вспомним, у какой части речи мы были в гостях.
– Повторим, что мы знаем об этой части речи. И вот мы уже у знакомой калитки, - Кто здесь живет? (ответы детей).
– Дедушка Имя Существительное с радостью встречает нас. – Что вы знаете о имени существительном (ответы детей).
– Если вы на уроке будете внимательны, то в течение урока, вы сами сможете сделать вывод о том, над каким новым приемом распознавания падежей в тексте мы с вами познакомились (стук в дверь).
Учитель.
– Кто там? (Дверь открывается в класс входит Лежебокин.)
– Это я Лежебокин! Можно в класс?
– Лежебокин, ты опять опоздал?
– Да не хочу я учить ваши падежи.
(Подготовленный ученик.)
Учитель: Спросили Лежебокина.
Подготовленный ученик:
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучит
Лишь ты один не смог.
Учитель: Ответил он рассерженно:
Лежебокин:
– В том не моя вина
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу!
Такой падеж как дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться, чем ни будь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой ни будь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
Подготовленный ученик:
Да, переделка, кажется
Серьезная нужна
А сам ты мог бы новые
Придумать имена?
Лежебокин:
Давно придумал:
Взятельный, грязнительный, лежательный, грубительный и, наконец, простительный.
Учитель:
Лежебокин, а тебе понравится, если мы придумаем наказательный, ругательный, выгонятельный падежи.
Лежебокин:
Нет!!!
Учитель:
Садись на свое место и послушай, что ребята расскажут тебе о падежах. Может в этот раз, ты полюбишь падежи и выучишь их.
(Подготовленные дети показывают парад падежей, сокращенно записывают их на доске.)
3. Закрепление знаний.
Учитель:
– Раз, два, три четыре, пять –
Будем слово мы склонять.
(Дети отгадывают и записывают на доске.)
–У норы добычи ждет, притаившись, серый (кто?)…
– Мышь осталась без хвоста, убегая от (кого?)…
– А теперь за версту не приблизиться (кому?)…
– Крыса старая, и та, видя грозного (кого?)…
– Удерет в нору под дом, чтоб не встретиться с (кем?)…
– Там дрожит в темноте, вспоминая о (ком?)…
(Появляется запись на доске.)
И.п. | Кот | |
Р.п. | Кота | |
Д.п. | Коту | |
В.п. | Кота | |
Т.п. | Котом | |
П.п. | О коте |
Учитель:
Что произошло со словом?
Дети:
Изменилось окончание, нужно выделить.
Учитель:
Теперь просклоняйте самостоятельно отгадку к загадке:
Я, сознаюсь, виновата,
Я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (Лиса)
(Первый выполнивший ученик выходит к доске и склоняет слово.) (Появляется запись на доске.)
И.п. | Кот | Лиса |
Р.п. | Кота | Лисы |
Д.п. | Коту | Лисе |
В.п. | Кота | Лису |
Т.п. | Котом | Лисой |
П.п. | О коте | О лисе |
Учитель:
Чем похожи эти слова, чем отличаются? Сравните.
Дети:
Это животные, кот - домашнее животное, лиса – дикое животное.
Кот – муж. род, лиса – жен. род. и т.д.
Учитель:
Внимательно посмотрите на окончания этих слов.
(Так же дети должны обратить внимание на окончание слова “кот” в Р.п., В.п. – оно одинаковое, а в слове “лиса” – наоборот.)
Эти два слова, которые мы просклоняли, помогут нам в дальнейшей работе, а одно из них будет палочкой выручалочкой.
4. Постановка проблемы через упражнение.
Работа выполняется на доске.
А) Записать предложения.
Б) Объяснить и подчеркнуть орфограммы в словах.
В) Найти главные члены предложения.
Г) Определить падеж имен существительных при
этом выделять предлог.
От кота убежала мышь.
Кот притаился у норы.
Хозяйка напоила кота молоком.
После умывания кот фыркал и терся головой.
(В третьем предложение возникает проблема, как определить падеж слова “кота”, ведь оно отвечает на вопрос и Р.п. и В.п..)
Учитель предлагает вернуться к таблице и еще раз сравнить слова и окончания. Дети вспоминают о слове, которое должно нам помочь и это слово лиса. Слово лиса устно вставляют вместо слова кот и определяют правильный падеж.
5. Итог урока.
Учитель:
Самостоятельная работа над предложением.
Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. (проверка)
Учитель:
Кто может сформулировать вывод и подвести итог нашего урока? (ответы детей)
(Можно вспомнить, как отличить падежи в предложении у имен существительных, отвечающие на вопрос (что?) И.п. и В.п.)
Лежебокин:
Да, оказывается, нужно много знать, чтобы быть грамотным. Я подумал, зачем придумывать лишние падежи, мне бы хоть бы с этими справиться.
6. Домашнее задание.
Найти в произведениях предложения с проблемой в определении падежей Р.п. и В. п., отвечающих на вопрос (кого?).