Урок русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема. Имя существительное. Родительный и винительный падежи.

Цели:

1. Углубление, обобщение представлений учащихся о склонение имен существительных.

2. Закрепить и познакомить с новыми приемами распознавания падежей в предложении.

3. Повторить главные члены предложения.

4. Работа над орфограммами в словах.

5. Воспитывать трудолюбие, терпение и внимательность.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

Учитель.

– Сегодня на нашем уроке мы снова совершим путешествие в страну Речь. Мы вспомним, у какой части речи мы были в гостях.

– Повторим, что мы знаем об этой части речи. И вот мы уже у знакомой калитки, - Кто здесь живет? (ответы детей).

– Дедушка Имя Существительное с радостью встречает нас. – Что вы знаете о имени существительном (ответы детей).

– Если вы на уроке будете внимательны, то в течение урока, вы сами сможете сделать вывод о том, над каким новым приемом распознавания падежей в тексте мы с вами познакомились (стук в дверь).

Учитель.

– Кто там? (Дверь открывается в класс входит Лежебокин.)

– Это я Лежебокин! Можно в класс?

– Лежебокин, ты опять опоздал?

– Да не хочу я учить ваши падежи.

(Подготовленный ученик.)

Учитель: Спросили Лежебокина.

Подготовленный ученик:

А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучит
Лишь ты один не смог.

Учитель: Ответил он рассерженно:

Лежебокин:

– В том не моя вина
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу!
Такой падеж как дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться, чем ни будь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой ни будь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.

Подготовленный ученик:

Да, переделка, кажется
Серьезная нужна
А сам ты мог бы новые
Придумать имена?

Лежебокин:

Давно придумал:

Взятельный, грязнительный, лежательный, грубительный и, наконец, простительный.

Учитель:

Лежебокин, а тебе понравится, если мы придумаем наказательный, ругательный, выгонятельный падежи.

Лежебокин:

Нет!!!

Учитель:

Садись на свое место и послушай, что ребята расскажут тебе о падежах. Может в этот раз, ты полюбишь падежи и выучишь их.

(Подготовленные дети показывают парад падежей, сокращенно записывают их на доске.)

3. Закрепление знаний.

Учитель:

– Раз, два, три четыре, пять –
Будем слово мы склонять.

(Дети отгадывают и записывают на доске.)

–У норы добычи ждет, притаившись, серый (кто?)…

– Мышь осталась без хвоста, убегая от (кого?)…

– А теперь за версту не приблизиться (кому?)…

– Крыса старая, и та, видя грозного (кого?)…

– Удерет в нору под дом, чтоб не встретиться с (кем?)…

– Там дрожит в темноте, вспоминая о (ком?)…

(Появляется запись на доске.)

И.п. Кот  
Р.п. Кота  
Д.п. Коту  
В.п. Кота  
Т.п. Котом  
П.п. О коте  

Учитель:

Что произошло со словом?

Дети:

Изменилось окончание, нужно выделить.

Учитель:

Теперь просклоняйте самостоятельно отгадку к загадке:

Я, сознаюсь, виновата,
Я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (Лиса)

(Первый выполнивший ученик выходит к доске и склоняет слово.) (Появляется запись на доске.)

И.п. Кот Лиса
Р.п. Кота Лисы
Д.п. Коту Лисе
В.п. Кота Лису
Т.п. Котом Лисой
П.п. О коте О лисе

Учитель:

Чем похожи эти слова, чем отличаются? Сравните.

Дети:

Это животные, кот - домашнее животное, лиса – дикое животное.

Кот – муж. род, лиса – жен. род. и т.д.

Учитель:

Внимательно посмотрите на окончания этих слов.

(Так же дети должны обратить внимание на окончание слова “кот” в Р.п., В.п. – оно одинаковое, а в слове “лиса” – наоборот.)

Эти два слова, которые мы просклоняли, помогут нам в дальнейшей работе, а одно из них будет палочкой выручалочкой.

4. Постановка проблемы через упражнение.

Работа выполняется на доске.

А) Записать предложения.
Б) Объяснить и подчеркнуть орфограммы в словах.
В) Найти главные члены предложения.
Г) Определить падеж имен существительных при этом выделять предлог.

От кота убежала мышь.

Кот притаился у норы.

Хозяйка напоила кота молоком.

После умывания кот фыркал и терся головой.

(В третьем предложение возникает проблема, как определить падеж слова “кота”, ведь оно отвечает на вопрос и Р.п. и В.п..)

Учитель предлагает вернуться к таблице и еще раз сравнить слова и окончания. Дети вспоминают о слове, которое должно нам помочь и это слово лиса. Слово лиса устно вставляют вместо слова кот и определяют правильный падеж.

5. Итог урока.

Учитель:

Самостоятельная работа над предложением.

Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. (проверка)

Учитель:

Кто может сформулировать вывод и подвести итог нашего урока? (ответы детей)

(Можно вспомнить, как отличить падежи в предложении у имен существительных, отвечающие на вопрос (что?) И.п. и В.п.)

Лежебокин:

Да, оказывается, нужно много знать, чтобы быть грамотным. Я подумал, зачем придумывать лишние падежи, мне бы хоть бы с этими справиться.

6. Домашнее задание.

Найти в произведениях предложения с проблемой в определении падежей Р.п. и В. п., отвечающих на вопрос (кого?).