Урок чтения в 4-м классе по теме: «К.И. Чуковский. "Телефон"» (глава из книги "Серебряный герб", программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Тема: Корней Иванович Чуковский “Телефон” (глава из книги “Серебряный герб”)

Цели:

  • познакомить учащихся с отрывком из книги “Серебряный герб”, совершенствовать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;
  • создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;
  • способствовать развитию речи, мышления учащихся;
  • воспитывать чувство взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Оборудование:

  • портрет К. И. Чуковского
  • выставка книг
  • пластинка со стихами Чуковского
  • схема телефона и иллюстрации к сказкам Чуковского
  • пословицы

Оформление доски:

  • словарные слова
  • высказывание И. Андроникова о Чуковском: “Талант Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка (2-3 скороговорки)

  1. “Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки, три сегодня три вчера, три еще позавчера”.
  2. “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.
  3. “От топота копыт, пыль по полю летит”.

III. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворений А. Введенского (выборочно).

Обобщение

- Мы познакомились с творчеством замечательных поэтов Александра Введенского, Юрия Дмитриевича Владимирова, Даниила Хармса.

- Каким настроением проникнуты стихи этих поэтов? (веселым, жизнерадостным);

- Что объединяет эти стихотворения? (Все они посвящены детям, в них присутствует юмор, они доступны всем)

- Поэты-обериуты (общество реального искусства) по-особому, по-своему вводят ребенка в мир природы, мир детства. Они считают, что стихи для детей должны быть понятными, веселыми, похожими на игру и чтобы читать их было легко и интересно.

IV. Формулирование темы и цели урока

- Сегодня мы продолжим знакомство с поэтом-обериутом, а кто это, попробуйте догадаться по его стихам.

Прослушайте отрывки из стихотворений, отгадайте их название. (Прослушивание отрывков по грамзаписи: “Телефон”, “Мойдодыр”, “Айболит”, “Бармалей”).

- Кто догадался, стихи какого поэта прослушали? (К.И.Чуковского)

- Отталкиваясь от знакомых произведений, что вы можете сказать о поэте? (добрый, любит природу, детей)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из книги К.И. Чуковского “Серебряный герб”. Глава называется “Телефон”.

V. Рассказ учителя о поэте

- К.И. Чуковский – это псевдоним или настоящее имя поэта? (псевдоним)

- Как звали его? (Николай Васильевич Корнейчуков). В одном из красивейших уголков Подмосковья в п. Переделкино, среди берез и сосен в небольшом загородном доме, много лет жил высокий, седой человек, которого знали не только все жители поселка, но и все жители нашей обширной страны. Корней Иванович очень любил детей. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, не похожий ни на кого, Корней Иванович, как никто другой, знал, как жизненно необходимы ребенку радость, веселье, смех. Ребятишки с великой нежностью звали своего любимого великана ласковым именем “Чукоша”.

Стихи Корнея Ивановича Чуковского легко запоминаются, “сами лезут с языка”, говорят малыши. Поэт использовал в своих произведениях фольклор, считалки, присказки, сказки, поговорки, загадки, любил шутить. Корней Иванович отличался большим трудолюбием. “Всегда, - писал он, - где бы я не был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей”.

VI. Работа над новым материалом

Работа с текстом до чтения:

а) беседа с учащимися по иллюстрации к главе

-Кого вы видите на рисунке к тексту? (мальчиков- гимназистов)

- Обратите внимание на одежду учащихся.

- Так в современной школе одеты мальчики? (нет, так одевались гимназисты в 30-е годы)

- Чем заняты ребята? (завязывают веревку)

- Как вы думаете, для чего они это делают? (догадки ребят)

Мы привыкли читать произведения Корнея Ивановича Чуковского, записанные в стихотворной форме, а, глядя на этот текст, ждете ли вы неожиданное открытие о поэте? (был поэт, а сегодня познакомимся с Чуковским писателем)

VII. Словарная работа

В тексте нам встретятся трудные в произношении и незнакомые слова, давайте познакомимся с ними.

На доске:

Директор Бургмейстер

Полдюжины – 6 (половина 12)

Господин попечитель учебного округа – человек, помогающий финансами содержать гимназию или другие учебные заведения.

Граф (титул) Николай Фердинандович фон (обязательная приставка к титулу у немцев) Люстих.

Чемпион – человек, занимающий первое место в какой-то области.

Доблестный – героический, способный на подвиг.

Чиновник из канцелярии – служащий в государственном аппарате, заведует документацией.

VIII. Знакомство с содержанием текста

Сейчас мы с вами узнаем, для чего ребята привязывали веревку к ногам. Текст будем читать по частям, при чтении будьте внимательны, так как к каждой части вы должны будете подобрать подходящую по смыслу пословицу, записанную на доске. (Приложение )

Чтение текста по частям.

I часть (чтение учащимися вслух до слов “Теперь этот день…”).

Анализ прочитанного по вопросам:

- К чему готовились ребята (к диктанту)

- Кого ждали на урок русского языка? (попечителя)

- Как вы думаете, что он должен был проверить у ребят? (Проверить знания учащихся)

- Как чувствовали себя ребята перед проверочной работой, какое чувство всегда испытываете вы перед контрольной работой или диктантом? (переживание, страх)

- Какую бы из предложенных пословиц вы подобрали бы к первой части?

(“У страха глаза велики”)

Самостоятельное чтение II части (до слов “В нашем…”)

- Что придумал автор, герой рассказа, от имени которого ведется повествование? (телефонную связь)

- Кому он решил помочь и почему? (Тимоше Макарову, так как он болел тифом и много пропустил)

- Кто еще решил воспользоваться телефонной связью? (другие ребята)

Почему нашему герою пришлось и им помочь? (так как кто-то расскажет об их затее, кто-то побьет, кто-то обидится)

Анализ прочитанного:

- Можно ли было ребятам сразу догадаться, получится это дело у них или нет? (да, потому что на телефонной связи их было очень много и у них могло ничего не получиться)

- Какую пословицу вы подберете?

(“Всякое дело о двух концах”)

Обобщение учителя: иногда, начиная какое-нибудь дело, думаешь, что получится, как задумано, а получается совсем по-другому.

III часть (чтение вслух до слов “Но вот распахнулась дверь…”)

Анализ текста:

- Кем считался герой текста? (чемпионом по диктовке)

- Почему же учителю приходилось ставить ему две оценки? (за кляксы и за грамотность)

- Как вы думаете, какая из пословиц подойдет к этой части?

(“Кто грамоте горазд, тому не пропасть”)

(“Не пером пишут, а умом”)

IV часть (чтение учителя)

Анализ текста:

- Как выполнял работу наш герой-изобретатель? Ответьте словами текста. (“старался так, что в глазах потемнело”).

- Как он относился к ребятам своего класса? (по- доброму, хотел помочь)

- Какую пословицу вы подберете к этому отрывку?

(“Всем добро, да не всякому на пользу”)

Чтение V части по ролям (заранее подготовленными учащимися ) до слов “Беда произошла…”.

- Надежды ребят на хорошие оценки оправдались? (нет)

- Что же каждый получил за свой труд? Прочитайте пословицу.

(“Каждому – по делам его”)

VI часть (чтение вслух до слов “После этого дня…”)

Анализ текста:

- Отчего же произошла такая беда? (почерк и темп письма был у ребят разный)

- Можно ли было надеяться ребятам на своего товарища и его изобретение “телефонную связь”, ведь связь у них была такая:

(высказывания ребят)

- Какая из пословиц была бы этим друзьям советом?

(“На друга надейся, да сам не плошай”)

(“На друга надеяться – самому пропадать”)

Самостоятельное чтение VII части

Анализ прочитанного:

- Бывало ли у вас так, чтобы от благодарности болели ребра? (высказывание ребят)

- А как же отблагодарили ребята своего изобретателя? (избили его)

Словами какой пословицы вы бы поддержали мальчика-изобретателя?

(“Дружбу помни, а зло забывай!”)

IX. Подведение итогов урока

- Понравилась вам I глава из книги “Серебряный герб”?(да).

- Какова главная мысль этого текста? (стараться самим хорошо учиться, а не надеяться на товарищей и если кто-то заболел, обязательно помочь ему в учебе, только не таким способом).

- Что вы можете сказать о Корнее Ивановиче Чуковском как о писателе? (замечательный писатель, написал очень интересную, веселую книгу)

- Кому бы вы хотели посоветовать прочитать эту книгу (товарищам и взрослым)

Произведения Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться успехам других. Ведь без этой способности человек – не человек. Вы можете еще познакомиться с Корнеем Ивановичем – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения Барона Мюнгхаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Принц и Нищий”, “Рики - Тики – Тави”.

Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.

Ребята, если вам понравился отрывок из книги “Серебряный герб”, то вы можете взять ее в библиотеке.

X. Домашнее задание (по выбору)

  1. Выбрать самый понравившийся отрывок, выразительно его прочитать.
  2. Пересказать по плану, состоящему из пословиц.
  3. Мимикой или жестами показать какой-нибудь отрывок и нарисовать рисунок.
  4. Доскажи словечко “Дружно в классе мы живем ….” или “Плохо в классе мы живем…”.