“Театр” – так любя называют ученики предмет, который я преподаю.
Все дети любят театр. Любят неосознанно. Одни видят себя исключительно актерами, другим ближе позиция зрителя-наблюдателя. При этом выбраться в реальный зрительный зал получается, к сожалению, далеко не у всех. “Мы не любим театр, мы любим кинотеатр”, - говорят они, лукавя, так как большинство детей в возрасте десяти лет еще просто не знакомо с настоящим (серьезным) театральным искусством. Однако сложившаяся ситуация (посредственное качество и нехватка детских спектаклей) не мешает им активно фантазировать на темы театров прошлого. Ходить в театр они не хотят, а вот играть в театр им нравится. То есть нравится в процессе вольной беседы, в раскрепощенной творческой атмосфере, отдыхая от предметов общей программы, изучать особенности театральной культуры разных эпох - эпох еще не знакомых, не изученных на уроках истории, а значит, притягательных для детского воображения. Таким образом, фантазируя, изучая, рассматривая и записывая новую для себя информацию, дети постигают науку быть внимательными зрителями. Это главная задача моего предмета – попытаться воспитать восприимчивого к театральному и другим видам искусства зрителя, который не просто смотрит спектакль, но совершает умственную и духовную работу во время спектакля.
Обычно разговор о театре заходит на уроках Мировой художественной культуры (средняя школа), а также в рамках программы по истории или литературе (в старших классах). Но, на мой взгляд, театральное искусство – как искусство, объединяющее в себе и живопись, и музыку, и архитектуру, и танец, и литературное творчество – достойно отдельного изучения, обособленного курса. Детям он предлагает коллекцию театральных моделей разных эпох, разъясняет строение современного театра и делает сегодняшний театр ближе и понятнее. Такой курс - в качестве эксперимента и в виде кружковых занятий с учениками пятых-шестых классов - был введен в нашей школе год назад.
В основу курса легли три одинаково необходимых элемента. Главным среди них является, конечно же, историческая часть: попытка на основе изменения особенностей театрального здания, облика актера и поведения зрителя изучить жизнь театра с момента его рождения до того периода, когда он стал таким, каким мы все его знаем. Разговор, подкрепленный богатым иллюстративным материалом, рисованием в тетради, облачением в стилизованные костюмы, становится притягательным и понятным для ребенка, даже если он еще не знаком с историей Древней Греции, Рима, Средневековья. Второй элемент курса - часть практическая: знакомство с репертуаром городских театров, с их архитектурным убранством и месторасположением, а также с коллекциями Театрального музея и лучшими образцами мирового кинематографа, в которых воссоздан театр разных эпох. Третий элемент, без которого обучение не мыслимо – творчество самих детей: от заполнения зрительской анкеты до написания мини-рецензии на спектакль, от создания маски к венецианскому карнавалу до строительства макета собственного маленького театрика. Хочется верить, что в процессе изучения таким образом выстроенного курса обогащается и информативный, и зрительный запас ребенка, раскрепощается фантазия и творческая инициативность учеников, развивается наблюдательность в маленьком зрителе.
Курс рассчитан минимум на два года. В течение первого дети знакомятся с историей зарубежного театра, в течение второго – изучают русский театр. Разговор начинается, конечно же, с зарождения театрального искусства, и я прошу детей мысленно перенестись в Древнюю Грецию, в город Афины, к подножию Акрополя… Сравнивая схемы архитектурных построек с фотографиями дошедших до наших дней величественных греческих руин ученики знакомятся со строением древних театров. При этом они изучают не только особенности архитектуры и актерского мастерства (драматургия в следствие возраста учащихся наименее затронута в придуманной мною программе), но и театральные традиции греков... Вслед за античностью перед детьми проходят еще три основные эпохи театрального становления: средние века, ренессанс и эпоха барокко – время, когда сложился ярусный тип зрительного зала и сцена-коробка. После чего дети получают возможность самостоятельно решать, на какой сцене играть было удобнее: под открытым небом, на передвижной повозке (педженте) или же в центральном нефе собора…
Второй год обучения раскрывает сложный процесс внедрения театральной культуры в быт и нравы русского человека. Дети знакомятся с такими специфическими театральными формами как народный, церковный, придворный, крепостной театр, а также с театрализованными видами развлечений русских правителей и их приближенных (маскарады, шутихи, потешные бои, летающие огни, ледяные горы). Ближе к концу курса речь уже пойдет об истории создания известнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга…
Несмотря на то, что дети пятого и шестого классов по большей части еще не знакомы с перечисленными культурно-историческими эпохами, курс История театра поможет им в дальнейшем, затрагивая и быт, и мировоззрение, и социальное поведение людей разных эпох, подготовит класс к урокам истории Древней Греции и Рима, Италии эпохи Возрождения или Англии времен Вильяма Шекспира. То же касается и русской истории. В итоге раздел учебника, посвященный культуре и искусству, частично будет детьми уже освоен.
Несмотря на то, что материал занятий сам по себе занимателен для детей десяти -двенадцатилетнего возраста, курс История театра не мыслим без игровых, интерактивных заданий и, конечно же, без богатого иллюстративного материала. Представлю некоторые свои наработки в этой области.
Большинство детей любят рисовать. Замечено, что в своих тетрадях они рисуют куда охотнее, чем пишут. Многие с радостью выходят рисовать к доске. Хорошо, когда и учитель рисует вместе с ними – причем не только на доске, но и дома, создавая учебные пособия своими руками, не стесняясь своих художественных способностей. Такие пособия сразу привлекут внимание ребенка, вызовут желание посоревноваться с учителем, то есть разбудят в нем творческую активность. Например, для изучения символики античного спектакля мною был сделан набор рисунков, схематично изображающих основные элементы костюма центральных героев греческой трагедии. В наборе присутствовал Царь (актер выходил в красном хитоне со скипетром в руке), Царица (белый хитон с красной каймой), Прорицатель (клетчатый хитон, на голове лавровый венок), Изгнанник (темно-синий хитон), Нищий (в лохмотьях), Дионис (в руках держит тирс, увитый виноградной лозой), Геракл (в львиной шкуре и с палицей) и другие. <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>, <Рисунок5>. Наблюдая, как из папки учителя друг за другом появляются эти персонажи и выстраиваются на доске в ряд (для этого просто необходим набор магнитов), ученики, перерисовывая фигурки и цветовые пятна, быстрее запоминают материал и одновременно учатся конспектировать полученную информацию через изображение. Учатся играючи.
А вот проверить, запомнили ли они пройденное на уроке, поможет другое задание – игра Кто есть кто в греческом спектакле? Суть игры заключается в создании скульптурной композиции. Наиболее бойкие ученики по жребию вытаскивают (из шляпы своего учителя) роли, облачаются в импровизированные костюмы (для этого хорошо подойдут цветные платки и шали) и замирают в соответствующих позах, образуя скульптурную группу. Остальные дети отгадывают, кто перед ними представлен и исправляют неточности в выборе костюма или позы (если таковые есть). Ученики с азартом принимают игру с облачением в разноцветные ткани, живо откликаются на разгадывание по элементам костюма персонажей древнегреческой трагедии. В дальнейшем это могут быть герои моралите, мистерии, словом, любого аллегорического спектакля. <Рисунок6>.
Помимо игровых, мною проводились и письменные творческие работы. Так наиболее интересным детьми было признано итоговое сочинение по теме Развлечения древних римлян. Сочинение это не простое, создается по определенным правилам - в рамках предложенной ситуации. И главная его цель не только научить ребят легко излагать свои мысли на бумаге, но и прочувствовать дух изучаемой эпохи. Поэтому самым опасным врагом в такого рода работе я считаю употребление современных слов и оборотов. А ценнейшим достоинством – смелость фантазии в сочетании с попаданием в стиль эпохи. Итак, каждый ученик получает от меня карточку с картинкой (изображением римского театра или амфитеатра) и заданной ситуацией, свидетелем которой он должен себя представить. <Рисунок7>, <Рисунок8>. Задание так и называется Раскрась картинку словами. Для большей наглядности привожу пару вариантов таких “раскрасок”.
Карточка № 6: Колизей с птичьего полета.
Исходная ситуация: Представь, что ты – птица. Ты паришь в теплом небе над Римом, пролетаешь над Колизеем и видишь публику, сидящую на ярусах, видишь зрелище, разворачивающееся на арене. Опиши, что происходит в амфитеатре, и как он выглядит с высоты птичьего полета.
Работа Намазовой Сабины: С высоты птичьего полёта амфитеатр выглядит очень маленьким, как муравейник. На арене проходят гладиаторские бои. Публика в восторге. Она сидит и смотрит на это зрелище. Все кричат, топают ногами, хлопают в ладоши, “болеют” за гладиатора, который побеждает. Люди кричат ещё громче, они рады за победителя. Погода в это время замечательная: ни холодно, ни жарко. Дует свежий ветерок. Но зрители не обращают на это внимания. Все, не отрывая глаз, смотрят зрелище… Представление подходит к концу. Все встают и уходят домой, чтобы отдохнуть и завтра придти смотреть гладиаторские бои снова.
Карточка № 10: Воспоминания раненного гладиатора.
Исходная ситуация: Представь, что ты – раненый гладиатор. Тебя отнесли в помещение, что находится под ареной. Здесь холодно, сыро и плохо пахнет. Ты слышишь скрежет оружия, вопли зверей и своих товарищей-гладиаторов. Шоу продолжается. Публика в восторге. Опиши, что произошло до того, как ты был ранен и попал сюда. Вспомни, как принимали тебя зрители и почему даровали жизнь.
Работа Титовой Дианы: Я вышел на арену. В руках у мены щит и меч. Соперник мой был вооружен сетью и трезубцем. Мы начали сражаться. Я отражал щитом сильные удары соперника и пытался достать его мечом. Мы долго бились. Мне удалось ранить противника в ногу, но в последний момент он набросил на меня сеть и серьезно ранил трезубцем. Победивший гладиатор посмотрел на публику, и зрители даровали мне жизнь. Меня, истекающего кровью, унесли с арены. И теперь, если повезет, я выживу. И продолжу сражаться!
Оснащение классов современной техникой (телевизор, видеомагнитофон, компьютер с подключенным к нему видеопроектором) позволяет активно включать в ход урока просмотр как слайд-шоу, так и видеофильмов. Для этого мировой кинематограф давно подготовил богатую коллекцию. Перечислю только некоторые фильмы, отрывки из которых помогли моим ученикам лучше представить средневековый бродячий театр, театр эпохи Возрождения, развлечения допетровской Руси и императорской России:
“Амадей” - режиссер П. Шафферс (1984 г.)
“Андрей Рублев” - режиссер А. Тарковский (1966-1971 гг.)
“Влюбленный Шекспир” - режиссер Д. Мэдден (1998 г.)
“Волшебная страна” - режиссер Т. Бартон (2004 г.)
“Гамлет” - режиссер Г. Козинцев (1964 г.)
“Гладиатор” - режиссер Р. Скотт (1999 г.)
“Дети райка” - режиссер М. Карне (1946 г.)
“Как царь Петр арапа женил” - режиссер А. Митта (1976 г.)
“Красота по-английски” - режиссер Р. Эйр (2003 г.)
“Крепостная актриса” - режиссер Р. Тихомиров (1963 г.)
“Петр I” - режиссер В. Петров (1937-1938 гг.)
“Ромео и Джульетта” - режиссер Ф. Дзеффирелли (1968 г.)
“Сибирский цирюльник” - режиссер Н. Михалков (1998 г.)
“Сирано да Бержерак” - режиссер Ж.-П. Раппно (1990 г.)
“Театр” - режиссер И. Сабо (2004 г.)
Даже этот краткий список говорит о том, что большинство фильмов изначально не предназначены для детского просмотра. Однако не стоит бояться, что они будут слишком сложными для ребенка - ведь отобранные отрывки редко когда занимают 40 минут, то есть целый урок. Также не стоит беспокоится по поводу того, что современные дети хуже воспринимают черно-белые фильмы, чем цветные – для того и создан курс Истории театра, чтобы приучать детей к зрительской работе, к напряжению во время просмотра (не важно спектакль это или фильм). Советую также не пренебрегать новинками кино. Это не только сближает учителя и учеников, но и показывает современные взгляды на историю театра других людей - популярных актеров и режиссеров, которые являются, может быть, большими авторитетами для подрастающего поколения, чем школьные учителя.
По статистике, человек в возрасте от 7 до 17 - самый редкий гость в зрительном зале. Современный театр кажется молодому поколению развлечением сентиментальных бабушек, воспринимается как искусство устаревшее. В большинстве случаев при выборе: пойти в кино или в театр – предпочтение, к сожалению, отдается просмотру фильмов или сериалов. Это и отражается на листах специфической анкеты, заполнить которую я прошу своих учеников на самом первом занятии.
Вопрос: Вспомни, когда ты последний раз была в театре. Какой это был театр, и каковы твои впечатления от просмотренного спектакля?
Люба: В последний раз я была в театре год назад. Представление я, к сожалению, не помню, как называлось, но зато могу его очень хорошо пересказать. Театр я тоже не помню.
Ксения: Мы ходили на оперу “Севильский цирюльник”. Мне очень понравилось, потому что я на опере была в первый раз, и я сидела в первом ряду.
Арина: Балет назывался “Золушка”. Мне очень понравился этот балет, потому что на сцене было очень красиво и потому что я знала содержание спектакля.
Анкета - на мой взгляд, лучший способ познакомится с новыми учениками, причем это способ, выбранный самими учениками (в 5-6-х классах на партах частенько видишь тетрадки с задушевными вопросами)… Главной пользой от анкет на уроке истории театра является то, что отвечая на мои вопросы (они делают это самостоятельно или совместно с родителями), дети выдают отношение к искусству в семье, показывают уровень образованности и раскрывают широту интересов. Легко выясняется активно или нет ребенок посещает спектакли. Успел он или нет познакомиться с различными театральными формами (кукольный спектакль, балет, опера). Ходит ли он в театр с родителями или только с классом в рамках культпоходов.
Вопрос: Что бы ты сделала в первую очередь, если бы оказалась за кулисами театра?
Анжелика: Я бы хотела заглянуть в гримерную артистов.
Элен: Зашла бы в костюмерную.
Юля: Сказала бы всем “здравствуйте” и похвалила бы за спектакль.
Даша: Поздравила бы актеров с успешной сценой или же сказала бы, что все пройдет хорошо.
Маша: Повторила бы слова.
Настя: Сконцентрировалась.
Среди заполненных листов встречаются уникальные ответы, сразу характеризующие автора как человека творческого, неординарного. Но чаще анкета рисует портрет активного ученика (который легко и с энтузиазмом учится, с радостью участвует в школьных спектаклях, любит посещать предлагаемые школой мероприятия) или равнодушного, ничем не заинтересованного ребенка. Увлечь его – вот по-настоящему сложная задача для педагога. Однако, листы анкеты могут соврать. Так скупой на слова ребенок, ответивший на все вопросы короткими не помню, не видел, не коллекционирую, не имею, раскроется в процессе уроков, и окажется, что у него творческое восприятие мира, что он способен (если захочет) по-новому посмотреть на привычные вещи и в обыденной жизни увидеть элементы театра. Странно, но такие дети, как правило, в реальный театр не ходят…
Отмечу, что многие мои респонденты писали о попытках смотреть балет по телевизору или слушать оперу по радио – здесь не важно впечатление от просмотренного/услышанного (понравилось или нет). По собственному опыту знаю, что это трудно даже для взрослого, а терпение ребенка вызывает подлинное уважение, поражает его усердие, само желание, красиво говоря, тяга к искусству… И при этом на вопрос Коллекционируешь ли ты театральные программки?, почти все мои ученики (за редким исключением) ответили отрицательно. Более того, оказывается в их семьях вообще предпочитают программки не покупать – а это уже говорит об уровне зрительской культуре. Без программки в спектакле многое остается непонятным, его название и герои быстро забываются, а выход в театр не превращается в торжественный ритуал - ритуал, когда из зала выносишь не только эмоциональное впечатление, но и реальную “театральную” вещицу. Об уровне зрительской культуры говорит и другой обнаруженный мною случай: девочка с энтузиазмом описывала семейный поход на балет. Мне нравится балет. Кстати, папа у меня заснул, а мама болтала со знакомыми. Только я потом рассказала бабушке, что увидела. Как говорится, устами ребенка глаголет истина: многие взрослые сами подают не лучший пример поведения в театре и отношения к театральному искусству, считая, что если они вывезли свое чадо на спектакль, то его культурное приобщение состоялось.
Возможно, организация в школе не только театральной студии, но и факультативного курса История театра поможет приобщить ребенка к театральному искусству, сделает это искусство понятнее и ближе, пробудит энтузиазм по отношению к чему-то большему, чем школьная программа, телесериалы, реалити-шоу, компьютерные игры и sms-сообщения…
Вопрос: Разыгрываешь ли ты дома (возможно, вместе с братьями и сестрами) театральные представления?
Лейла: Я попробую.
<Рисунок9>.