Тема: Деление многозначных чисел на трехзначные.
Цели:
1. Познакомить с новым случаем деления,
когда требуется трехзначное число разделить на
трехзначное.
2. Деление четырехзначных чисел при однозначном
частном.
3. Совершенствовать умения решать задачи и
уравнения.
Оборудование: портрет Семена Дежнева, физическая карта России, рисунок морских судов, индивидуальные карточки с заданиями, алгоритмы деления, плакаты с краткой записью задач, перфокарты, светофоры, индивидуальные доски, аудиозапись физкультминутки, учебники по математике под редакцией Моро, тетради.
Интегрирование с другими предметами:
1) с историей;
2) с природоведением.
ЧИП (сильные учащиеся).
ДЕЙЛ (средние учащиеся).
РОКИ (слабые учащиеся).
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодня наш урок математики связан с историей. Мы вспомним с вами знаменитого мореплавателя, первооткрывателя и исследователя восточной части России Семена Дежнева.
Вот его портрет.
1 ученик заранее готовит сообщение о нем:
Семен Дежнев родился в 1605 году в городе Великий Устюг. Он многое сделал для России. Открыл пролив между Азией и Америкой, полуостров Чукотка, Анадырский залив, первым совершил плавание в Чукотское и Берингово моря (показ учителем на карте).
2. Подготовка к новой теме.
1 ученик, решив примеры на доске, узнает, как называется восточная часть России, которую осваивал Семен Дежнев?
17,480 : 23 |
29,736 : 56 |
17,640 : 35 |
89,200 : 400 |
504 |
223 |
760 |
531 |
||
Р |
Б |
И |
С |
И |
Ь |
2 ученик, решив примеры на порядок действий, определит, в каком году это было?
(70,200 – 15,678 : 39 ) – 1,175 х 5.
– Кто такие землепроходцы? (Отважные люди, которые первыми осваивали новые земли).
– Сегодня землепроходцами будут ребята из группы ЧИП. Они будут готовить, используя алгоритм, объяснение новой темы: “Деление многозначных чисел на трехзначные” (2 ученика у доски).
Задание № 1
Объясни решение по алгоритму деления:
639 : 213 |
1368:342 |
Реши: 738 : 246 |
1456 : 364 |
Алгоритм деления
1. Нахожу первое неполное делимое.
2. Определяю количество цифр в частном.
3. Подберу цифру частного.
4. Проверю, верна ли цифра частного.
– А мы в этот момент определим, кто были первыми землепроходцами, решив примеры устного счета. Карточки устного счета (у учеников на парте).
60 x 6 + 40 : 10 = З
(810 : 90 + 40) : 7 = И
6 х (450 : 5 – 20) = А
5.600 : 100 + 56 x 0 = К
500 – (630 : 70 х 30) = А
2.000 – 20 x 80 + 150 = К
– Соблюдая правила порядка действий, выполните задание. Результаты вычислений запишите на карточке.
(Проверка с места по цепочке).
Запишите ответы в порядке убывания в тетради и по буквам определите слово.
– Кто же были первыми землепроходцами? (Казаки).
С. Дежнев из Великого Устюга с отрядом казаков попал в Якутск. Оттуда он совершал длительные походы на восточные границы России. Суда, на которых плавали казаки, назывались КОЧИ. Они предназначались для прохода сквозь льды. Но не всем удавалось дойти до цели.
Решим задачу. В путь отправились 8 судов по 30 чел. в каждом. Сколько всего человек участвовало в экспедиции? (8 судов по 30 человек)
Всего – ? ч.
В 1 месяц от экспедиции отстали в пути 2/3 всей команды. (Отстали – 2/3)
Отстали – ?
Продолжили – ?
РОКИ – Сколько человек отстали от экспедиции?
(240 : 6 х 2 – 80 чел.)
ДЕЙЛ – Сколько человек продолжили путь?
(240 : 6 х 2 – 80 чел., 240 – 80 = 160 чел.)
Проверка у доски.
– Как называлась восточная часть России, которую осваивал Семен Дежнев? (Сибирь.) (Показ на карте).
– В каком году это было? (В 1648.)
3. Физкультминутка.
4. Объяснение нового материала.
– И так, группа ЧИП готова к
объяснению нового материала.
– Положили перед собой алгоритм деления, прочитайте
его шепотом.
– Слушаем объяснение...
5. Закрепление новой темы.
– Группа ЧИП с Семеном Дежневым из Якутска отправляется в путь. Именно он первым проплыл из Северного Ледовитого океана в Тихий океан и доказал, что между Азией и Америкой есть пролив. Как называется этот пролив, ребята узнают, решив примеры на карточках (задание № 2).
Реши примеры и узнай название пролива.
708 : 354 |
Е |
1,341 : 149 |
Б |
876 : 219 |
В |
2,140 : 428 |
Г |
3,682 : 526 |
О |
6,696 : 837 |
Н |
1,926 : 642 |
И |
4,476 : 746 |
Р |
– А мы займемся закреплением новой темы.
Запишите в тетрадях № 330 (уч. Моро). Три примера у доски, один самостоятельно.
Проверка группы ЧИП.
– Как называется пролив между Азией и Америкой? (Берингов.)
6. Повторение пройденного.
– Решим задачу (в тетрадях).
Карточка: Ширина пролива 180 км. С левого и правого берегов одновременно навстречу друг другу направились два судна. Встретились они через 2 часа. Узнай, с какой скоростью плыло второе судно, если первое двигалось со скоростью 30 км/ч?
Заполни таблицу.
Скорость |
Время |
Расстояние |
– Составим план решения задачи.
РОКИ – (на индивид, доске), 1 ученик.
1) 30 x 2 = 60 (км).
2) 180 – 60 = 120 (км).
3) 120 : 2 – 60 (км/ч).
ДЕЙЛ – другим способом (на индивид, доске).
1) 180 : 2 = 90 (км/ч).
2) 90 – 30 = 60 (км/ч).
ЧИП – выражением (на индивид, доске).
180: 2 – 30 = 60 (км/ч).
(180 – 30 x 2) : 2 = 60 (км/ч).
После открытия пролива случилась сильная буря. Она разметала суда. Члены экспедиции оказались на разных островах.
– Решив уравнения, вы узнаете, сколько человек было на каждом острове.
РОКИ |
ДЕЙЛ |
ЧИП |
375 : X = 125 |
X х 103 – 300 + 125 |
152 = 212 х X = 1000 |
7. Итог урока.
– Семен Дежнев и несколько его товарищей оказались на материке: “Холодные и голодные, нагие и босые” шли они в поисках людей. Только через десять недель Семен Дежнев вернулся домой.
Из его подробного отчета о путешествии и узнали о важном открытии. В честь Семена Дежнева назван мыс на Чукотском полуострове. (Мыс Дежнева.)