Урок-прогулка по заветным местам Санкт-Петербурга (урок математики) по теме: "Объем прямоугольного параллелепипеда" (закрепление)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Отрабатывать умение вычислять объем параллелепипеда разными способами.
  • Закреплять умение решать задачи изученных видов.
  • Продолжить работу над отрабатыванием устных вычислительных навыков.
  • Развивать у учащихся эстетический вкус, воспитывать любовь и интерес к своему городу.

1. Вводная часть.

Хочу начать наш урок со стихотворения А. Прокофьева. Догадайтесь, о чем оно.

Я счастлив, что в городе этом живу,
Что окна могу распахнуть на Неву,
Я вижу, как зори над нею играют –
Так сильно, так ярко, что волны пылают.

Сегодня я приглашаю вас совершить заочное путешествие-прогулку по прекрасным уголкам нашего города, еще раз насладиться его мощью и красотой.

2. Устные вычисления.

(Сопровождаются наглядными иллюстрациями с видами города).

В качестве разминки – устный счет. Записывайте только ответы. Итак, готовы?

Вперед! <Фотография 1>

  • Год рождения Санкт-Петербурга? (1703 г.)
  • Перед нами грандиозное здание. Назовите его. (Исаакиевский собор). Строительство Исаакиевского собора архитектором Монферраном началось в 1818 г., а закончилось в 1858 г. сколько лет шло его строительство? (40).
  • На краю Исаакиевской площади находится самый широкий мост – Синий мост (раньше он был деревянный и выкрашен в синий цвет). Узнайте его ширину, если длина моста 35 м, а площадь 3500 м? (100 м).
  • А вот и самый знаменитый памятник. Назовите. Автором Медного всадника является скульптор Фальконе, пьедесталом для памятника служит гранитный монолит “Гром-камень”, его масса 1 600 000 кг. Вырази его массу в тоннах. (1600 т).
  • В 1770 г. началось его строительство, а в 1782 г. состоялось торжественное открытие. Сколько лет Фальконе ваял этот памятник? (12).
  • Вспомните, в каком году мы отмечали 300-летие нашего города? (2003 г.).
  • 15 ноября 1955 г. состоялось открытие первой линии Ленинградского метрополитена. Сколько лет нашему метро? (50).
  • Жизнь многих замечательных людей связана с нашим городом. Последний год своей жизни здесь провел С. Есенин. Наш город вдохновил поэта так, что он создал в это время самые замечательные произведения. Поэт родился в 1895 г., сейчас 2005 г. Сколько лет со дня рождения? (110 лет). (Проверка: на доске висят полоски, на которых открываются ответы – при сверке полоски поворачиваются <Фотография 2>).

  • Проверим, если ответы правильные, у нас получится какое-то здание? 1703, 40, 100, 1600, 2003, 50, 110. Узнали? (Адмиралтейство). Да, это наше с вами детище (получается рисунок здания Адмиралтейства). А вот так выглядит настоящее здание Адмиралтейства, созданное архитектором Захаровым (показ иллюстрации).

3. Решение задач изученных видов.

А сейчас мы окунемся в мир искусства. Это место так и называется – Площадь Искусств (иллюстрация – музеи, театры). Перед нами Михайловский дворец архитектора Росси, сейчас здесь располагается Русский музей, а справа находится здание Михайловского театра – это Академический театр оперы и балета им. Мусоргского.

Задача № 1.

(Звучит вальс из балета “Спящая красавица”. Музыка вальса сопровождает все решение данной задачи или работа с данной задачей ведется на фоне звучания вальса Чайковского):

  • Приглашаю вас посмотреть балет на музыку Чайковского “Спящая красавица”. Пишите свое решение в тетрадь.
  • Наш спектакль начинается в 11.00, а заканчивается в 13 ч. 30 мин. Был антракт 30 мин. Сколько времени длился спектакль?
    1. 13 ч. 30 мин. – 11 ч. = 2 ч. 30 мин.
    2. 2 ч. 30 мин. – 30 мин. = 2 часа (проверка решения задачи).
  • Говоря о Санкт-Петербурге, не забудем, через какой урок эта тема идет. Что мы проходим на уроке математики? (Вычисление объема параллелепипеда).
  • Как можно вычислить объем? (Двумя способами:
    1. Перемножить длину, ширину и высоту;
    2. Найти площадь и умножить ее на высоту).

4. Закрепление нового материала.

(Звучит тихая приятная мелодия.)

  • Был антракт. Прогуливаясь по фойе театра, мы зашли в небольшое помещение, где можно посидеть и отдохнуть. Давайте возьмем книгу и поработаем ней. (“Математика. 4 класс. Рудницкая). Откройте учебник на стр. 69, № 257. Дети читают задачу: “Длина комнаты 5 м, ширина комнаты 4 м, высота 3 м. Вычислите объем комнаты. Какой способ выберете? Запишите решение.

5 · 4 · 3 = 60 (м?)

5. Музыкальная пауза.

  • Ну что, засиделись в театре? Хотите прогуляться, отдохнуть?

Музыкальная пауза “Ручеек”: дети берут друг друга за руки и движутся между рядами парт под быструю музыку.

6. Решение задач изученных видов.

  • Незаметно подошли к набережной. А давайте-ка, прокатимся по Неве на прогулочном катере. (Иллюстрация).

Задача № 3.

“Расстояние (длина) Невы – 74 км. Мы были в пути 2 часа. С какой скоростью двигался наш катер?”

  • Запишите решение.

Проверка: 74 : 2 = 37 (км/ч)

7. Закрепление нового материала.

Иллюстрация с видом Эрмитажа.

  • Вот мы на пристани, выходим из катера, перед нами самая знаменитая достопримечательность нашего города. Кто узнал? Это здание Эрмитажа архитектора Растрелли. Применим наши знания здесь.
  • Узнайте, сколько кубических метров составит это здание. Каким способом будете решать? Проверка:

Длина – 200 м

Ширина – 160 м

Высота – 22 м

  1. 160 · 200 = 32 000 (м?) – площадь
  2. 32 000 · 22 = 704 000 (м?)

8. Повторение пройденного.

  • Какую тему мы изучали недавно на уроке математики? – Умножение на трехзначное число.
  • Сейчас вы составите пример на умножение, используя данные об Эрмитаже: Эрмитаж имеет 117 лестниц, 176 скульптур на крыше здания. Ребята, сколько математических операций выполняем при таком умножении? (4) Для выполнения каждой операции ученики выходят по одному – по цепочке.

9. Подведение итогов.

Звучит песня “Город над вольной Невой…”. На фоне музыки учитель говорит:

  • Ну вот, и заканчивается наше путешествие. Какие ваши впечатления? (Ученики отвечают).
  • Мне бы очень хотелось запечатлеть вас сегодня на память. Мы сделаем не фотографию, а создадим свою рисографию. (Висит лист ватмана, на нем написано: “Нам хорошо вместе”. На партах лежат нарисованные лица детей. Ученики подходят и прикрепляют свои мордашки на этот лист. Это и психологический портрет: можно узнать, как в коллективе чувствует себя ребенок – смотря как и куда он прикрепил свое лицо <Фотография 3>).

  • Итак, сегодня мы снова соприкоснулись с красотой и величием нашего прекрасного города. Мне бы очень хотелось, чтобы после нашего урока у вас появилось желание и стремление побывать в центре нашего города, посетить его музеи и театры.

Спасибо всем за работу! Я вас очень люблю!

Материал к уроку:

  1. Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга;
  2. Рисунок здания Адмиралтейства из сложенных полосок ватмана;
  3. Учебник “Математика. 4 класс” автор – Рудницкая (программа “Школа ХХ1 века”);
  4. Нарисованные лица учащихся для рисографии на листе ватмана “Нам хорошо вместе”;
  5. Музыкальное сопровождение: вальс из балета П.И.Чайковского “Спящая красавица”, песня “Город над вольной Невой…”, любая приятная мелодия, песня “Бежит ручей” ансамбля “Золотое кольцо”.