Тема: “Зона степей”.
Цели:
- познакомить с природой степей, деятельностью людей и экологическими проблемами;
- продолжить знакомство со способами оздоравливания организма;
- совершенствовать выразительное чтение поэтических произведений, учить слышать музыку стиха, развивать музыкальный слух, чувства;
- закончить изготовление поделки из природного материала.
Оборудование: карта “Природные зоны”, осенние листочки из бумаги со стихами об осени, вазы – аппликации из цветной бумаги, засушенные растения на каждой парте.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
Музыка.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Осенняя песня”.
– Какое настроение возникло, когда вы слушали музыку?
– Какое из времен года подходит к этой музыке?
– О чем можно грустить осенью?
Внеклассное чтение.
– Вы догадались, что осенние листья не случайно попали к вам на столы. Что в них написано? Определите жанр.
– Прочтите эти стихи и подумайте: какие из них больше всего подходят к нынешнему состоянию природы?
Окружающий мир.
–Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Лес и человек/)
– Покажите на карте лес.
– Предлагаю провести “Брейн – ринг”.
Вопросы для первого ряда.
1.Сколько лет “ живет” хвоя сосны? (2-3 года)
2.Какая птица ходит по стволу вниз головой? (Поползень)
3.Как называется дикая свинья? (Кабан)
4.Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)
5.Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
6.Ты растер ногу в пути. Как облегчить боль? (Подорожником)
7.Какую траву любят кошки? (Валериану)
8.Может ли гриб съесть дом? (Может)
9.Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
10.Умеют ли плавать слоны? (Даже под водой)
Вопросы для второго ряда.
1.Назовите птицу, которая летать не умеет, зато плавает не хуже рыб. (Пингвин)
2.Слепыми или зрячими рождаются котята? (Слепыми)
3.Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору)
4.Кто кукует у кукушки? (Самец)
5.Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест)
6.Какие грибы появляются первыми? (Сморчки)
7.Какие птицы едят грибы? (Глухари)
8.Почему у сосны нижние ветви отмирают?
9.Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Шиповник, черная смородина)
10.Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах? (Подорожник)
Вопросы для третьего ряда.
1.Самая маленькая птица на земле. (Колибри)
2.Сколько насекомых съедает за сутки синица? (Сколько весит сама)
3.Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
4.Где у кузнечика ухо? (На ноге)
5.С прилетом каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей)
6.Чем ценна древесина лиственницы? (Не гниет)
7.У каких растений листья краснеют ? (Рябина, осина)
8.Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
9.Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Средство от кашля)
10.Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза)
Итог:
– Молодцы, ребята, много уже знаете, а знать природу – это значит приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим.
Экологический рассказ.
Всю неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но ребята решили поехать в лес сами. Дорогу они уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.
Веселой громкой музыкой оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела детей к березовой роще. По дороге им часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые были незнакомы, школьники сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали им на прощание.
– Как вы думаете, можно назвать детей друзьями природы? Почему?
На доске плакат:
Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет.
Консервная банка – более 30 лет.
Полиэтиленовый пакет – 2000 лет.
Стекло – 1000 лет.
Физминутка.
Давайте немного отдохнем.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем ,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
3. Изучение темы “Степь”.
– Сегодня мы отправляемся в путешествие в зону, которая простирается южнее зоны лесов.
Посмотрите на карту, какого цвета эта зона?
– Послушайте рассказ и представьте себе эту картину.
Психологический этюд.
(Звучит песня “Степь да степь кругом”).
“Степь да степь кругом” – так поется в русской песне. Безбрежные просторы. Неоглядные дали. Раздолье для ветров.
Вот пробежал легкий ветерок, и волнами закачался ковыль, как будто легкая зыбь коснулась тоненьких нежных стебельков этого злака.
В жаркие дни знойного лета воздух напоен горьким ароматом. Это полынная степь. Все тихо и спокойно. И вдруг, как всполох, поднялось легкое пестрое облако – стая стрепетов взметнулась над степью и так же неожиданно исчезла.
Слух услаждают нежные трели цикад, кузнечиков, кобылок. Множество сурков, сусликов облюбовали эти открытые места. Есть в степи и зайцы, есть и охотники на них – лисы.
Много змей, ящериц. Богат растительный и животный мир степи, когда достаточно влаги. Страшно же выглядит степь в период засухи. Все выжжено солнцем. Голод гонит животных прочь. Некоторые суслики и сурки впадают в спячку. С дождями возвращается жизнь в этот богатый край с плодородными черноземными почвами. Мало осталось нетронутых диких степных уголков, везде поля, человек распахал все.
– Какие картины возникли в вашем воображении? Что вам все это напоминает?
– Как вы думаете, как приспособились растения степной зоны к засухам?
4. Закрепление.
Самостоятельная работа с учебником.
– На стр. 76 учебника есть фотографии растений. Что их объединяет?
Демонстрация гербария.
– Подумайте, водится ли в степной зоне медведь?
– Почему нет?
– Какие животные водятся? (стр. учебника 78-79).
– Как животные приспосабливаются к жизни в степи?
– Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Почему
Вывод …
Технология.
– Составление букетов из сухих цветов.
Как называется искусство составления букетов?
– Можете ли вы назвать цветы ваших букетов?
– Где они растут?
5. Итог.
– Что дал вам наш урок?
– Что тронуло вашу душу?
– Я хочу угостить вас, ребята, чаем. Этот чай необычный. Он заварен на полезных травах нашей малой Родины.