Урок обобщения знаний по математике в 5-м классе по теме: "Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


“БОЛЬШИЕ ГОНКИ”

Тип урока: Урок-соревнование.

Форма урока: Групповая.

Эпиграф урока “Тише едешь, дальше будешь”

Игра проводится по теме “Действия с натуральными числами”.

Задачи урока:

  • Обучающие: вырабатывать у учащихся умения и навыки в решении упражнений и задач с натуральными числами;
  • Развивающие: развивать внимание, память, активность на уроках, интерес и любовь к уроку;
  • Воспитывающие: воспитывать взаимоуважение, ответственность, дисциплинированность учащихся.

Класс разбивается на команды по 4-6 человек. Каждая команда – это экипаж машины. Гонка проводится в несколько этапов. На каждом этапе команда набирает определенное количество баллов, которые фиксируются фишками разного цвета:

5 баллов – красного цвета,

4 балла – зеленого цвета,

3 балла – синего цвета,

2 балла – желтого цвета,

1 балл – белого цвета.

Судьи следят за ходом гонки, подводят результаты каждого этапа, выдают фишки. Если экипажу понадобилась “скорая помощь”, то он должен отдать фишку в 2 балла (фишка желтого цвета).

1-й этап. Расшифровка названия.

На доске расположена таблица-ключ, на которой зашифровано название соревнования. По три участника от каждой команды решают устные примеры. Каждый пример приносит команде 1 балл – фишку белого цвета. Если участник решил пример неверно или не знает ответа, то право ответа переходит другому члену команды со штрафным очком.

Б О Л Ь Ш И Е Г О Н К И
39000 497 690 9700 7600 267 2700 680 8400 43 100 3700

 

1 команда 2 команда 3 команда 4 команда
25•76•4 Ш 179•69 - 169•69 Л 125•39•8 Б 57•68 - 47•68 Г
43•27+57•27 Е 20•84•5 О 87•97+13•97 Ь (63+89) - 52 К
148+67+52 И 149 – (57+49) Н 145+(297+55) О 4•37•25 И

Итак мы определили, что наше путешествие называется “Большие гонки”.

2-й этап. Готовность к гонке.

Перед выездом необходимо проверить готовность своей машины к гонкам.

Экипажи получают карточки с заданием. Необходимо, если есть, найти ошибки в решениях, исправить эти ошибки и

решить. За каждое выполненное задание – 3 балла (фишка синего цвета). За объяснение найденной ошибки – 2 балла (фишка желтого цвета).

1. Решить уравнение: 10х – х + 18 = 108.

Решение.

10х – х +18 =108;

9х =108 +18;

9х = 126;

х = 126 : 9;

х = 14.

Ответ: 14.

2. Упростить выражение: 14а +12а +7 – 11а + 5.

Решение.

14а +12а + 7 – 11а + 5=15а + 12.

3. Найти значение выражения: 6х + 7 +4х, при х = 11.

Решение.

6х + 7 +4х=17х;

х =11, 17•11=187.

4. Найти значение выражения: 148•57 +52•57.

Решение.

148•57 + 52•57 = (148 + 52) •57 = 200•57 = 11400.

5. Упростить выражение: 237 – (а + 137).

Решение.

237 – (а + 137) = 237 – а +137 =374 – а.

Ошибки допущены в 1 задании, 3 задании и в 5 задании.

3-й этап. Составляем карту гонки.

Чтобы составить карту гонки, необходимо собрать карточку. Каждому экипажу дают карточку с двумя задачами. Экипажи решают задачи с помощью уравнений, находят ответ на одной из частей карточки и прикрепляют эту часть на общую таблицу, расположенную на доске. После того как все задачи решены, на доске участники видят карту и текст задачи, которую надо решить. За каждую решенную задачу экипаж получает 4 балла (фишка зеленого цвета). За решение логической задачи 5 баллов (фишка красного цвета).

Карточка 1

Решить задачу, составив уравнение:

1. Турист до обеда прошел путь в

3 раза больше, чем после обеда. Какой путь турист прошел до обеда, если всего он прошел 24км?

2. В гараже стояло 65 машин, из них 3 части легковых машин и 2 части грузовых. Сколько грузовых машин было в гараже?

Карточка 2

Решить задачу, составив уравнение:

1. Машина проехала путь длиной 250км. Первая часть пути на 48км больше, чем вторая. Какова длина второй части пути?

2. Смесь конфет состоит из 5 частей шоколадных конфет и 4 частей карамели. Сколько грамм карамели в смеси, если все конфеты имеют массу 900г?

Карточка 3

Решить задачу, составив уравнение:

1. На двух улицах 93 дома. На первой – в два раза меньше, чем на второй. Сколько домов на второй улице?

2. В атласе 497 карт. 5 частей из них составляют карты города, а 2 части – карты области. Сколько карт города в атласе?

Карточка 4

Решить задачу, составив уравнение:

1. Автозавод за два дня выпустил

98 машин. В первый день на 6 машин меньше, чем во второй. Сколько машин было выпущено в первый день?

2. В книге 261 стр. Из них 7 частей составляет повесть, 2 части рассказ. Сколько страниц занимает рассказ?

 

62 18 400 355
101 52 26 58

Логическая задача:

Улитка ползет по стволу дерева высотой 10 м. Днем она поднимается на 5 м, а ночью опускается на 4 м. Через сколько дней улитка достигнет вершины дерева? (через 6 дней)

4-й этап. Гонка по пересеченной местности.

Все экипажи получают карточки с одинаковыми заданиями. Эти же задания вывешиваются на доске. Экипаж, который первым решил задание, выходит к доске и показывает свое решение. Учитывается, кто больше заданий выполнит. За выполненное задание экипаж получает 5 баллов (фишку красного цвета).

1. Найдите числа ребуса: аа + в =всс; (99 + 1 = 100);

2. В выражении расставьте скобки так, чтобы выполнялось равенство: 4 + 32 : 8 + 4 • 3 = 28; (4 + (32 : 8 + 4) •3 = 28);

3. Подставить вместо * цифры, чтобы получилось верное равенство.

Ответ:

4. Составьте магический квадрат (сумма чисел по горизонтали, вертикали и по диагоналям одинаковы):

4 1 4
     
     

Ответ:

4 1 4
3 3 3
2 5 2

5-й этап. Шоссейная гонка. (Блиц-турнир)

Ведущий задает вопросы, кто первый поднимет руку, тот и отвечает. За правильный ответ – 1 балл (фишка белого цвета).

1. Найдите три натуральных числа, сумма и произведение которых равна 6. (1+ 2 +3 = 1•2•3)

2. Найдите устно произведение чисел: 7•24•125. (7•3•8•125=21•1000=21000)

3. Выписаны все натуральные числа с 1 до 99. Сколько раз встречается в записи цифра 2? (20 раз)

4. Как из двух спичек получить десять? (Римская цифра Х)

5. Периметр квадрата равен 8 см. Чему равна площадь этого квадрата? (4см2)

6-й этап. Финиш.

Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому участнику экипажа нужно решить пример (в зависимости от количества времени учащимся предлагается решить первый или второй пример):

1. 67392 : (3504 – 3408) + 19232 : 601 (734)

49 • 23 + 3920 : 28 – 359 (908)

Кто первым решит пример тот получает 5 баллов (фишка красного цвета), 2-ой – 4 балла (фишка зеленого цвета), 3-ий – 3 балла (фишка синего цвета) и т. д.

Подведение итогов, выставление оценок, награждение победителей.

25 баллов и более – “5”; о

т 19 баллов до 24 баллов – “4”;

от 15 баллов до 18 баллов – “3”.

Для особенно активных участников необходимо приготовить небольшие призы.

Литература:

  1. Н. Я. Виленкин; В. И. Жохов; А. С. Чесноков; С. И. Шварцбурд “Математика. 5кл”
  2. В. И. Жохов; И. М. Митяева “Математические диктанты. 5 класс”