“БОЛЬШИЕ ГОНКИ”
Тип урока: Урок-соревнование.
Форма урока: Групповая.
Эпиграф урока “Тише едешь, дальше будешь”
Игра проводится по теме “Действия с натуральными числами”.
Задачи урока:
- Обучающие: вырабатывать у учащихся умения и навыки в решении упражнений и задач с натуральными числами;
- Развивающие: развивать внимание, память, активность на уроках, интерес и любовь к уроку;
- Воспитывающие: воспитывать взаимоуважение, ответственность, дисциплинированность учащихся.
Класс разбивается на команды по 4-6 человек. Каждая команда – это экипаж машины. Гонка проводится в несколько этапов. На каждом этапе команда набирает определенное количество баллов, которые фиксируются фишками разного цвета:
5 баллов – красного цвета,
4 балла – зеленого цвета,
3 балла – синего цвета,
2 балла – желтого цвета,
1 балл – белого цвета.
Судьи следят за ходом гонки, подводят результаты каждого этапа, выдают фишки. Если экипажу понадобилась “скорая помощь”, то он должен отдать фишку в 2 балла (фишка желтого цвета).
1-й этап. Расшифровка названия.
На доске расположена таблица-ключ, на которой зашифровано название соревнования. По три участника от каждой команды решают устные примеры. Каждый пример приносит команде 1 балл – фишку белого цвета. Если участник решил пример неверно или не знает ответа, то право ответа переходит другому члену команды со штрафным очком.
Б | О | Л | Ь | Ш | И | Е | Г | О | Н | К | И |
39000 | 497 | 690 | 9700 | 7600 | 267 | 2700 | 680 | 8400 | 43 | 100 | 3700 |
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | ||||
25•76•4 | Ш | 179•69 - 169•69 | Л | 125•39•8 | Б | 57•68 - 47•68 | Г |
43•27+57•27 | Е | 20•84•5 | О | 87•97+13•97 | Ь | (63+89) - 52 | К |
148+67+52 | И | 149 – (57+49) | Н | 145+(297+55) | О | 4•37•25 | И |
Итак мы определили, что наше путешествие называется “Большие гонки”.
2-й этап. Готовность к гонке.
Перед выездом необходимо проверить готовность своей машины к гонкам.
Экипажи получают карточки с заданием. Необходимо, если есть, найти ошибки в решениях, исправить эти ошибки и
решить. За каждое выполненное задание – 3 балла (фишка синего цвета). За объяснение найденной ошибки – 2 балла (фишка желтого цвета).
1. Решить уравнение: 10х – х + 18 = 108.
Решение.
10х – х +18 =108;
9х =108 +18;
9х = 126;
х = 126 : 9;
х = 14.
Ответ: 14.
2. Упростить выражение: 14а +12а +7 – 11а + 5.
Решение.
14а +12а + 7 – 11а + 5=15а + 12.
3. Найти значение выражения: 6х + 7 +4х, при х = 11.
Решение.
6х + 7 +4х=17х;
х =11, 17•11=187.
4. Найти значение выражения: 148•57 +52•57.
Решение.
148•57 + 52•57 = (148 + 52) •57 = 200•57 = 11400.
5. Упростить выражение: 237 – (а + 137).
Решение.
237 – (а + 137) = 237 – а +137 =374 – а.
Ошибки допущены в 1 задании, 3 задании и в 5 задании.
3-й этап. Составляем карту гонки.
Чтобы составить карту гонки, необходимо собрать карточку. Каждому экипажу дают карточку с двумя задачами. Экипажи решают задачи с помощью уравнений, находят ответ на одной из частей карточки и прикрепляют эту часть на общую таблицу, расположенную на доске. После того как все задачи решены, на доске участники видят карту и текст задачи, которую надо решить. За каждую решенную задачу экипаж получает 4 балла (фишка зеленого цвета). За решение логической задачи 5 баллов (фишка красного цвета).
Карточка 1 Решить задачу, составив уравнение: 1. Турист до обеда прошел путь в 3 раза больше, чем после обеда. Какой путь турист прошел до обеда, если всего он прошел 24км? 2. В гараже стояло 65 машин, из них 3 части легковых машин и 2 части грузовых. Сколько грузовых машин было в гараже? |
Карточка 2 Решить задачу, составив уравнение: 1. Машина проехала путь длиной 250км. Первая часть пути на 48км больше, чем вторая. Какова длина второй части пути? 2. Смесь конфет состоит из 5 частей шоколадных конфет и 4 частей карамели. Сколько грамм карамели в смеси, если все конфеты имеют массу 900г? |
Карточка 3 Решить задачу, составив уравнение: 1. На двух улицах 93 дома. На первой – в два раза меньше, чем на второй. Сколько домов на второй улице? 2. В атласе 497 карт. 5 частей из них составляют карты города, а 2 части – карты области. Сколько карт города в атласе? |
Карточка 4 Решить задачу, составив уравнение: 1. Автозавод за два дня выпустил 98 машин. В первый день на 6 машин меньше, чем во второй. Сколько машин было выпущено в первый день? 2. В книге 261 стр. Из них 7 частей составляет повесть, 2 части рассказ. Сколько страниц занимает рассказ? |
62 | 18 | 400 | 355 |
101 | 52 | 26 | 58 |
Логическая задача:
Улитка ползет по стволу дерева высотой 10 м. Днем она поднимается на 5 м, а ночью опускается на 4 м. Через сколько дней улитка достигнет вершины дерева? (через 6 дней)
4-й этап. Гонка по пересеченной местности.
Все экипажи получают карточки с одинаковыми заданиями. Эти же задания вывешиваются на доске. Экипаж, который первым решил задание, выходит к доске и показывает свое решение. Учитывается, кто больше заданий выполнит. За выполненное задание экипаж получает 5 баллов (фишку красного цвета).
1. Найдите числа ребуса: аа + в =всс; (99 + 1 = 100);
2. В выражении расставьте скобки так, чтобы выполнялось равенство: 4 + 32 : 8 + 4 • 3 = 28; (4 + (32 : 8 + 4) •3 = 28);
3. Подставить вместо * цифры, чтобы получилось верное равенство.
Ответ: |
4. Составьте магический квадрат (сумма чисел по горизонтали, вертикали и по диагоналям одинаковы):
4 | 1 | 4 |
Ответ:
4 | 1 | 4 |
3 | 3 | 3 |
2 | 5 | 2 |
5-й этап. Шоссейная гонка. (Блиц-турнир)
Ведущий задает вопросы, кто первый поднимет руку, тот и отвечает. За правильный ответ – 1 балл (фишка белого цвета).
1. Найдите три натуральных числа, сумма и произведение которых равна 6. (1+ 2 +3 = 1•2•3)
2. Найдите устно произведение чисел: 7•24•125. (7•3•8•125=21•1000=21000)
3. Выписаны все натуральные числа с 1 до 99. Сколько раз встречается в записи цифра 2? (20 раз)
4. Как из двух спичек получить десять? (Римская цифра Х)
5. Периметр квадрата равен 8 см. Чему равна площадь этого квадрата? (4см2)
6-й этап. Финиш.
Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому участнику экипажа нужно решить пример (в зависимости от количества времени учащимся предлагается решить первый или второй пример):
1. 67392 : (3504 – 3408) + 19232 : 601 (734)
49 • 23 + 3920 : 28 – 359 (908)
Кто первым решит пример тот получает 5 баллов (фишка красного цвета), 2-ой – 4 балла (фишка зеленого цвета), 3-ий – 3 балла (фишка синего цвета) и т. д.
Подведение итогов, выставление оценок, награждение победителей.
25 баллов и более – “5”; о
т 19 баллов до 24 баллов – “4”;
от 15 баллов до 18 баллов – “3”.
Для особенно активных участников необходимо приготовить небольшие призы.
Литература:
- Н. Я. Виленкин; В. И. Жохов; А. С. Чесноков; С. И. Шварцбурд “Математика. 5кл”
- В. И. Жохов; И. М. Митяева “Математические диктанты. 5 класс”